ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-184/20 от 10.06.2020 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

«15» июня 2020 года.

Дело № А69-184/20

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2020 года

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2020 года

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М.,при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарём Доваадор А.А.., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис»(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Службе по тарифам Республики Тыва(ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Управление Федеральной антимонопольной службой по Республике Тыва,

о признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) от 24.01.2020 № 8,

при участии в заседании: от заявителя – Суван-оола А.О., представителя по доверенности от 01.09.2019,

от ответчика – ФИО1, представителя по доверенности от 09.04.2020, ФИО2, представителя по доверенности от 12.05.2020,

от третьего лица – ФИО3, руководителя,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис»(далее — ООО «Водоканал-Сервис», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по тарифам Республики Тыва(далее — Служба по тарифам Республики Тыва, ответчик) о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования цен(тарифов) от 24.01.2020 № 8.

Определением от 19.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено - Управление Федеральной антимонопольной службой по Республике Тыва.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в заявлении и в возражениях на отзыв антимонопольного органа, представители ответчика и третьего лица не согласились, по доводам, изложенным в отзывах на заявление.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего спора.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 30.08.2019 № 18 для ООО «Водоканал-Сервис» на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» установлены следующие тарифы на 2020 год:

Вид тарифа

с 1 сентября 2019 г.

по 31 декабря 2019 г.

с 1 января 2020 г.

по 31 августа 2020 г.

Питьевая вода

(питьевое водоснабжение)

Тариф для всех категорий потребителей, руб./куб. м (НДС не облагается) <*>

31,11

31,11

Водоотведение,

в том числе очистка сточных вод <*>

Тариф для всех категорий потребителей, руб./куб. м (НДС не облагается) <*>

17,83

17,83

Примечанием предусмотрено:

<*> НДС не предусмотрен (в отношении организации применяется упрощенная система налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 2 постановления от 30.08.2019 № 18 настоящие тарифы, установленные пунктом 1 настоящего постановления, действуют с 01 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года.

В связи с переходом с упрощённой системы налогообложения на общую систему налогообложения ООО «Водоканал-Сервис» с января 2020 года потребителям начало начислять размер платы за потреблённые :

- питьевое водоснабжение — в размере 37,33 руб.(с учётом НДС 20%);

- водоотведение — в размере 21,40 руб.(с учётом НДС 20%) за 1 куб.м., что повлекло многочисленные обращения потребителей в адрес Службы по тарифам Республики Тыва, и явилось основанием для вынесения в адрес общества оспариваемого предписания.

Полагая, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона и нарушают права и законные интересы общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

В силу части 1 статья 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Поскольку оспариваемое предписание вынесено в отношении общества, следовательно заявитель вправе его оспорить в арбитражном суде.

С учётом требований статьи 35 АПК РФ, настоящее дело подсудно Арбитражному суду Республики Тыва, исходя из места нахождения ответчика – Службы по тарифам Республики Тыва).

В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- наличие полномочий на его принятие у государственного органа;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, в силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Службу по тарифам Республики Тыва, предписание которой оспаривается.

А на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт(обществе), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов.

При рассмотрении дела об оспаривании ненормативных актов антимонопольных органов(глава 24 АПК РФ) арбитражный суд не подменяет государственный орган при установлении наличия(отсутствия) нарушения и обосновании отраженной в оспариваемом ненормативном акте позиции, а проверяет лишь обоснованность сделанных им в таком решении выводов.

Оспариваемое предписание, вынесено Службой по тарифам Республики Тыва.

Согласно частям 1 и 7 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"(далее – Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»), холодное водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности. Согласно частям 2 и 8 указанной статьи тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение подлежат регулированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно пункту 12 которых регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении, настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения(пункт 6 части 1 статьи 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения понимается уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

А государственный контроль (надзор) в сфере регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен(тарифов)(подпункт «е» пункта 3 и пункта 4 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543).

