ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-1748/22 от 24.10.2022 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

«24» октября 2022года.

Дело № А69-1748/22

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 24 октября 2022 года

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Доваадор А.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к должностному лицу - генеральному директору государственного автономного учреждения "Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва" ФИО1

о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании:

от административного органа – ФИО2, представителя по доверенности от 11.01.2022 № 1,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился,

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва(далее — административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к должностному лицу - генеральному директору государственного автономного учреждения "Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва" ФИО1(далее — генеральный директор ГАУ «ЦЭР» ФИО1, лицо, привлекаемое к административной ответственности) о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

При этом, как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", по смыслу частей 1 и 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, под получением первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, копии определения по делу (например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания).

Таким образом, по общему правилу, лица, участвующие в деле, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи и несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела только в случае, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Определение о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от 07.06.2022 лицо, привлекаемое к административной ответственности получило, поскольку для участия явилось в судебное заседание 30.06.2022, кроме участвовал в судебном заседании - 20.092022.

Информация о времени и месте проведения судебного заседания арбитражным судом своевременно размещалась на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности не обеспечило получение информации в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru и явку в судебное заседание, что является по смыслу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, его процессуальным риском.

С учётом вышеуказанного, лицо, привлекаемое к административной ответственности считается извещённым надлежащим образом.

Арбитражный суд, выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства настоящего спора.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй l4.32 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением Комиссии Тывинского УФАС России от 18.04.2022 года по делу № 017/01/16/-50/2021 Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, Государственное автономное учреждение Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва(далее — ГАУ «ЦЭР») и ООО «МегаВатт» признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № l35-ФЗ «О защите конкуренции».

Принимая во внимание, что исполнение требований законодательства Российской Фелерации при осуществлении деятельности юридическим лицом возлагается на руководство юридического лица, административным органом установлено, что приказом Министерства топлива и энергетики Республики Тыва от 31.05.20l9 года № 9 5l-лс ФИО1 назначен на должность генерального директора ГАУ «ЦЭР», следовательно, в силу статьи 2.4 КоАП РФ, он является должностным лицом, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении от 31.05.2022 № 017/04/14.32-113/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи l4.З2 КоАП РФ.

Поскольку частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ предусмотрено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, арбитражными судами, то заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении генерального директора ГАУ «ЦЭР» ФИО1 к административной ответственности.

При этом, обращаясь в арбитражный суд, административный орган обращает внимание на то, что в производстве Арбитражного суда Республики Тыва находится дело № А69-812/2022, возбужденное по заявлению Тывинского УФАС России о привлечении должностного лица — генерального директора ГАУ «ЦЭР» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи l4.З2 КоАП РФ, в связи с заключением и участием в антиконкурентном соглашении (совершение однородного административного правонарушения), учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, назначение генеральному директору ГАУ «ЦЭР» ФИО1 административного наказания в виде дисквалификации является единственным возможным способом достижения целей административного наказания, названных в статье 3.1 КоАП РФ, поскольку назначение указанному лицу административного наказания в виде административного штрафа не достигло своей цели, а именно предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем, кроме того просит учитывать характер совершенного административного правонарушения, поскольку объективная сторона вменяемого правонарушения состоит в заключении органом власти соглашения, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, общественная опасность правонарушения состоит в том, что указанные действия не только приводят или могyт привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, но и подрывает экономическую безопасность государства.

Исследовав и оценив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Данная конституционная норма применительно к арбитражному судопроизводству реализована в статьях 7, 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

С учётом положений статей 28.3, 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180, арбитражный суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении от 31.05.2022 № 017/04/14.32-113/2022 составлен заместителем руководителя административного органа ФИО2, следовательно уполномоченным должностным лицом.

Процедуру привлечения должностного лица к административной ответственности арбитражный суд считает соблюдённым, протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие, при надлежащем извещении, что подтверждается распиской в получении соответствующего уведомления написанной собственноручно 17.05.2022, следовательно  административным органом требования статей 28.2 и 28.5 КоАП РФ соблюдены.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу.

