ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1690/09 от 03.08.2009 АС Республики Тыва

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Кызыл Дело № А-69-1690/2009-9

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2009 г. Полный текст решения изготовлен 10 августа 2009г.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Ондар Ч.Ч., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дажы-Сегбе А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.05.2009 г.

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 14.07.2009 г.

установил:

Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее - Служба по ФБН РТ, Служба) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением об оспаривании предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - ТУ ФСФБН по РТ, Теруправление) № 78 от 25.06.2009 г.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03 августа 2009 года судом был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 04 августа 2009 года.

Заявитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении и пояснил, что предписание Теруправления от 25.06.2009 г. № 78 вынесено и направлено в Службу с нарушением десятидневного срока, что не противоречит п.1 и п. 122 Административного регламента № 75н. Не согласны с предписанием в части восстановления неправомерно израсходованных средств республиканского бюджета путем перечисления в доход бюджета Республики Тыва в результате возмещения командировочных расходов по найму жилья без оправдательных документовна общую сумму 57860 рублей. Командировочные расходы за проживание возмещены в соответствии с п. 15 Порядка и условий командирования государственных гражданских служащих Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18.05.2006г. № 632 - по фактическим затратам, подтверждены Службой соответствующими документами (договорами найма жилого помещения). Считает, что Службой не нарушен п.1 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», так как в качестве оправдательных документов по командировочным расходам приложены договоры найма жилого помещения, заключенных между наймодателем и нанимателем в письменной форме за плату, что не противоречит нормам ст.671, 674, 682 Гражданского кодекса Российской Федерации, подтверждающие факт найма жилого помещения командированным лицом за плату.

Кроме того, согласноп. 155 Инструкции по бюджетному учету, утвержденного приказом Минфина РФ от 10.02.2006г. № 25н подотчетные лица предоставляют Авансовый отчет об израсходованных суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, что было представлено работниками Службыв форме договоров найма жилого помещения.

Также заявитель не согласен с частью 2 главы 1 Предписания о восстановлении неправомерно израсходованных средств республиканского бюджета путем перечисления в доход бюджета Республики Тыва в результате неправомерной оплаты суточных по завышенным размерам на общую сумму 24750 рублей.Размеры дополнительных расходов, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные) в настоящее время для организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Правительством Республики Тыва не установлены. В связи с чем, при возмещении работникам суточных за каждый день нахождения в служебной командировке в размере 550 руб. при выезде в командировку за пределы республики Служба руководствовалась нормами действующего законодательства.

Проверяющим при указании нарушения необоснованно указаны нормы постановления Правительства РФ от 02.10.2002 г. № 729, которое распространяется на организации, финансируемые из федерального бюджета.

Источником финансирования Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва являются средства республиканского бюджета Республики Тыва.

В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Приказом Службы № 35 от 20.04.2006г. установлен размер возмещения суточных в сумме 550 рублей при командировках за пределы республики, что не противоречит трудовому законодательству.

Заявитель просит признать незаконным и недействительным данное предписание.

Ответчик в судебном заседании не согласился с доводами заявителя и указал, что в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 15 Порядка и условия командирования государственных гражданских служащих Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18 мая 2006 г. № 632 соответствующими гражданскими служащими Республики Тыва подтверждающих документов не представлялось. Договоры найма жилого помещения, заключенные между наймодателями и нанимателями не могут служить в качестве единственных подтверждающих документов, поскольку в соответствии с п. 17 Порядка № 632 командированным гражданским служащим предоставление услуг по найму жилого помещения осуществляется в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 г. № 490. В соответствии с п. 2 указанных Правил «исполнителем» является организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. По п. 3 данных Правил «исполнитель-индивидуальный предприниматель» должен предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Согласно заключенным договорам без номеров от 14.04.2008г. (6 договора), 06.05.2008 .г., 12.02.2008 г., 12.03.2008 г., 14.03.2008 г., 17.03.2008 г., 12.11.2008г., 24.05.2008г. (4 договора), 17.09.2008г. лица, выступающие) наймодателями, не являются организациями либо индивидуальными предпринимателями. Более того, по договорам найма жилого помещения невозможно установить факт оплаты за предоставленные услуги. Договоры содержат положение только о размере оплаты за наём жилого помещения, но не факт оплаты.