На территории Республики Тыва таким органом является Служба по тарифам Республики Тыва.

Так, согласно пункту 1 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 04.05.2017 № 200, Служба является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесенных к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

При этом, Служба по тарифам Республики Тыва осуществляет полномочия в области государственного регулирования тарифов, в том числе на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса в Республике Тыва и региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в том числе в сфере водоснабжения(пункты 7 и 12 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва).

Пунктом 13 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством, Служба рассматривает в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и привлекает к ответственности юридические и физические лица за нарушение законодательства о ценообразовании и государственном регулировании цен, выдает предписания о прекращении нарушения действующего законодательства.

Аналогичное право Службы по тарифам Республики Тыва по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения предусмотрено пунктом 49 Административного регламента исполнения Службой по тарифам Республики Тыва государственной функции по организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Республики Тыва, утверждённого приказом Службы по тарифам Республики Тыва от 16 мая 2013 г. № 44-од.

Поскольку, с учётом вышеизложенных нормативных положений, Служба по тарифам Республики Тыва является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия в области государственного регулирования тарифов и осуществляющим государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов, в сфере водоснабжения и водоотведения, то она вправе выносить предписания о прекращении нарушения действующего законодательства в данной области.

По вопросу о законности вынесённого в отношении общества предписания арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Из буквального содержания оспариваемого предписания следует, что Служба по тарифам Республики Тыва предписывает ООО «Водоканал-Сервис» незамедлительно прекратить нарушение требований Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», в части начисления размера платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям по неустановленным государством ценам(тарифам), указывая, что размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться по тарифам на питьевую воду(питьевое водоснабжение) и водоотведение, установленным постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 30 августа 2019 года № 18.

О принятых мерах выполнения предписания следует письменно сообщить в Службу по тарифам Республики Тыва с приложением подтверждающих документов в срок до 12 часов 00 минут 27 января 2020 года.

Заявитель не соглашаясь с предписанием отмечает, что ООО «Водоканал-Сервис» не нарушал требований федерального законодательства, ни Жилищного кодекса РФ, ни Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ни его подзаконных актов, начисляет потребителям плату за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с единственно имеющимся тарифом, установленным постановлением Службы по тарифам РТ от 30.08.2019 N 18 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевоеводоснабжение) и водоотведение, в том числе очистку сточных вод, для ООО "Водоканал-Сервис" на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" на 2019 - 2020 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений". Начисление налога на добавленную стоимость к имеющемся тарифу является требованием п.1 ст.168, пп.1. п.1, ст.146, ст.149 Налогового кодекса РФ, в связи с тем, что с 2020 года ООО «Водоканал-Сервис» перешло на общую систему налогообложения, что подтверждается письмом Управления федеральной налоговой службы по Республике Тыва от 20.01.2020 на запрос ООО «Водоканал-Сервиса» от 13.01.2020, и п.3 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", следовательно, предписание Службы по тарифам Республики Тыва противоречит положениям Налогового кодекса РФ, кроме того, Служба по тарифам Республики Тыва в нарушение Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" предписывает ООО «Водоканал-Сервис» самостоятельно определить для себя экономически необоснованный тариф, с исключением из его базы налога на добавленную стоимость, который при его исполнении приведет к разорению предприятия жизнеобеспечения города Кызыла.

