ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1702/12 от 28.05.2014 АС Республики Тыва

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ул. Кочетова, д. 91, г.Кызыл, Республика Тыва, 667000

телефон для справок: (394-22) 2-11-96, е-mail: info@tyva.arbitr.ruhttp://tyva.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-1702/2012

28 мая 2014 года

Резолютивная часть  решения объявлена 24 июня 2014 года. Полный текст решения изготовлен 26 июня 2014 года.

Арбитражный суд Республики Тыва а составе Санчат Э.А.., при ведении аудиопротоколирования и протокола судебного заседания секретарем Салчак С.С, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Чеди-Хольского кожууна об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 5 от 18.04.2014., вынесенного Главным Управлением МЧС России по Республике Тыва, с участием:

представителя заявителя по доверенности от 30.01.2014г., Бояркина В.В.,

установил:

Администрации Чеди-Хольского кожууна (далее по тексту – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главному Управлению МЧС России по Республике Тыва (далее по тексту – административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 5 от 18.04.2014.

До предварительного судебного заседания от административного органа поступил отзыв на заявление, которым доводы, изложенные в заявлении признают обоснованными, просят постановление по делу об административном правонарушении отменить.

Представители ответчика в судебное заседание явился без надлежаще оформленной доверенности, в связи, с чем его полномочия судом не признаны.

 В связи с чем, суд на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное заседание в отсутствие представителей ответчика.

В предварительном судебном заседании установлена достаточность имеющихся доказательств для завершения предварительного судебного заседания, заявили ходатайства о завершении предварительного судебного заседания и переходе к судебному разбирательству в данном судебном заседании.

Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела в первой инстанции в данном судебном заседании в порядке пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Администрации заявленные требования поддержал.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

Из материалов дела следует, что Администрация Чеди-Хольского кожууна, зарегистрировано в качестве юридического лица Правительством Республики Тыва 21.12.1992, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 16.12.2002 года с присвоением основного государственного регистрационного номера 1021700682024.

На основании распоряжения государственного инспектора Республики Тыва по пожарному надзору Салчак А.В., заместителя главного государственного инспектора Республики Тыва по пожарному надзору Д.В. Шахова № 29 от 08.04.2014г. органом государственного пожарного надзора с 14.04.2014г. по 1.05.2014г. проведена внеплановая выездная проверка юридического лица, индивидуального предпринимателя в отношении Администрации Чеди-Хольского кожууна с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 18.03.2014г. №РД-П4-1783.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), а именно:

- по периметру с.Хову-Аксы защитная минерализованная полоса (опашка) не обновлена (Постановление Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме» п.78);

- отсутствует звуковая система оповещения населения при возникновении ЧС (сирена) (Постановление Правительства Российской Федерации  № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме» п.16., статья 6.63 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения (отсутствует пирс) (Постановление Правительства Российской Федерации  № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме», п80, статья 19 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» статья 68 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», глава 9 Свод правил СП 8.13130-2009);

- в здании администрации кожууна не установлена системв пожарной сигнализации и система оповещения людей на случай возникновения пожара (НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», Постановление Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме», п 61).

По результатам проверки составлен акт № 29 от 18.04.2014г. ВрИ.О. Председателя Администрации Чеди-Хольского кожууна Уважа Х.О., с актом ознакомлен, копию акта проверки со всеми приложениями получил, о чем свидетельствует его подпись в акте проверки.

На основании материалов проверки определением главного государственного инспектора Республики Тыва по пожарному надзору Шаховым Д.В., от 19.05.2014г. в отношении юридического лица: Администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

18.04.2014г. государственным пожарным инспектором г. Кызыла по пожарному надзору Даваа Р.П., в отношении Администрации Чеди-Хольского кожууна был составлен протокол об административном правонарушении № 5,  о наличии в действиях Администрации Чеди-Хольского кожууна административного правонарушения, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

24 апреля 2014г. главным государственным инспектором г. Кызыла по пожарному надзору Шаховым Денисом Викторовичем вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения административного дела на основании протокола № 5 от 18 апреля 2014 года.

Постановлением от 23 мая 2014г. о привлечении к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, Администрация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в сумме 150 000 рублей.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд  приходит к следующим выводам:

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с частью 2  статьи 25.4 настоящего Кодекса являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении). При его составлении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Перечисленные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без их предоставления дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

Следовательно, протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) составляется (выносится) при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (законного представителя юридического лица). В отсутствие указанного лица протокол (постановление) может быть составлен (вынесено) лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица (законного представителя юридического лица) о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.

В соответствии со статьей 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из вышеуказанных норм следует, что составление протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления по делу об административном правонарушении производятся в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьями 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ. Указанные действия могут быть произведены в отсутствие указанного лица лишь при условии, что оно было надлежащим образом извещено о времени и месте их совершения.

Установленный законом порядок составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела является обязательным для органов и должностных лиц при производстве по делу об административном правонарушении.

Как видно из представленных материалов, протокол об административном правонарушении № 5 от 18.04.2014г. составлены в Уважа Херела Окчан-ооловича. Копию протокола об административном правонарушении получил Уважа Херела Окчан-ооловича 18.04.2014г., о чем свидетельствует подпись Уважа Х.О., в соответствующем протоколе.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19.05.2014г., которым  Уважа Х.О., был уведомлен.

В материалах административного дела представленного административным органом Тыва отсутствуют документы, подтверждающие полномочия Уважа Х.О. на представление интересов юридического лица.

Таким образом, в протоколе об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом  № 5 от 18.04.2014. и постановлении по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от 23.05.2014 законным представителем юридического лица указано не уполномоченное лицо.

 Иных доказательств надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено.

Тем самым Администрация было лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении гарантий защиты прав.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" регламентируют порядок составления протокола об административном правонарушении и предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

 Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (с последующими изменениями) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При указанных обстоятельствах и в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление по делу об административном правонарушении  № 5 от 18.04.2014 вынесенное Главным управлением МЧС России по Республике Тыва.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение десятидневного срока со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

      Судья                                                                                                     Э.А. Санчат