Генеральному директору ГАУ «ЦЭР» ФИО1 вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, за заключение органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

Статья 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной и отсылает к положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"(далее - Закон о защите конкуренции).

Необходимо отметить, что применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях необходимо воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с соответствующими нормами материального законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 8, частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Глава 3 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничение конкуренции субъектами, обладающими какими-либо властными полномочиями. К таким субъектам, помимо органов государственной и муниципальной власти, относятся также органы и организации, которые осуществляют властные полномочия или участвуют в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды и Центральный банк РФ.

Исходя вид видовой принадлежности, Закон о защите конкуренции выделяет две группы норм, адресованных органам, осуществляющим публичные полномочия.

- запрещающие нормы, содержащиеся в статьях 15 и 16 Закона о защите конкуренции;

- обязывающие( статьи 17.1, 18, 19, 20, 21).

В данном случае, антимонопольным органом вменяется нарушение запретов, установленных статьёй 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Наличие события и объективной части состава административного правонарушения, вменяемого генеральному директору ГАУ «ЦЭР» ФИО1, отражено в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 18.04.2022 года по делу № 017/01/16/-50/2021, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

В силу частей 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, ГАУ «ЦЭР» являясь автономным учреждением при осуществлении закупок обязано руководствоваться нормами Закона о закупках и Положением о закупке.

Протоколом Наблюдательного совета от 15.04.2020 года № 1 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУ «ЦЭР».

При этом, указанным Положением о закупке было предусмотрено право автономного учреждения на осуществление прямой закупки без проведения конкурентных процедур на сумму, не превышающую 5 000 000 рублей (подпункт 2 пункта 1 раздела 2 статьи 23).

Так, приказом ГАУ «ЦЭР» от 28.07.2021 года № 13-од принято решение о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку дизельных генераторов.

30.07.2021, ГАУ «ЦЭР» в ЕИС размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045 на поставку дизельных электростанций, начальная цена договора: 24 130 000 рублей.

Согласно протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме № 32110520045 от 11.08.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступило 5 заявок участников закупки, из которых комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии только одной заявки участника закупки (ООО «МегаВатт») требованиям документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045.

Согласно протокола подведения итогов запроса предложений в электронной форме № 32110520045 от 11.08.2021 года победителем запроса предложений в электронной форме № 32110520045 признана заявка участника закупки (ООО «МегаВатт»),

Как указано выше, 12.08.2021 года за вх. № 3780 в адрес Тывинского УФАС России поступила жалоба ООО «ГК «Юг-Энерго» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045 на поставку дизельных электростанций.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «ГК «Юг-Энерго» Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что заказчиком в документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045 установлены требования к конкретному товару с указанием товарного знака (дизельная электростанция 32 кВт MW-Power AD32C-T400-1P с двигателем «Д-246.1»,

генератором «Marelii МХВ 180 МА4», блок-контейнером «ФИО3 3x1,5x2 СП50 неавтоматизированный», изготовитель ООО «МегаВатт» (сертификат соответствия, декларация о соответствии)) без предоставления участникам закупки возможности поставить (предложить) эквивалентный товар, что является нарушением части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2 и 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Решением Комиссии Тывинского УФАС России по жалобе № 017/07/3-22/2021 от 24.08.2021 года в действиях заказчика - ГАУ «ЦЭР» установлено нарушение части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2и 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании указанного решения ГАУ «ЦЭР» выдано предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045.

Указанное решение и предписание Комиссии Тывинского УФАС России по жалобе № 017/07/3-22/2021 от 24.08,2021 года было отправлено 24.08.2021 года на электронную почту ГАУ «ЦЭР» (gau.cer@mail.ru к а также посредством почтовой связи.

