Арбитражный судРеспублики Тыва
667000 г. Кызыл, ул. Кочетова, 91, телефон для справок: 2-11-96(8-394-22)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-1747/2011
26 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сарыглар Р.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по
заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва
о признании аукциона по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды состоявшимся и обязании заключить договор аренды нежилого помещения
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, ФИО2, представителя по доверенности от 25.08.2011 года,
от ответчика: ФИО3, представителя по доверенности от 01.07.2012 года №15, ФИО4, представителя по доверенности от 19.11.2011 года №19
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1(далее – Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва(далее – Минземимущество) о признании открытого аукциона по лоту № 2 на право заключения договора аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва состоявшимся, обязании заключить договор аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва - одноэтажного здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного по адресу <...>, и взыскании понесённые расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Предприниматель уточнил заявленные требования, просил:
признать право индивидуального предпринимателя ФИО1 на заключение договора аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва - одноэтажного здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного но адресу <...>, по итогам открытого аукциона, и обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заключить с индивидуальным предпринимателем ФИО1 договор аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва одноэтажного здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного по адресу <...>.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва понесённые расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято арбитражным судом.
Представитель Минземимущества с заявленными требованиями не согласилась, по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.12.2011 года до 15 часов 00 минут 19.12.2011, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства дела.
Минземимуществом, 29.06.2011, состоялось извещение о проведении торгов № 290611/0347705/01 на право заключения договора аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва, под лотом № 2.
В соответствии с уведомлением № ОД–с-2180 от 11.08.2011 комиссия по проведению торгов признала предпринимателя единственным участником открытого аукциона на право заключения договора аренды здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного по адресу <...>, для использования по назначению и признала аукцион на право заключения договора аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва – одноэтажного здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного но адресу <...>, по Лоту № 2 не состоявшимся.
Письмом от 23.08.2011 № ОД-с2286, Минземимущество уведомило предпринимателя, что согласно протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 290611/0347705/01 от 11.08.2011 № 1 аукцион на право заключения договора аренды здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного но адресу <...>, признан несостоявшимся. На основании изложенного, в связи с принятием решения о передаче данного объекта на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию, в заключении договора аренды здания бани, расположенного но адресу <...>, отказано.
Предприниматель посчитав свои права и законные интересы нарушенными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Порядок проведения торгов на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества закреплен Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Согласно п. 4 Приложения 1 к Порядку проведения торгов на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества закреплен Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 организаторами конкурсов или аукционов являются:
- собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом (Росимущество), орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта РФ, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее - собственник);
- федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;
- уполномоченный собственником обладатель права оперативного управления (бюджетное учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. При этом организатор конкурса или аукциона:
- создает комиссию по проведению конкурса (аукциона);
- определяет начальную (минимальную) цену договора, предмет и существенные условия договора;
- утверждает проект договора, конкурсную документацию, документацию об аукционе;
- определяет условия конкурса (аукциона) и их изменение;
- подписывает договор.
Согласно материалов дела, организатором аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва, под лотом № 2 - здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного но адресу <...> являлось Минземимущество.
В соответствии с п. 17 Приложения 1 к Порядку проведения торгов участником конкурса (аукциона) может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора аренды, отвечающие требованиям, установленным в ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ
В силу пункта 24 Порядка заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях:
1) непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил;
3) невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона;
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);
5) подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
6) наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
7) наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
При этом, отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 настоящих Правил, не допускается(п.25. Порядка).
В соответствии с уведомлением № ОД–с-2180 от 11.08.2011 комиссия по проведению торгов признала предпринимателя единственным участником открытого аукциона на право заключения договора аренды здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного по адресу <...>, следовательно она признала предпринимателя отвечающим требованиям, установленным в ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ и допустила его к участию в аукционе, и наличие единственного участника явилось основанием для признания аукциона не состоявшимся, повлекшее отказ в заключении договора аренды и последующую передачу указанного объекта государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Вместе с тем, Минземимущество не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Офертой, согласно статье 435 ГК РФ, признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать все существенные условия договора, в том числе и условия о предмете такого договора.
Акцептом, согласно статье 438 ГК РФ, признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила), размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с Правилами является в силу статьи 437 ГК РФ публичной офертой.
В соответствии с пунктом 50(120) Правил, подача заявки на участие в конкурсе (аукционе) является акцептом оферты в порядке статьи 438 ГК РФ.
Следовательно, поскольку подача единственным участником заявки на участие в торгах на право заключения договора аренды в отношении государственного и муниципального имущества является акцептом оферты, т.е. согласием такого участника со всеми существенными условиями оферты, в том числе и с предметом договора - передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, организатор торгов обязан заключить договор аренды с данным участником конкурса (аукциона).
О чём, Федеральной антимонопольной службой давались соответствующие разъяснения в письмах от 26.04.2010 № АЦ/12144 «О разъяснении по вопросам применения Федерального закона «О защите конкуренции»» и от 15 октября 2010 г. N АК/35292 «О разъяснении вопросов применения антимонопольного законодательства», согласно п. 5 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к числу полномочий федерального антимонопольного органа относится дача разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, арбитражный суд признаёт право предпринимателя на заключение договора аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва - одноэтажного здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного но адресу <...>, по итогам открытого аукциона, и обязывает Минземимущество заключить договор аренды на указанный объект.
В удовлетворении требования о взыскании с Минземимущества понесённых расходов на оплату услуг представителя в сумме 40 000 рублей следует отказать, в связи с непредставлением предпринимателем доказательств оплаты предпринимателю спорной суммы.
Вместе с тем, в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, с Минземимущества в пользу предпринимателя подлежат взысканию понесённые судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
признать право индивидуального предпринимателя ФИО1 на заключение договора аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва - одноэтажного здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного но адресу <...>, по итогам открытого аукциона, и обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заключить с индивидуальным предпринимателем ФИО1 договор аренды государственного имущества, составляющего казну Республики Тыва одноэтажного здания бани площадью 336, 7 кв.м., расположенного по адресу <...>.
Во взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва понесённых расходов по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей отказать.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 понесённые судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья А.М.Ханды