Дополнительно заявитель в своих возражениях на отзыв антимонопольного органа указывает, что ООО «Водоканал-Сервис» неоднократно ставило в известность Службу по тарифам Республики Тыва о его начале оплаты НДС, как при заключении концессионного соглашения в рамках ст. 174.1 Налогового кодекса РФ, а также об обязательном выходе из упрощенной системы налогообложения с января 2020 года. В том числе в заявлении от 09.01.2020, на который Служба по тарифам 13.01.2020 выдала формальный ответ, о необходимости государственной регистрации концессионного соглашения, которая не завершена до сих пор. В соответствии с пунктом 14. Положения Службе по тарифам Республики Тыва имеет право запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке необходимые материалы и информацию от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления Республики Тыва и организаций по вопросам регулирования цен (тарифов) и контроля их применения, а также по вопросам, отнесенным к ведению Службы. Следовательно, при недостаточности материалов (концессионного соглашения прошедшей государственную регистрацию), при предоставлении заявления в неустановленной форме (от 09.01.2020), и наличии обстоятельств при которых установленный ранее тариф, утвержденный Постановлением Службы по тарифам РТ от 30.08.2019 N 18 может пойти в разрез с нормами налогового законодательства Российской Федерации, Служба по тарифам Республики Тыва в рамках имеющихся полномочий утвержденных в Постановлении Правительства Республики Тыва от 04.05.2017 N 200 "Об утверждении Положения о Службе по тарифам Республики Тыва и ее структуры" могла и обязана была открыть и рассмотреть дело о пересмотре тарифов на водоснабжение и водоотведения на территории г.Кызыла для ООО «Водоканал-Сервис» и урегулировать коллизионную ситуацию. В пункте №1 отзыва на стр.7 УФАС приходит выводу что «пересмотр установленных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения по основанию, предусмотренному подпунктом «к» пункта 9 Правил регулирования тарифов, осуществляется на основании заявления регулируемых организаций об установлении тарифов с приложением необходимых обосновывающих материалов, в том числе сообщения регулируемой организации о переходе на иной режим налогообложения, поданного в налоговый орган по месту нахождения организации.». При этом фраза УФАС «в том числе сообщения регулируемой организации о переходе на иной режим налогообложения, поданного в налоговый орган по месту нахождения организации» является самостоятельным выводом не подкрепленным соответствующим закреплением в нормативно-правовых актах, в том числе в Правилах регулирования тарифов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N406. В пункте №2 отзыва на стр.2 УФАС приходит к выводу что граждане (жители многоквартирных домов) не являются покупателями коммунальных ресурсов в виде водоснабжения и водоотведения, и позиция, изложенная в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 №72 касается взаимоотношений только между ресурсоснабжающей организацией и покупателем в виде управляющей организации или других организаций, предприятий, учреждений. Данный вывод противоречит ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым коммунальные ресурсы собственникам пользователям помещений в многоквартирном доме могут предоставляться ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. На сегодняшний день 99 процентов собственников г,Кызыла получают услуги водоснабжения и водоотведения и оплачивают их по прямым договорам исключая управляющие организации.

Вместе с тем, ООО «Водоканал-Сервис» не учтено следующее.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает, в том числе плату за холодное водоснабжение, водоотведение.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 7 статьи 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» холодное водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности. Согласно частям 2 и 8 указанной статьи тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение подлежат регулированию.

Так, на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 30.08.2019 № 18, для ООО «Водоканал-Сервис», которое постановлением Мэрии города Кызыла от 20.08.2019 № 489 определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного(питьевого) водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности в границах городского округа «город Кызыл Республики Тыва», установлены следующие тарифы на 2020 год:

Вид тарифа

с 1 сентября 2019 г.

по 31 декабря 2019 г.

с 1 января 2020 г.

по 31 августа 2020 г.

Питьевая вода

(питьевое водоснабжение)

Тариф для всех категорий потребителей, руб./куб. м (НДС не облагается) <*>

31,11

31,11

Водоотведение,

в том числе очистка сточных вод <*>

Тариф для всех категорий потребителей, руб./куб. м (НДС не облагается) <*>

17,83

17,83

Примечанием предусмотрено:

<*> НДС не предусмотрен (в отношении организации применяется упрощенная система налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 2 постановления от 30.08.2019 № 18 настоящие тарифы, установленные пунктом 1 настоящего постановления, действуют с 01 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года.

Следовательно, на дату вынесения оспариваемого предписания(24.01.2020), тарифы установленные постановлением от 30.08.2019 № 18 являлись действовавшими(не изменёнными).