25.08.2021года ГАУ «ЦЭР» в ЕИС размещено извещение об отмене запроса предложений в электронной форме № 32110520045 со ссылкой на предписание Комиссии Тывинского УФАС России по жалобе № 017/07/3-22/2021 от 24.08.2021 года.

02.09.2021года ГАУ «ЦЭР» в ЕИС размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме № 32110610868 на поставку дизельных электростанций, начальная цена договора: 24 130 000 рублей.

Вместе с тем, 06.09.2021 года ГАУ «ЦЭР» в ЕИС размещено извещение об отмене запроса предложений в электронной форме № 32110610868 на основании приказа ГАУ «ЦЭР» от 06.09.2021 года № 14-ОД, согласно которому заказчиком принято решение об отмене указанной закупки в связи с изменением сроков поставки.

В тот же день (06.09.2021 года) ГАУ «ЦЭР» принято решение о заключении договора с единственным поставщиком с ООО «МегаВатт» на поставку дизельных электростанций (протокол от 06.09,2021 года № 1).

06.09.2021года между ГАУ «ЦЭР» и ООО «МегаВатт» заключен договор № 01/21-ГАУ на поставку дизельных электростанций на сумму 24 130 000 рублей без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, изначально определение поставщика на поставку дизельных электростанций осуществлялось ГАУ «ЦЭР» путем проведения конкурентных процедур (запрос предложений в электронной форме) в целях заключения договора с определенным производителем - ООО «МегаВатт», которые были отменены заказчиком без соответствующего обоснования отсутствия у заказчика потребности в заключении договора по итогам указанной закупки.

Положением о закупке для нужд ГАУ «ЦЭР», утвержденным протоколом Наблюдательного совета от 15.04.2020 года № 1, было предусмотрено право автономного учреждения на осуществление прямой закупки без проведения конкурентных процедур на сумму, не превышающую 5 000 000 рублей (подпункт 2 пункта 1 раздела 2 статьи 23).

24.08.2021, состоялось внеочередное общее собрание Наблюдательного совета ГАУ «ЦЭР» по вопросу утверждения Положения о закупке для нужд ГАУ «ЦЭР» с новыми изменениями, по результатам которого Положение о закупке для нужд ГАУ «ЦЭР» с новыми изменениями было утверждено единогласно (протокол от 24.08.2021 года № 1-2021).

Так, согласно указанному Положению о закупке право автономного учреждения на осуществление прямой закупки без проведения конкурентных процедур увеличено с 5 000 000 рублей до 25 000 000 рублей (подпункт 2 пункта 1 раздела 2 статьи 23).

Указанное Положение о закупке размещено ГАУ «ЦЭР» в ЕИС 27.08.2021 года.

При этом, состав Наблюдательного совета ГАУ «ЦЭР» утверждается Министерством топлива и энергетики Республики Тыва как учредителем ГАУ «ЦЭР», что прямо следует из части 8 статьи 10 Закона об автономных учреждениях, постановления Правительства Республики Тыва от 26.04.2018 года № 214, устава ГАУ «ЦЭР», утвержденного приказом Министерства топлива и энергетики Республики Тыва от 28.04.2018 года № 79, следовательно, Наблюдательный совет ГАУ «ЦЭР» не является самостоятельным (отдельным) юридическим лицом и действует от имени Министерства топлива и энергетики Республики Тыва как органа государственной власти Республики Тыва.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 своего Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках от 16.05.2018 года отмечено, что для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров,
работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Таким образом, установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках (информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к
участникам закупки).

Закупка дизельных электростанций относится к конкурентному рынку.

До введения в действие Положения о закупке ГАУ «ЦЭР» от 24.08.2021 года ГАУ «ЦЭР» осуществляло закупку посредством проведения конкурентных процедур - запрос предложений в электронной форме № 32110520045, для участия в котором поступило 5 заявок участников закупки.

