Арбитражный суд Республики Тыва
Кочетова ул., 91, г. Кызыл, 667000
тел./факс (394 22) 2-11-96; е-mail: info@tyva.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-1767/2010
Резолютивная часть объявлена 26.08.2010г.
Полный текст изготовлен 02.09.2010г.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Донгак О.Ш., при ведении протокола секретарем Кызыл-оол З.М., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва
к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва
о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки, признании недействительным зарегистрированного права
при участии в заседании:
от заявителя представитель ФИО1 по доверенности от 11.05.2010г.
от ответчиков представитель ФИО2 по доверенности от 25.05.2010г., ФИО3 представитель по доверенности от 26.08.2010г.
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва и к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва о признании сделки по передаче государственного имущества в оперативное управление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, оформленную актами приема-передачи основных средств № 303,304,306 от 31.08.2008г. недействительной, применении последствий недействительности сделки, признании недействительным зарегистрированного за Управлением Министерства юстиции права оперативного управления на следующее недвижимое имущество:
здание гаража по адресу: <...> «а»
нежилое здание по адресу: <...>,
нежилые помещения по адресу: <...> с 1 по 7, с 9 по 26,
земельного участка общей площадью 483,86 кв.м., по адресу: <...> «а»,
земельного участка, общей площадью 533 кв.м., по адресу: <...>,
земельного участка, общей площадью 1677,44 кв.м., по адресу: <...>.
Дело рассмотрено в открытом судебном заседании.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования изложенные, в исковом заявлении в полном объеме, полагает, что по основаниям указанными в нем, а именно - при переходе права постоянного (бессрочного) пользования от ответчика к третьему лицу, не был соблюден порядок установленный статьями 20, 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно УФРС по Республике Тыва не отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, а компетентным государственным органом в отношении Министерства юстиции по Республике Тыва не было вынесено соответствующее решение на пользование земельным участком, находящимся в государственной собственности;
- ответчиками не были соблюдены особый порядок перехода имущества, находящегося в федеральной собственности, установленный Положением об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447, что выразилось в регистрации права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) в отсутствие выписки реестра федерального имущества, на основании чего полагает заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца, уточняя свои требования пояснила, что под сделкой подразумевается акт приема-передачи нефинансовых активов, товарно-материальных ценностей, номенклатурных и личных дел сотрудников и учетных дел в сфере некоммерческих организаций, адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
По указанным основаниям просит признать сделку по передаче государственного имущества в оперативное управление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, оформленную актами приема-передачи основных средств № 303,304,306 от 31.08.2008г. недействительной, применить последствия недействительности сделки, признать недействительным зарегистрированное за Управлением Министерства юстиции право оперативного управления на недвижимое имущество:
здание гаража по адресу: <...> «а»
нежилое здание по адресу: <...>,
нежилые помещения по адресу: <...> с 1 по 7, с 9 по 26,
земельного участка общей площадью 483,86 кв.м., по адресу: <...> «а»,
земельного участка, общей площадью 533 кв.м., по адресу: <...>,
земельного участка, общей площадью 1677,44 кв.м., по адресу: <...>.
Ответчик (ФРС по Республике Тыва ) иск признает в полном объеме, считает, что действительно порядок перехода имущества и земельных участков нарушены.
Второй ответчик (Министерство юстиции) иск не признает, представил письменный отзыв и полагает, что при передаче имущества не нарушено законодательство, регламентирующее данные правоотношения, также считает, что заявитель избрал неправильный способ защиты, производство по делу следует прекратить, так как арбитражным судом Республики Тыва по делу № А69-950/2009, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010г. производство по делу было прекращено в связи с отказом истца от иска.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения и доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, спорные объекты недвижимости, а именно нежилые помещения и земельный участок по адресу: <...> - ФИО4, 37 "а"; нежилое здание и земельный участок по адресу: <...>; бетонный гараж и земельный участок по адресу: <...> "а" находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. N 724 Министерству юстиции Российской Федерации переданы функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций. Этим же Указом установлено, что Федеральная регистрационная служба переходит в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14.07.2008 № 1079 внесены изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. В частности, к основным задачам Минюста Российской Федерации отнесены организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
В целях обеспечения реализации вышеназванных Указов Президента Российской Федерации, созданы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утверждены их структуры и штатные расписания.
Во исполнение Приказа Федеральной регистрационной службы от 29.07.2008 г. № 146 , УФРС по РТ была создана комиссия и осуществлена передача нефинансовых активов, товарно-материальных ценностей, номенклатурных и личных дел сотрудников и учетных дел структурных подразделений территориальных органов Росрегистрации в сфере некоммерческих организаций, адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, о чем подписан акт приема-передачи, утвержденный руководителями Теруправления, УФРС по Республике Тыва, директорами Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, Департамента ресурсного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации.
