ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1664/12 от 01.11.2012 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-1664/2012

08 ноября 2012 года

  Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Чамзы-Ооржак А.Х. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Намдан Э.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заедании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мани+» к Администрации г. Ак-Довурак Республики Тыва о признании незаконными действия Администрации г. Ак-Довурак Республики Тыва в части препятствия осуществления деятельности ООО «Мани+» как управляющей компании по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: <...> ВЛКСМ, № 1 и № 2

при участии в судебном заседании: ФИО1 – руководителя ООО «Мани+» и ФИО2 – представителя заявителя по доверенности от 16.05.2012, и ФИО3 – представителя Администрации г. Ак-Довурак по доверенности от 19.09.2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мани+» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Ак-Довурак Республики Тыва (далее – Администрация) о признании незаконными действия Администрации г. Ак-Довурак Республики Тыва в части препятствия осуществления деятельности ООО «Мани+» как управляющей компании по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: <...> ВЛКСМ, № 1 и № 2.

Дело рассматривается в открытом судебном заседании в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 30 октября 2012 г. с 15 час. 30 мин. до 01 ноября 2012 г. на 15 час. 30 мин.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования полностью, пояснив при этом, что Общество осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: <...> ВЛКСМ, № 1 и № 2, на основании постановления Администрации № 168 от 22.06.2009г. и акта приема передачи домов от 23.06.2012г., при этом между Обществом и собственниками указанных многоквартирных домов 30.06.2009 заключены договоры управления многоквартирными домами со сроком на пять лет. Однако 13.12.2011г. Администрация выносит постановление за № 558 о расторжении договора управления по указанным домам с Обществом, в последующем 21.03.2012г. Администрацией вынесено постановление о признании утратившим силу постановления № 168 от 22.06.2009, после чего Администрация в принудительном порядке требует передать всю документацию Общества по управлению домами и освободить административное помещение, в связи с чем просит суд удовлетворить заявленные требования Общества и признать указанные действия Администрации незаконными и не соответствующему законодательству, представив суду подтверждающие их доводы доказательства: протокол совещания у главы Администрации г. Ак-Довурака по факту жалобы жильцов многоквартирных домов №№ 1 и 2 по адресу: <...> ВЛКСМ, договоры управления многоквартирным домом с жителями, проживающими в указанных многоквартирных домов, решение общего собрания от 14.12.2011г., где жители оставляют за Обществом управление данными домами.

Администрацией представлен отзыв на заявление, и его представитель в судебном заседании, не согласившись с требованиями общества в полном объеме, считает, что Администрация действует согласно законодательству и в интересах жителей многоквартирных домов №№ 1 и 2, расположенных по адресу: <...> ВЛКСМ, которые обратились с заявлениями о принятии мер по фактам неудовлетворительного состояния домов и их обслуживании управляющей организацией – ООО «Мани+», пояснив о том, что перевод заявлений с тувинского языка на русский предоставлен в материалы дела. На основании поданных заявлений жителей Администрацией создана комиссия и вынесены постановления о расторжении договора управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности, с Обществом, в подтверждение представлены выписки из реестра из муниципальной собственности о том, что общежития №№ 1 и 2 по адресу: <...> ВЛКСМ, переведенные в жилой фонд с преданием статуса жилого дома коридорного типа, находятся в муниципальной собственности, и уведомления из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о том, что отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные дома. В связи с чем полагают, что действия Администрации по смене управляющей организации на другую произведены согласно требованиям законодательства, так как Общество ненадлежащим образом содержало общее имущество в указанных многоквартирных домах, тем самым заявитель нарушил нормы статей 161 и 162 Жилищного кодекса РФ. По указанным основаниям просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований общества.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил:

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № 623 от 30.05.2012г. Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «МАНИ+» зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом органе 27.02.2009г. за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

Представлен договор доверительного управления недвижимым имуществом, заключенный между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и Администрацией г. Ак-Довурак 06.12.2007г., о передаче в доверительное управление общежитий № 1 и № 2, расположенных по адресу: <...> ВЛКСМ, со сроком на пять лет.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Ак-Довурак № 168 от 22.06.2009 «О закреплении жилищного фонда г. Ак-Довурак по адресу; ул. 50 лет ВЛКСМ <...> в целях управления многоквартирными домами» закреплен жилищный фонд за управляющей компанией - Обществом с ограниченной ответственностью «Мани+», управляющей компании поручено заключить договор управления многоквартирными домами по ул. 50 лет ВЛКСМ, д.1 и д.2.