При таких обстоятельствах, произвольное установление в Положении о закупке ГАУ «ЦЭР» от 24.08.2021 года порога (суммы) для осуществления автономным учреждением прямой закупки без проведения конкурентных процедур с 5 000 000 рублей до 25 000 000 рублей приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании изложенного следует, что решение и предписание Комиссии Тывинского УФАС России по жалобе № 017/07/3-22/2021 от 24.08.2021 года было получено ГАУ «ЦЭР» 24.08.2021 года и в тот же день Министерством топлива и энергетики Республики Тыва в лице Наблюдательного совета утверждено Положение о закупке для нужд ГАУ «ЦЭР» с новыми изменениями, увеличив максимальный порог (суммы) возможности осуществления автономным учреждением прямой закупки без проведения конкурентных процедур с 5 000 000 рублей до 25 000 000 рублей, впоследствии которого ГАУ «ЦЭР» был заключен договор от 06.09.2021 года № 01/21-ГАУ с ООО «МегаВатт» на поставку дизельных электростанций на сумму 24 130 000 рублей без проведения конкурентных процедур, что свидетельствует о совершении активных действий со стороны Министерства топлива и энергетики Республики Тыва, направленных на достижение одной цели и объединенных одним умыслом - заключение договора на поставку дизельных электростанций с конкретным хозяйствующим субъектом (ООО «МегаВатт»).

В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ГАУ «ЦЭР» установлено, что 30.07.2021 года в 7:55 часов на электронную почту ГАУ «ЦЭР» (gau.cer@mail.ru) с электронной почты prom4@megavatt.ru (ФИО4 дизельные электростанции MW-Power) (ФИО4 - директор по проектам/продажам отдела продаж ООО «МегаВатт» - штатное расписание ООО «МегаВатт») поступило, в том числе, коммерческое предложение ООО «МегаВатт» с техническим заданием на дизельную электростанцию 32кВт (наименование файла «КП МегаВатт Минтопэнерго РТ Общ с допами-30.07.2021» с форматом «dосх», наименование файла «Техническое задание 30 кВт ММ3 в энергомодуле неавтоматизированном - 2 шт.» с форматом «docx») (выписка из электронной почты ГАУ «ЦЭР» gau.cer@mail.ru от 30.07.2021 года).

Так, согласно коммерческому предложению ООО «МегаВатт» от 30.07.2021 года № ОМФР-000260 общая стоимость оборудования(электростанция дизельная MW-Power ЭД32П-Т400-2РН в количестве 13 штук, электростанция дизельная MW-Power ЭД32С-Т400-2РН в количестве 2 штук, портативный генератор с функцией сварки FOGO FV11300TWE 8/10 VNG21 в количестве 2 штук) составляет 24 130 000 рублей.

При этом, как указано выше, извещение о проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045 на поставку дизельных электростанций с начальной (максимальной) ценой договора 24 130 000 рублей размещено ГАУ «ЦЭР» в ЕИС 30.07.2021 года в 20:30 часов.

В свою очередь, содержание технического задания, поступившего 30.07.2021 в 7:55 часов с электронной почты prom4@megavatt.ru (ФИО4 дизельные электростанции MW-Power) (ФИО4 - директор по проехтам/продажам отдела продаж ООО «МегаВатт» - штатное расписание ООО «МегаВатт»), и технического задания, размещенного

30.07.2021года в ЕИС в составе документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045, идентичны.

Кроме того, 31.08.2021 года в 12:43 часов на электронную почту ГАУ «ЦЭР» (gau.cer@mail.ru) с электронной почты prom6@megavatt.ru (ФИО5 MW-Power) (ФИО5 - ведущий менеджер отдела продаж ООО «МегаВатт» - штатное расписание ООО «МегаВатт») поступило сообщение о необходимости внесения корректировки в договор, в части указания условий об ответственности поставщика, тогда как рассматриваемый договор заключен 06.09.2021 года.

Наличие иных договоров, заключенных с ООО «МегаВатт» (за исключением договоров от 28.08,2019 года № 002/2019 и от 06.09.2021 года № 01121 -ГАУ), не установлено.

