Арбитражный суд Республики Тыва
Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)
http://www.tyva.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл Дело № А69-1920/19
«20» ноября 2019 года.
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2019 года Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2019 года
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарём Доваадор А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Финансового управления Администрации Пий- Хемского кожууна (ОГРН <***>, ИНН<***>)
к Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действия Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва по проведению внеплановой выездной проверки с 17 августа 2018 года по 08 мая 2019 года финансово-хозяйственной деятельности Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в сфере проверки использования Финансовым управлением средств муниципального бюджета в 2015 – 2017 годах, отраженных в акте от 31.05.2019 в разделе 4 на страницах 191 - 263, как несоответствующие полномочиям раздела 2 Положения о Службе по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва, утвержденного постановлением от 15.05.2007 № 605 Правительства Республики Тыва,
о признании незаконными действия Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва по изъятию документов и материалов 2015 – 2017 годов Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в период проведения внеплановой выездной проверки с 17 августа 2018 года по 08 мая 2019 года, как несоответствующие пункту 64 Административного регламента исполнения Службой по финансово - бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом руководителя Службы от 21.09.2015 № 180,
о признании незаконными действия руководителя Службы по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва С.Ч. Байыр-оол по изданию приказов № 79/3 от 26.09.2018 «О приостановлении срока контрольных мероприятий», № 79/4 от 03.04.2019 «О возобновлении срока проведения контрольного мероприятия» как несоответствующие требованиям п.п. «г» п.56, п.п. «а» п.58, п.п. «а» п.59 Порядка осуществления Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 24.09.2014 № 442, а также требованиям п.п. «г» п.68, п.п. «а» п.70 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом руководителя Службы от 21.09.2015 № 180, и взыскании понесённых судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО2, руководителя, ФИО3, адвоката по ордеру от 02.09.2019 № 007, ФИО4, адвоката по ордеру от 11.11.2019 № 000748,
от ответчика – ФИО5, представителя по доверенности от 05.08.2019 № 17, ФИО6, представителя по доверенности от 14.11.2019 № 23,
установил:
Финансовое управление Администрации Пий-Хемского кожууна обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва о признании незаконными действия Службы по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва по проведению внеплановой выездной проверки с 17 августа 2018 года по 08 мая 2019 года финансово-хозяйственной деятельности Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в сфере проверки использования Финансовым управлением средств муниципального бюджета в 2015 – 2017 годах, отраженных в акте от 31.05.2019 в разделе 4 на страницах 191 - 263, как несоответствующие полномочиям раздела 2 Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утвержденного постановлением от 15.05.2007 № 605 Правительства Республики Тыва, о признании незаконными действия по изъятию документов и материалов 2015 – 2017 годов Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в период проведения
внеплановой выездной проверки с 17 августа 2018 года по 08 мая 2019 года, как несоответствующие пункту 64 Административного регламента исполнения Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом руководителя Службы от 21.09.2015 № 180, признании незаконными действия руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва С.Ч. Байыр-оол по изданию приказов № 79/3 от 26.09.2018 «О приостановлении срока контрольных мероприятий», № 79/4 от 03.04.2019 «О возобновлении срока проведения контрольного мероприятия» как несоответствующие требованиям п.п. «г» п.56, п.п. «а» п.58, п.п. «а» п.59 Порядка осуществления Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 24.09.2014 № 442, а также требованиям п.п. «г» п.68, п.п. «а» п.70 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом руководителя Службы от 21.09.2015 № 180, и взыскании понесённых судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
В судебном заседании, в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час.00 мин. 15.11.2019.
В судебном заседании представители заявителя заявленные требования поддержали, по доводам, изложенным в заявлении, в дополнении к заявлению, а представители ответчика с заявлением не согласились, по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Дополнительно в обоснование заявленных требований Финансовое управление Администрации Пий-Хемского района сослалось на судебную практику: определение Верховного Суда РФ от 26.11.2015 № 303-КГ15-11543; постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 № 05АП-539/2015; постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 № 06АП-3064/2013; постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу № А75-5554/2015; решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.05.2016 по делу № А03-3930/2016.