К вышеуказанному акту приложены акты приема-передачи здания, сооружения по форме № ОС-1, а именно, нежилого помещения, находящегося по адресу: <...> "а", помещения №N 1 по № 7, с № 9 по № 26; нежилого здания по адресу: <...>; гаража по адресу: <...> "а".
Распоряжением от 01.09.2008 № 05-284 Теруправление утвердило акт приема-передачи нефинансовых активов, товарно-материальных ценностей, номенклатурных и личных дел сотрудников и учетных дел в сфере некоммерческих организаций, адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из реестра федерального имущества от 19 мая 2009 года № 2-668, 2-669, 2-670 правообладателем спорных объектов недвижимости является Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва.
Минюст по Республике Тыва обратилось в УФРС по Республике Тыва с заявлением о регистрации права оперативного управления на спорное имущество и право постоянного (бессрочного пользования) на земельные участки. 27.10.2008 УФРС по Республике Тыва произведена государственная регистрации указанных прав, за Минюстом по РТ закреплены:
- на праве оперативного управления бетонный гараж, общей площадью 199,5 кв.м., основной площадью 199,5 кв.м., по адресу: <...> "а", о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права N 010216 от 27.10.2008 г.;
- на праве оперативного управления 2-этажное нежилое здание, общей площадью 251,9 кв.м., инв. N II-976, лит. А, по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права N 010233 от 28.10.2008 г.).
- на праве оперативного управления административное здание, общей площадью 1677,44 кв.м., по адресу: <...> "а" (свидетельство о государственной регистрации права N 010212 от 27.10.2008 г.);
- на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенный на использование под административное здание, общей площадью 533 кв.м., по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права N 010215 от 27.10.2008 г.);
- на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенный на использование под административное здание, общей площадью 1677,44 кв.м., по адресу: <...> "а" (свидетельство о государственной регистрации права N 010212 от 27.10.2008 г.);
- на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенный на использование под гараж, общей площадью 483,86 кв.м., по адресу: <...> "а" (свидетельство о государственной регистрации права N 010211 от 27.10.2008).
Территориальным управлением проведена внеплановая тематическая проверка Минюста по Республике Тыва, по результатам проверки составлен акт, в котором в том числе было установлено, что учет федерального имущества Минюстом по Республике Тыва в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 не проведен, государственная регистрация права оперативного управления на нежилые помещения и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками произведены незаконно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 того же Кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Лицо, обращающееся с иском о признании недействительным зарегистрированного права на недвижимое имущество, должно доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его субъективных прав на спорное имущество. По существу иск, заявленный как оспаривание права на имущество, направлен также на признание (подтверждение) права за обратившимся в суд лицом и предполагает оценку законности оснований возникновения права истца и ответчика. Фактически оспариваемые заявителем объекты недвижимости находятся в собственности Российской Федерации и не выбывали из его владения.
В соответствии п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
На основании ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Право оперативного управления Минюст РТ на спорные объекты недвижимого имущества подтверждается распоряжением территориального управления Росимущества по Республике Тыва от 01.09.2008 № 05-284. Данный документ не оспорен, недействительным не признан.
Кроме того в судебном заседании представитель истца пояснила, что решение собственника о предоставлении указанных помещений и земельных участков на праве оперативного управления вынесено 17.11.2008г., то есть позднее момента фактической регистрации права Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва в Управлении федеральной регистрационной службы по республике Тыва.
Кроме того, в судебном заседании истец, уточняя свои требования, пояснила, что под сделкой подразумевает «сделку» оформленную актами приема-передачи основных средств № 303,304,306 от 31.08.2008г., акт приема-передачи нефинансовых активов, товарно-материальных ценностей, номенклатурных и личных дел сотрудников и учетных дел в сфере некоммерческих организаций, адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республики Тыва раннее обращалось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва о признании ничтожными приложения к акту № 2 приема-передачи нефинансовых активов – помещений № 303, 304, 306 от 31.08.2008 года, признании недействительными зарегистрированного права оперативного управления от 27.10.2008 за Министерством юстиции на нежилые помещения и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, а именно на нежилые помещения и земельный участок по адресу: <...> - ФИО4, 37 "а"; нежилое здание и земельный участок по адресу: <...>; бетонный гараж и земельный участок по адресу: <...> "а".