Таким образом, указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что техническое задание, размещенное ГАУ «ЦЭР» в ЕИС в составе документации запроса предложений в электронной форме № 32110520045, подготовлено ООО «МегаВатт», в котором установлены требования к конкретному товару с указанием товарного знака, изготовителем которого является ООО «МегаВатт», без предоставления участникам закупки
возможности поставить (предложить) эквивалентный товар.

При этом, до фактического заключения договора (06.09.2021 года) стороны (ГАУ «ЦЭР» и ООО «МегаВатт») уже приступили к согласованию отдельных условий договора, о чем свидетельствуют переписка 31.08.2021 года.

Также, Тывинским УФАС России проанализирован источник финансирования и цели использования дизельных электростанций.

Так, 19.01.2021 года между Министерством топлива и энергетики Республики Тыва и ГАУ «ЦЭР» заключено соглашение № 1 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва государственному автономному учреждению на иные цели.

Предметом соглашения № 1 от 19.01.2021 года является предоставление ГАУ «ЦЭР» субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва на иные цели, а именно расходы на научные разработки и изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения.

 24.08.2021, между Министерством топлива и энергетики Республики Тыва и ГАУ «ЦЭР» заключено дополнительное соглашение № 4 к соглашению № 1 от 19.01.2021 года, согласно которому Государственному автономному учреждению «Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва» переданы денежные средства в сумме 127 539 470,80 рублей, в том числе 24 130 000 рублей по коду КБК 902 0412 193044070Г622241.31.22.

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях) одним из способов исполнения органом государственной власти (в рассматриваемом случае, Министерства топлива и энергетики Республики Тыва) возложенных на него функций управления является создание и финансирование путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета созданному им автономному учреждению, которое своими силами и средствами оказывает услуги (выполняют работы) в пределах выделенных бюджетных средств на цели, определенные соглашением.

Вместе с тем, как указано выше, предметом соглашения № 1 от 19.01.2021 года является предоставление ГАУ «ЦЭР» субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва на определенные (конкретные) цели, в числе которых отсутствует предоставление субсидий на закупку дизельных электростанций.

Согласно информации ГАУ «ЦЭР» от 13.12.2071 года № 52-АГ/21 закупаемое оборудование (дизельные электростанции; предназначены для передачи 13 муниципальным образованиям и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.

Указанное обстоятельство также подтверждается выпуском телепрограммы «Вести-Тыва» от 22.10.2021 года, которое размещено в сети Интернет www.youtube/tED47w6xn4o. Данная запись эфира также представлена филиалом ФГУП ВГТРК ГТРК «Тыва» по запросу Тывинского УФАС России от 17.12.2021 года № 5-6345.

При этом, как следует из выпуска телепрограммы «Вести-Тыва» от 22.10.2021, поставка дизельных электростанций финансируется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, закупаемое ГАУ «ЦЭР» оборудование (дизельные электростанции) не будут использоваться непосредственно автономным учреждением (то есть не для удовлетворения своих потребностей), а предназначены для передачи в целях дальнейшего использования иными организациями (органами местного самоуправления и органом
государственной власти), что не соответствует целям регулирования Закона о закупках, установленных в части I статьи 1 указанного Закона.

Наоборот, указанное обстоятельство свидетельствует о том, что поставка дизельных электростанций направлена для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, которая регулируется специальным законом - Федеральным законом от 05.04,2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Анализ положений Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод, что потребности государственных заказчиков, которыми выступают органы государственной власти, в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения функций и полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, являются государственными нуждами.

При таких обстоятельствах и на основании изложенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что автономное учреждение исполняет государственное задание, финансируемое за счет бюджетных средств, самостоятельно (то есть своими силами и средствами) либо осуществляет закупку в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, что в данном случае не было сделано.

Кроме того, исходя из системного толкования положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение создается публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных
федеральными заколами.