В ходе рассмотрения дела, в порядке статьи 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ, были допрошены в качестве свидетелей ФИО7 и ФИО8,
которые не подтвердили получение письменного извещения и устных сведений о приостановлении внеплановой выездной проверки.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, допросив свидетелей, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего спора.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Службы по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва от 16 августа 2018 года № 79 «О назначении внеплановой выездной проверки» в связи с поручением Правительства Республики Тыва от 16.08.2018 должностными лицами Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва проведена внеплановая проверка соблюдения Финансовым управлением Администрации Пий-Хемского района в 2015-2017 годах бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования Пий-Хемского района и законодательства в сфере закупок.
Проведение внеплановой выездной проверки приостанавливалось с 26 сентября 2018 года по 08 апреля 2019 года на основании приказа Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 26 сентября 2019 года № 79/3.
Приказом от 03.04.2019 № 79/4 «О возобновлении срока проведения контрольного мероприятия» проведение внеплановой выездной проверки возобновлено.
Не согласившись с отдельными действиями Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва внеплановой выездной проверки заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты
следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Из положений приведённых норм следует, что суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.
При этом, согласно статьям 4 и 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обращаясь в арбитражный суд, истец(заявитель) самостоятельно распоряжается принадлежащим ему процессуальным правом на предъявление иска и определяет для себя объём испрашиваемой у суда защиты.
Финансовое управление Администрации Пий-Хемского кожууна просит признать незаконными действия Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва по проведению внеплановой выездной проверки с 17 августа 2018 года по 08 мая 2019 года финансово-хозяйственной деятельности Финансового Управления Администрации Пий- Хемского кожууна Республики Тыва в сфере проверки использования Финансовым управлением средств муниципального бюджета в 2015 – 2017 годах, отраженных в акте от 31.05.2019 в разделе 4 на страницах 191 - 263, как несоответствующие полномочиям раздела 2 Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утвержденного постановлением от 15.05.2007 № 605 Правительства Республики Тыва, исходя из следующего.
Приказом от 16.08.2018 № 79 руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее - Служба) с 17 августа 2018 года назначена внеплановая выездная проверка соблюдения Финансовым Управлением Администрации Пий-Хемского района Республики Тыва (далее - Финансовое Управление) в 2015-2017 годах бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования Пий-Хемского района и законодательства в сфере закупок.
Однако, как усматривается из содержания акта проверки от 31.05.2019 (См. приложение № 2 ранее приобщенное к заявлению от 04.07.2019), фактически специалистами Службы была проверена финансово-хозяйственная деятельность Финансового Управления по вопросам:
- анализ исполнения бюджетной сметы, проверка использования средств муниципального бюджета (стр. 191 - 203 акта проверки от 31.05.2019);
- проверка использования средств муниципального бюджета на оплату труда (стр. 203 -237 акта проверки от 31.05.2019);
- кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами (стр. 237 - 241 акта проверки от 31.05.2019);
- банковские операции, состояние расчетной дисциплины (стр. 242 - 251 акта проверки от 31.05.2019);
- проверка операции по выбытию и перемещению нефинансовых активов (стр. 251 - 254 акта проверки от 31.05.2019);
- проверка достоверности годового отчета об исполнении местного бюджета муниципального района (стр. 254 - 256 акта проверки от 31.05.2019);
- проверки соответствия заключения и исполнения муниципальных контрактов (договоров) на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для муниципальных нужд действующему законодательству Российской Федерации (стр. 256 - 263 акта проверки от 31.05.2019).
Служба по проверке всей финансово-хозяйственной деятельности Финансового Управления, а именно, по проверке использования Финансовым Управлением средств муниципального бюджета в 2015 – 2017 годах(стр. 191 - 263 раздела 4 акта проверки от 31.05.2019), не была уполномочена, следовательно, действия Службы по указанной проверке являются незаконными.