Согласно представленных экспертных заключений Службы по тарифам Республики Тыва по установлению тарифов на водоотведение и тарифов на питьевую воду(питьевое водоснабжение) на 2019-2020 годы следует, что расчёт вышеперечисленных тарифов производился методом экономически обоснованных расходов (затрат).

Положениями части 10 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Вместе с тем, установленные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут быть пересмотрены по основаниям, предусмотренным пунктом 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

ООО «Водоканал-Сервис», в качестве основания законности предъявления к потребителям к оплате суммы НДС сверх установленного тарифа и необходимости пересмотра ранее установленных тарифов, ссылается на заключение с Правительством Республики Тыва, в лице Министерства строительства Республики Тыва, концессионного соглашения и переход с упрощённой системы налогообложения(УСН) на общую(ОСН), т.е., на изменение в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации(подпункт «к» пункта 9 Правил регулирования тарифов).

Однако, пересмотр установленных тарифов осуществляется только уполномоченным органом регулирования тарифов, в порядке предусмотренном разделом IV Правил регулирования тарифов и Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э, путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.

Следовательно, принимая во внимание государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, до принятия, уполномоченным органом регулирования тарифов, решения о пересмотре ранее установленных тарифов, у ООО «Водоканал-Сервис» отсутствовали основания для предъявления к оплате суммы НДС сверх установленного тарифа, поэтому данные действия нельзя признать законными.

С учётом вышеизложенного, у Службы по тарифам Республики Тыва, в целях пресечения прекращения нарушения действующего законодательства в данной области, в соответствии с пунктом 13 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 04.05.2017 № 200 и пунктом 49 Административного регламента исполнения Службой по тарифам Республики Тыва государственной функции по организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Республики Тыва, утверждённого приказом Службы по тарифам Республики Тыва от 16 мая 2013 г. № 44-од, имелись основания для вынесения соответствующего предписания.

По процедуре выдачи оспариваемого предписания, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

ООО «Водоканал-Сервис» оспаривая предписание отмечает, что предписание Службы по тарифам Республики Тыва вынесено в нарушение процедуры, установленного Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Административного регламента исполнения Службой по тарифам Республики Тыва государственной функции по организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Республики Тыва, утвержденного приказом Службы по тарифам РТ от 16.05.2013 № 44-од, без проведения проверки, без получения пояснений субъекта проверки, без вынесения решения о нарушении законодательства и т.п..

Действительно, как установлено арбитражным судом, в материалы дела ответчиком не представлены ни распоряжение(приказ), ни акт проверки.

Служба по тарифам РТ подтверждая их отсутствие, указывает, что в данном случае документарная (плановая либо внеплановая) проверка не проводилась, основанием для вынесения оспариваемого предписания явилось нарушение ООО «Водоканал-Сервис» Жилищного Кодекса РФ, Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 30 августа 2019 года № 18, в части начисления размера платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям по неустановленным государством ценам(тарифам), выявленное по результатам систематического наблюдения, в связи с многочисленными жалобами потребителей, что также следует из текста оспариваемого предписания.

Относительно вышеуказанных доводов ООО «Водоканал-Сервис» и возражений Службы по тарифам РТ, оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные материалы, арбитражный суд приходит к следующему.

Согласно положениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указанным законом устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Однако, в рассматриваемом случае Службой по тарифам РТ документарная (плановая либо внеплановая) проверка деятельности ООО «Водоканал-Сервис» не проводилась, распоряжение(приказ) на проведение проверки не выдавалось, акт проверки не составлялся.

Как следует из отзыва на заявление и пояснений представителей Службы по тарифам РТ, выявленные нарушения были установлены по результатам систематического наблюдения, что послужило основанием для вынесения оспариваемого предписания.

Действительно, в силу подпункта "б" пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, подпункта 4 пункта 5 Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Республики Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 13 сентября 2017 г. № 410, Служба по тарифам РТ вправе проводить систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, т.е., осуществлять мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены существенные коррективы в порядок организации и проведения проверок, осуществления мероприятий по контролю.