Указанная позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации по делу № А76-31284/2016.

Таким образом, ГАУ «ЦЭР» заключив договор с ООО «МегаВатт» фактически исполнило функции, возложенные на Министерство топлива и энергетики Республики Тыва как органа государственной власти Республики Тыва и с использованием выделенных последнему средств федерального бюджета. Заключение ГАУ «ЦЭР» договора на поставку товаров за счет этих бюджетных средств могло осуществляться только государственным
заказчиком, в рассматриваемом случае - Министерством топлива и энергетики Республики Тыва.

09.02.2022, ООО «МегаВатт» (вх. № 533) представлено письменное заявление с признанием факта заключения антиконкурентного соглашения, а также представлены необходимые доказательства, в том числе отказ от дальнейшего участия в антиконкурентном
соглашении. Дан
ное заявление ООО «МегаВатт» представлено в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ.

При этом, из указанного заявления ООО «МегаВатт» и приложенных к нему документов следует, что рассматриваемые Комиссией Тывинского УФАС России обстоятельства, в том числе переписка между ответчиками до заключения рассматриваемого договора, подтверждается, а также ООО «МегаВатт» дополнительно приведены обстоятельства, о которых антимонопольный орган не располагал информацией (в частности, переписка ООО «МегаВатт» и ГАУ «ЦЭР» в период рассмотрения Тывинским УФАС России жалобы ООО «ГК «Юг-Энерго» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045, в том числе подготовка ООО «МегаВатт» в пользу ГАУ «ЦЭР» соответствующих возражений на жалобу).

Кроме того, ООО «МегаВатт» представлено уведомление о расторжении антиконкурентных договоренностей, направленное в адрес Министерства топлива и энергетики Республики Тыва и ГАУ «ЦЭР».

Таким образом, заявление о признании факта заключения антиконкурентного соглашения согласуется с иными доказательствами по делу.

На основании изложенного, последовательность указанных выше обстоятельств (направление 30.07.2021 года ООО «МегаВатт» в адрес ГАУ «ЦЭР» коммерческого предложения с техническим заданием; размещение ГАУ «ЦЭР» в тот же день (30.07.2021 года) в ЕИС информации о проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045 с техническим заданием идентичным с техническим заданием, направленным ООО «МегаВатт», в котором установлены требования к конкретному товару с указанием товарного знака, изготовителем которого является ООО «МегаВатт», без предоставления участникам закупки возможности поставить (предложить) эквивалентный товар; переписка между ООО «МегаВатт» и ГАУ «ЦЭР» в период рассмотрения Тывинским УФАС России жалобы ООО «ГК «Юг-Энерго» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 32110520045, в том числе подготовка ООО «МегаВатт» соответствующих возражений к жалобе; утверждение в день (24.08.2021 года) получения предписания Комиссии Тывинского УФАС России по жалобе № 017/07/3-22/2021 от 24.08.2021 года Наблюдательным советом ГАУ «ЦЭР», действующим от имени Министерства топлива и энергетики Республики Тыва, Положения о закупке ГАУ «ЦЭР» с новыми изменениями, в котором порог (сумма) осуществления прямой закупки без проведения конкурентных процедур увеличен с 5 000 000 рублей до 25 000 000 рублей; передача бюджетных средств ГАУ «ЦЭР» в виде субсидий в размере 24 130 000 рублей;
отмена ГАУ «ЦЭР» запроса предложений в электронной форме № 32110520045 и запроса предложений в электронной форме № 32110610868 без соответствующего обоснования отсутствия у заказчика потребности в заключении договора по итогам указанной закупки; согласования отдельных условий договора до фактически его заключения; заключение 06.09.2021 года договора № 01/2.1 - ГАУ с ООО «МегаВатт» на поставку дизельных
электростанций на сумму 24 130 000 рублей без проведения конкурентных процедур; осуществление ГАУ «ЦЭР» закупки на поставку дизельных электростанций без проведения конкурентных процедур для нужд третьих лиц при отсутствии у автономного учреждения правовых оснований для заключения договора в соответствии с положениями законодательства о закупках) свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения между Министерством топлива и энергетики Республики Тыва, ГАУ «ЦЭР» и ООО
«МегаВатт», направленного на заключение договора на поставку дизельных электростанций с конкретным хозяйствующим субъектом ООО «МегаВатт» в преимущественном порядке.