Согласно Акту приема передачи от 23.06.200 г. следует, что на основании постановления Администрации города Ак-Довурак № 168 от 22.06.2009 индивидуальный предприниматель ФИО1 передает здания (общежития) № 1 и № 2, находящиеся по адресу: <...> ВЛКСМ, Обществу с ограниченной ответственностью «Мани+»

27.06.2011г., 01.12.2011г., 28.02.2012г., в адрес Администрации г. Ак-Довурак поступили заявления жителей домов №№ 1, 2 по улице ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ак-Довурак о нарушении ООО «Мани+» условий содержания многоквартирных домов (вх №№ 174, 338, 48 соответственно).

Администрацией г. Ак-Довурак распоряжением № 167 от 23.11.2011г. на основании обращений граждан создана комиссия по оформлению договоров социального найма и упорядочения прописки и выписки в данных домах.

13.12.2011г. Администрацией города Ак-Довурак вынесено постановление № 558 «О расторжении договора управления многоквартирным домом муниципальной собственности городского округа г. Ак-Довурак», 21.03.20012г. вынесено постановление № 99 «О внесении изменений в постановление администрации г. Ак-Довурак от 13.12.2011 № 558», в соответствии с которыми начальнику отдела имущественных и земельных отношений г. Ак-Довурак постановлено расторгнуть договор управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: <...> ВЛКСМ, № 1, № 2, в связи с нарушением условий договора.

Уведомлением № 10 от 02.02.2012г. законный представитель ООО «Мани+» был приглашен в Администрацию г. Ак-Довурак для передачи пакетов документов на многоквартирные дома №№ 1,2 по ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ак-Довурак.

Общество, полагая, что Администрация города Ак-Довурак своими действиями препятствует деятельности ООО «Мани+» по осуществлению прав и законных интересов в области предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания действий органа местного самоуправления незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим в силу положений части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Администрацию города Ак-Довурак возлагается бремя доказывания соответствия совершения оспариваемых действий (бездействия) закону, а на заявителя - бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Содержание права собственности закреплено в статье 209 Гражданского кодекса Российской федерации, согласно которому собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Доводы заявителя о том, что с некоторыми жителями, проживающими в указанных многоквартирных домах по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, № 1 и № 2, заключены договоры управления многоквартирным домом со сроком на пять лет, которым принадлежит право собственности согласно договорам приватизации от 29.05.2009г., о чем подтверждают списки собственников жилых помещений домов № 1 и № 2 по указанному адресу, не могут приняты во внимание судом, поскольку право собственности указанных лиц не зарегистрировано в установленном законом порядке в смысле ст. 7 Федерального закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которой установлено, что право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Заявитель не представил доказательств того, что у перечисленных жителей в списках собственников жилых помещений, присутствующих на общем собрании по капремонту домов № 1, 2 по ул. 50 лет ВЛКСМ, возникло право собственности на помещения в многоквартирном доме, соответственно, они не являются собственниками помещений, исходя из ст. 7 Федерального закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» .

Из материалов дела видно, что многоквартирные дома № 1, 2 по ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ак-Довурак находятся в собственности муниципального образования. Данный факт подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности г. Ак-Довурак, утвержденным решением Хурала представителей г. Ак-Довурак № 12 от 28.08.2008г., уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № 02/004/2012-605 от 14.09.2012г. и № 02/004/2012-606 от 14.09.2012г.