По п. 2 раздела 1 предписания относительно неправомерного расходования средств республиканского бюджета в результате неправомерной оплаты суточных по завышенным размерам на сумму 24750 рублей заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

- в соответствии с п. 13 Порядка суточные устанавливаются в размерах, установленных Правительством Республики Тыва для организаций финансируемых из республиканского бюджета. Однако в настоящее время соответствующего акта, принятого Правительством Республики Тыва, нет. Следовательно, по аналогии необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.20.2002г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», согласно которому размер суточных составляет 100 рублей. Доводы заявителя о признании приказа Службы № 35 от 20.04.2006 г. локальным нормативным актом не состоятельны, поскольку данный акт не соответствует признакам, присущим локальным нормативным актам. Соответственно, ссылка заявителем на ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации не обоснованны. Просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд установил.

Теруправлением была проведена проверка исполнения бюджета Республики Тыва по средствам, направленным на содержание органов власти Республики Тыва в Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва за 2008 год.

По результатам проверки был составлен Акт от 29.05.2009г. № 179, в котором отражены нарушения, в том числе, необоснованное расходование средств республиканского бюджета при оплате командировочных расходов по найму жилья гражданским служащим Службы без оправдательных документов на сумму 57860 рублей, неправомерное расходование средств республиканского бюджета при оплате суточных по завышенным размерам на сумму 24750 рублей.

25.06.2009г. на основании вышеуказанного акта проверки Теруправлением вынесено предписание № 78 по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, в п.1, п.2 раздела 1 которого Службе предложено возместить в доход бюджета Республики Тыва неправомерно израсходованные средства республиканского бюджета.

Полагая, что п.1, п.2 раздела 1 данного предписания является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, Служба ФБН РТ обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания № 78 от 25.06.2009г., признании его недействительным.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, требования заявителя о признании недействительным предписания подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

На основании ч.5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплены принципы бюджетной системы, к числу которых относятся принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств и целевого характера бюджетных средств. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен исключительный перечень целей расходов бюджетных средств бюджетными учреждениями, в который входят, в том числе, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы применены в редакции, действующей во время оплаты оспариваемых командировочных расходов) неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" возмещение расходов по найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки.

Пунктом 3 вышеуказанного постановления определено, что установленные размеры возмещения расходов, связанных с командировками, ограничивают только размер финансирования из федерального бюджета на указанные цели, но не ограничивают величину производимых работникам выплат, если они согласованы с работодателем.

Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения в проверяемый период не могли быть ниже размеров, предусмотренных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Следовательно, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером.

Следовательно, установленный Постановлением № 729 минимальный размер суточных, не может быть признан нормой суточных, поскольку они выплачивались в пределах норм, предусмотренных локальным нормативным актом - приказом руководителя Службы от 20.04.2006 г. № 35.

Согласно пункту 17 Порядка и условия командирования государственных служащих Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18.05.2006 г. № 632 предоставление командированным гражданским служащим услуг по найму жилого помещения осуществляется в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Доводы Службы ФБН РТ указанные в заявлении, о том, что расходование средств республиканского бюджета на командировочные расходы по найму жилья на общую сумму 57860 рублей правомерны, поскольку подтверждаются договорами найма жилого помещения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанные договоры не являются надлежащими доказательствами, так как не соответствуют п.17 Порядка и условия командирования государственных служащих Республики Тыва.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования в части признания недействительным пункта 2 раздела 1 предписания от 25.06.2009 г. № 78 обоснованы, поскольку нарушает права и законные интересы Службы ФБН РТ.

Руководствуясь ст. ст.ст. 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва удовлетворить частично:

Признать незаконным пункт 2 раздела 1 предписания Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 25.06.2009 г. № 78.

В остальной части заявленных требований Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее одного месяца со дня его принятия.

Судья Ч.Ч. Ондар