В частности, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ стала регламентироваться деятельность уполномоченных органов в части осуществления мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Ранее указанный вид мероприятий не подпадал под сферу регулирования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, чем пользовались контролирующие органы, минуя необходимые процедуры проведения мероприятий по контролю по фактам обнаружения нарушений, выявленных по результатам осуществления иных государственных функций и процедур.

В связи с произошедшими изменениями с 01 января 2017 года п. 1 ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ утратил силу.

С указанного времени, мероприятия по контролю без взаимодействия рассматриваются в качестве составной части государственного контроля (надзора), осуществление которых образуют деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов регулирования тарифов, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 5 настоящей статьи(часть 2 статьи 35 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 4 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543, пунктом 5 Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Республики Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 13 сентября 2017 г. № 410, пунктами 1 и 5 Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 08 июня 2012 г. № 305 и пунктом 4 Административного регламента исполнения Службой по тарифам Республики Тыва государственной функции по организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Республики Тыва, утверждённого приказом Службы по тарифам Республики Тыва от 16 мая 2013 г. № 44-од.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 названной статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 данного федерального закона.

В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, указанных в частях 5 - 7 статьи 8.2 названного федерального закона, сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных правовыми актами.

Выдача предписания в качестве обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении выявленных фактов нарушений предусмотрена в статье 17 этого федерального закона по результатам проведения проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Из изложенного следует, что федеральный законодатель не допускает выдачу предписания (являющегося мерой правового реагирования и актом понуждения к совершению определенных действий), неисполнение которого влечет административную ответственность, при проведении мероприятий в отсутствие взаимодействия органа государственного(муниципального) контроля(надзора), с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

При этом, арбитражный суд считает необходимым отметить, что само по себе наличие у Службы по тарифам Республики Тыва полномочий на выдачу предписаний не освобождает его должностных лиц от соблюдения установленных законом процедур выдачи (принятия) соответствующих ненормативных правовых актов, в данном случае предписания.

Вместе с тем, целью обращения в суд, согласно статьи 4 АПК РФ, является именно восстановление нарушенного законного права, в связи с чем, в силу статьи 13 ГК РФ и статьи 198 АПК, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит не только проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту, но и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые незаконно возлагают на него какие-либо обязанности и создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, статьи 18, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в правовом государстве вмешательство органов публичной власти в права частных лиц допускается в рамках реализации законных полномочий соответствующего органа и признается правомерным, если использование этих полномочий преследует публично значимые цели и не приводит к ограничению прав частного лица сверх меры, требуемой для достижения указанной цели (принцип соразмерности).

В данном случае, основанием для вмешательства Службы по тарифам Республики Тыва в деятельность ООО «Водоканал-Сервис» явилось нарушение последним требований закона, нарушение им прав и законных интересов потребителей услуг, в части начисления размера платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по неустановленным государством ценам(тарифам), многочисленные обращения которых были адресованы уполномоченному контролирующему органу.

И применённая к ООО «Водоканал-Сервис» мера не может рассматриваться как нарушающая права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку в её основе лежит публично значимая цель(защита охраняемых государством публичных интересов в сфере государственного регулирования тарифов), вынесение оспариваемого предписания направлено на достижение указанной цели, на восстановление прав и законных интересов неопределённого круга потребителей услуг холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва» и не налагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, а ограничения деятельности общества, обусловленные выдачей предписания, соответствуют характеру допущенных нарушений и не нарушают баланс частных и публичных интересов.

С учётом вышеизложенного, арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание не нарушает прав и интересов заявителя и отсутствие наличия совокупности оснований, установленных положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис»(ОГРН <***>, ИНН <***>) к Службе по тарифам Республики Тыва(ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Управление Федеральной антимонопольной службой по Республике Тыва, о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования цен(тарифов) от 24.01.2020 № 8 отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный судне позднее месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья А.М. Ханды