Таким образом, совокупность указанных выше обстоятельств, свидетельствуют об осведомленности каждой из сторон (Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, ГАУ «ЦЭР» и ООО «МегаВатт») в отношении действий каждого из них, и в конечном итоге преследовали цель заключения договора   на поставку дизельных электростанций в преимущественном порядке с определенным хозяйствующим субъектом - ООО «МегаВатт» (изначально посредством проведения конкурентных процедур с установлением требований, которым будет соответствовать только ООО «МегаВатт», в последующем без проведения торгов).

На основании вышеизложенного следует, что между Министерством топлива и энергетики Республики Тыва, ГАУ «ЦЭР» и ООО «МегаВатт» достигнуто антиконкурентное соглашение, для достижение их общего интереса, в результате чего право поставки дизельных электростанций было предоставлено хозяйствующему субъекту (ООО «МегаВатт») без проведения конкурентных процедур, что прямо запрещено пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Данное антиконкурентное соглашение между Министерством топлива и энергетики Республики Тыва, ГАУ «ЦЭР» и ООО «МегаВатт» заключено до начала проведения запроса предложений в электронной форме № 32110520045 (июнь 2021 года) и окончено после заключения договора на поставку дизельных электростанций от 06.09.2021 года № 01/21-ГАУ (сентябрь 2021 года).

Вышеуказанное свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ.

При этом, необходимо отметить, что заявление Министерства топлива и энергетики Республики Тыва по делу № А69-1842/2022, которым оспаривалось решение Комиссии Тывинского УФАС России от 18.04.2022 года № 017/01/16- 50/2021, которое положено в основу протокола об административном правонарушении от 31.05.2022 № 017/04/14/14.32-113/2022, оставлено судом без рассмотрения.

На дату вынесения настоящего решения(24.10.2022), определение об оставлении заявления без рассмотрения по делу № А69-1842/2022 заинтересованными лицами не обжаловано, вступило в законную силу.

Вина заинтересованного лица в допущенном правонарушении имеется, поскольку им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрено административное наказание.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает событие правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, установленным, вину заинтересованного лица – доказанной.

При назначении административного наказания арбитражный суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях ст. 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Часть 7 ст. 14.32 КоАП РФ предусматривает меру административного наказания за совершение предусмотренного данной статьей правонарушения в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Учитывая результаты рассмотрения дела № А69-812/2022, характер административного правонарушения, степень вины нарушителя, арбитражный суд считает возможным назначить лицу, привлекаемому к административной ответственности административное наказание в виде административного штрафа в размере минимальной санкции части 7 статьи 14.32 КоАП РФ - 20 000 рублей.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам.

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Тывинское УФАС России);

ИНН: <***>; КПП: l7010100l

Код бюджетной классификации: 16111601141010032140

Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России)

р/с <***> в Отделении - НБ Республика Тыва г. Кызыл

БИК: 019304100; ОКТМО: 93701000

Назначение платежа: штрафы за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности.

Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Тыва.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь должностное лицо - ФИО1, генерального директора государственного автономного учреждения "Центр энергосбережения и перспективного развития при Правительстве Республики Тыва"(адрес местонахождения: 667000, Тыва Республика, Кызыл город, ФИО6 улица, дом 11, этаж 2, кабинет 206, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Кызыл Тувинской АССР, проживающего по адресу: 667000, <...>, к административной ответственности по части 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи через Арбитражный суд Республики Тыва апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск).

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                      А.М.Ханды