Таким образом, все жилые помещения в многоквартирных домах № 1, № 2 по ул. 50 лет ВЛКСМ находятся в собственности муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 163 ЖК РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. При этом согласно части 2 указанной статьи, управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса.

Частью 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Как установлено судом, в силу пункта 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 26, пункта 3 части 1 статьи 6 Устава Городского округа город Ак-Довурак Республики Тыва Администрация городского округа является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, к полномочиям которого относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Таким образом, организация управления многоквартирным домом относится к компетенции органов местного самоуправления. С целью выбора управляющей организации органами местного самоуправления должен быть проведен открытый конкурс. Иной способ выбора управляющей организации, кроме проведения открытого конкурса, ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Постановлением № 75 не предусмотрен.

Из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления № 75 и Решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ09-830, в котором изложена его правовая позиция относительно применения пункта 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, следует, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не должен проводиться только при условии, что в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления своим домом. Кроме того, с учетом указанных нормативных актов открытый конкурс по выбору управляющей организации должен проводиться в многоквартирных домах, помещения которых находятся в стопроцентной муниципальной собственности.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещения в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской федерации № 1027/10 от 15.07.2010г.).

Из материалов дела следует, что 06.12.2007г. между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и Администрацией г. Ак-Довурак был заключен договор доверительного управления недвижимым имуществом, в соответствии с разделом 1 которого, индивидуальному предпринимателю переданы в доверительное управление многоквартирные дома № 1, № 2 по ул. 50 лет ВЛКСМ города Ак-Довурак.

Постановлением Администрации г. Ак-Довурак № 168 от 22.06.2009г. многоквартирные дома № 1,2 по ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ак-Довурак в целях управления многоквартирными домами закреплены за ООО «Мани+». Пунктом 2 указанного постановления Управляющей компании надлежало заключить договор управления многоквартирными домами.

При этом в судебных заседаниях сторонами заявлено, что договор управления многоквартирными домами между Администрацией г. Ак-довурак и Обществом не заключался во исполнение постановления Администрации г. Ак-Довурак № 168 от 22.06.2009г., имеется лишь акт передачи от 23.06.2009г. в котором указано, что на основании постановления Администрации города Ак-Довурак № 168 от 22.06.2009г. индивидуальный предприниматель ФИО1 передает здания (общежития) № 1 и № 2, находящиеся по адресу ул. 50 лет ВЛКСМ № 1 и № 2, Обществу с ограниченной ответственностью «Мани+». Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Акт передачи не может быть признан судом самостоятельным договором на управление многоквартирным домом, поскольку статьей 420 Гражданского кодекса российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у ООО «Мани+» не возникли гражданские правоотношения с Администрацией г. Ак-Довурак по управлению многоквартирными домами № 1 и № 2 по адресу: <...> ВЛКСМ..

Таким образом, учитывая, что между Администрацией г. Ак-Довурак с ООО «Мани+» не возникли гражданские права и обязанности по управлению многоквартирными домами, то права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности не могут быть нарушены оспариваемыми в судебном порядке действиями.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Общества ввиду недоказанности наличия его нарушенных прав и законных интересов в смысле статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявления о признании незаконными действия Администрации г. Ак-Довурак Республики Тыва в части препятствия осуществления деятельности ООО «Мани+» как управляющей компании по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: <...> ВЛКСМ, № 1 и № 2 .

Учитывая, что Общество при подаче заявления уплатило государственную пошлину в сумме 2000 руб., то взыскание судебных расходов по уплате государственной пошлины не производится.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Мани+» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированного по адресу: 667000, <...>, квартира (офис) 1-7, к Администрации г. Ак-Довурак Республики Тыва о признании незаконными действия Администрации г. Ак-Довурак Республики Тыва в части препятствия осуществления деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Мани+» как управляющей компании по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: <...> ВЛКСМ, № 1 и № 2 отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.

Судья Чамзы-Ооржак А.Х.