Арбитражный суд Республики Тыва
667000, г.Кызыл, ул. Кочетова, д.91, телефон/факс: (394-22) 2-11-96,
http://tyva.arbitr.ru, электронная почта: info@tuva.arbitr.ru,
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл | Дело № А69-1815/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 03 октября 2013 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Данзырын М.Д., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, третье лицо ФГУ «Земельная кадастровая палата» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...> «а», общей площадью 8 433 кв. м., с назначением: под производственную территорию объекта незавершенного строительства производственной базы, равной рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании: ФИО2 - представитель по доверенности от 11.06.2013г.,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва: ФИО3 представитель по доверенности от 15.04.2013г.,
от «Земельная кадастровая палата» - не явились,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - предприниматель, ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, третье лицо ФГУ «Земельная кадастровая палата» (далее по тексту – Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...> «а», общей площадью 8 433 кв. м., с назначением: под производственную территорию объекта незавершенного строительства производственной базы, равной рыночной стоимости.
В судебное заседание не явился представитель Кадастровой палаты, заявлений и ходатайств о рассмотрении дела без его участия не поступало. В материалах дела имеется доказательство надлежащего уведомления Кадастровой палаты о месте и времени рассмотрения дела путем направления в его адрес определения и размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва http://tyva.arbitr.ru., в связи с чем, дело рассматривалось в отсутствие третьего лица, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва заявила ходатайство о замене ненадлежащего ответчика – Филиал Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва на надлежащего Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд отказывает в удовлетворении так как, в разделе II Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" указано, какие полномочия осуществляет служба в установленной сфере деятельности, в том числе, государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва является надлежащим ответчиком поданному делу.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ФИО1 (ИНН <***>) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе 03.03.2009 за ОГРН <***>, что подтверждается свидетельством серии 17 № 000414887.
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105004:0141, площадью 8433 кв.м., находящегося по адресу: <...>, о чем свидетельствует о государственной регистрации права на земельного участка от 23.07.2008г. № 17-АВ 007801.
С 01.01.2013 изменилась кадастровая стоимость земель населенных пунктов Республики Тыва. Кадастровая оценка используется для налогообложения земельных участков.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 и опубликованы в газете "Тувинская правда" от 12.01.2013.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105004:0141, площадью 8433 кв.м., находящегося по адресу: <...> по состоянию на 2007 год составила 3 204 540 рублей.
Согласно отчёту об оценке от 25.07.2013, выполненный независимым оценщиком ФИО4 по заказу предпринимателя, рыночная стоимость оцениваемого земельного участка: общей площадью 8 433 кв.м, кадастровым №17:18:0105004:0141, расположенного по адресу: <...> составила 4 247 000 рублей.
Истец, полгая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости, поскольку неоправданно завышена и негативно для собственника влияет на размеры обязательных платежей, обратился в арбитражный с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации применяется для целей налогообложения и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении размера земельного налога, что существенно затрагивает интересы истца как налогоплательщика, последний обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Поскольку нормы пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, суд, учитывая вышеприведенные нормы земельного законодательства, правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, пришел к выводу, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, при этом предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Для целей применения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Согласно отчёту об оценке № 172/2013 от 29.07.2013, выполненный независимым оценщиком ФИО4 по заказу предпринимателя ФИО1, рыночная стоимость оцениваемого земельного участка общей площадью 8433 кв.м, с кадастровым №17:18:0105004:0141, расположенного по адресу: <...> составила 4 247 000 рублей.
Представитель ответчика против отчёта об оценке № 172/2013 от 29.07.2013, выполненный независимым оценщиком ФИО4, возражений не заявил.
Представленный отчёт об оценке № 3-26-13-020 от 08.06.2013 соответствует требованиям Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 254, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в объективности и квалификации независимого оценщика.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, отчёт об оценке № 172/2013 от 29.07.2013, выполненный независимым оценщиком ФИО4., при отсутствии представленных ответчиком доказательств недостоверности определенной по результатам судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка №17:18:0105004:0141, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, в 4247000 рублей.
Истец, будучи пользователем вышеуказанных земельных участков является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких условиях, права и законные интересы предпринимателя нарушены внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Заявителем были заявлены требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
В разделе II Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" указано, какие полномочия осуществляет служба в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункта 2 Приказа N П/331 от 01.09.2011 Россреестра утвержден устав федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Для представления интересов и их защиты на территории Республики Тыва в соответствии с пунктом 23 Устава создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва. Согласно положения о филиале в его полномочия входит осуществление ведения государственного кадастра недвижимости.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
В части 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации закреплено, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Таким образом, иск обоснованно заявлен к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования предпринимателя ФИО1
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105004:141, расположенного по адресу: <...> «а», общей площадью 8 433 кв. м., равную его рыночной стоимости в размере 4 247 000 рублей;
Настоящее решение после вступления его в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105004:141, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месяца со дня его принятия, а также после рассмотрения в апелляционной инстанции в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья М.Д. Данзырын