Решением арбитражного суда Республики Тыва по делу № А69-950/2009 в удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва, о признании недействительной государственной регистрации от 27.10.2008г. права оперативного управления на нежилые помещения и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, а именно на нежилые помещения и земельный участок по адресу: <...> «а»; нежилое здание и земельный участок по адресу: <...>; бетонный гараж и земельный участок по адресу: <...> «а» отказано.
В удовлетворении ходатайства об уточнении требований в части признания ничтожным приложения № 2 к акту приема-передачи нефинансовых активов, а именно актов приема передачи помещений № № 303,304, 306 от 31.08.2008 года отказано.
Удовлетворено требование Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республики Тыва о признании недействительными зарегистрированными права оперативного управления от 27.10.2008 за Министерством юстиции права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками:
на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенный на использование под административное здание, общей площадью 533 кв.м., по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права N 010215 от 27.10.2008 г.);
- на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенный на использование под административное здание, общей площадью 1677,44 кв.м., по адресу: <...> "а" (свидетельство о государственной регистрации права N 010212 от 27.10.2008 г.);
- на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенный на использование под гараж, общей площадью 483,86 кв.м., по адресу: <...> "а" (свидетельство о государственной регистрации права N 010211 от 27.10.2008).
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010г. производство по делу было прекращено в связи с полным отказом истца от иска.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Из содержания искового заявления и пояснений истца и истцом не оспаривается, что под сделкой по передаче имущества истец подразумевает акты приема-передачи основных средств № 303,304,306 от 31.08.2008г.,, утвержденные распоряжением № 5-284 от 01.09.2008г., подписанный руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва.
Арбитражный суд считает, что акт приема-передачи основных средств от 01.04.1998 сделкой не является по следующим основаниям.
В силу ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Акты приема-передачи основных средств свидетельствует лишь об исполнении административного акта уполномоченного органа и сам по себе признакам сделки не соответствует.
При таких обстоятельствах в указанной части иска следует отказать.
Вторым требованием истца является требование о признании недействительным зарегистрированного за Управлением Министерства юстиции права оперативного управления на следующее недвижимое имущество:
здание гаража по адресу: <...> «а»
нежилое здание по адресу: <...>,
нежилые помещения по адресу: <...> с 1 по 7, с 9 по 26,
земельного участка общей площадью 483,86 кв.м., по адресу: <...> «а»,
земельного участка, общей площадью 533 кв.м., по адресу: <...>,
земельного участка, общей площадью 1677,44 кв.м., по адресу: <...>.
Арбитражный суд считает, что в указанной части иска производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Предмет иска - это материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них; признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его; о взыскании, присуждении, понуждении к совершению действий (пункт 4 части 2 статьи 125 АПК РФ). Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение своих требований к ответчику (пункт 5 части 2 статьи 125 АПК РФ).
На основании изложенного арбитражный суд прекращает производство по настоящему делу в части на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ, исходя из тождества сторон, предмета и оснований иска по настоящему делу и по делу А69-950/2009, по которому имеется вступивший в законную силу судебный акт постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010г., которым производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.
Прекращение производства по делу по указанному основанию возможно лишь тогда, когда тождество споров по делам не вызывает сомнения.
Оценивая тождество исков, следует учитывать наличие трех составляющих тождества исков в совокупности: те же участвующие в деле лица, тот же предмет и то же основание. Отсутствие тождества хотя бы по одной из составляющих свидетельствует о невозможности применения пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Суд, оценив тождество исков, пришел к выводу, что в настоящем деле участвуют те же лица, основание иска то же, предмет иска тот же.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу подлежит прекращению в части требования о признании недействительным зарегистрированного за Управлением Министерства юстиции права оперативного управления на недвижимое имущество.
Положениями части 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете спора и по тем же основаниям не допускается.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, взыскание ее не производится.
При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 150, статьями 151, статьями 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1.В удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва и к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва о признании сделки по передаче государственного имущества в оперативное управление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, оформленную актами приема-передачи основных средств №303,304,306 от31.08.2008г. недействительной, применении последствий недействительности сделки отказать.
2. В части исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва и к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва о признании недействительным зарегистрированного за Управлением Министерства юстиции права оперативного управления на недвижимое имущество - здание гаража по адресу: <...> «а», нежилое здание по адресу: <...>, нежилые помещения по адресу: <...> с 1 по 7, с 9 по 26, земельного участка общей площадью 483,86 кв.м., по адресу: <...> «а»,земельного участка, общей площадью 533 кв.м., по адресу: <...>,земельного участка, общей площадью 1677,44 кв.м., по адресу: <...> производство по делу прекратить.
3.На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.
Судья О.Ш.Донгак