Согласно пункту 5.3.1. Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 года № 605, Служба осуществляет полномочия по контролю в финансово- бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Пункт 5.3.4. Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва наделяет в пределах компетенции Службу полномочиями по контролю за целевым и эффективным использованием межбюджетных трансфертов (субсидий, субвенций, бюджетных кредитов) и иных целевых средств из республиканского бюджета Республики Тыва, выделенных бюджетам муниципальных образований Республики Тыва.
В соответствии с п.п. «б» п.7 Порядка осуществления Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 24.09.2014 № 442, объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из республиканского бюджета Республики Тыва.
В соответствии со ст.266.1 БК РФ органы государственного(муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, представленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее по тексту - Закон № 6-ФЗ) внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами: в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных(муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования); в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Так, на муниципальном уровне решением № 201 от 27.12.2012 Хурала представителей Пий-Хемского кожууна(см. приложение, приобщенное ранее к возражению на отзыв) создан Контрольно-счетный орган Пий- Хемского муниципального района Республики Тыва, осуществляющий полномочия по контролю бюджетных средств. Финансовое Управление со Службой соглашение по осуществлению финансового контроля в финансово-хозяйственной деятельности не заключало. Кроме того, в акте проверки от 31.05.2019 нет сведений о конкретных суммах использования межбюджетных трансфертов Финансовым Управлением в 2015-2017 годах, которые вправе проверить Служба. В указанном акте также не отражены конкретные суммы использования налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета Пий- Хемского кожууна на нужды Финансового Управления за указанный период.
Относительно вышеуказанных доводов Финансового управления Администрации Пий-Хемского кожууна арбитражный суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 г. № 605 утверждено Положение о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, согласно которому Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере по использованию средств республиканского бюджета Республики Тыва, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва, на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Тыва(пункт 1 Положения).
Согласно пунктов 5.3, 5.12 и 5.13 Положения Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва в соответствии с законодательством осуществляет контроль в пределах компетенции Службы:
- осуществляет полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Республики Тыва;
- за операциями с бюджетными средствами получателей средств республиканского бюджета Республики Тыва, средствами администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Тыва, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
- за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
- за целевым и эффективным использованием межбюджетных трансфертов (субсидий, субвенций, бюджетных кредитов) и иных целевых средств из республиканского бюджета Республики Тыва, выделенных бюджетам муниципальных образований Республики Тыва;
- за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Тыва о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены законами и нормативными правовыми актами,
и в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Служба имеет право, в том числе:
- проверять в организациях, получающих средства республиканского бюджета Республики Тыва, использующих материальные ценности, находящиеся в государственной собственности республики Тыва, в организациях-получателях финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Тыва, гарантий Правительства Республики Тыва, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
- проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
- проводить ревизии и проверки, связанные с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета Республики Тыва, средств от продажи и использования республиканской собственности в организациях и учреждениях независимо от форм собственности;
- направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений в указанный в них срок;
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
- при осуществлении своей деятельности взаимодействовать с правоохранительными органами, по их мотивированным постановлениям, требованиям проводить в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством ревизии и проверки организаций любых форм собственности;
- проводить в установленном порядке ревизии и проверки по распоряжениям Главы - Председателя Правительства Республики Тыва и постановлениям и распоряжениям Правительства Республики Тыва в пределах своей компетенции.
Порядок осуществления Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждён постановлением Правительства Республики Тыва от 24 сентября 2014 г. № 442.
Согласно пунктов 3, 4 и 5 данного Порядка деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок, при этом: плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, который утверждается Главой Республики Тыва; внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Службы, принятого:
- в случае поступления обращений (поручений) Главы Республики Тыва, Правительства Республики Тыва, правоохранительных органов, иных государственных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций;
- в случае получения должностным лицом Службы в ходе исполнения должностных обязанностей информации о нарушениях законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы, в том числе из средств массовой информации;
- в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания (представления);
в случаях, предусмотренных пунктами 38, 47 и 65 настоящего Порядка.
Из вводной части приказа Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 16 августа 2018 года № 79 «О назначении внеплановой выездной проверки» следует, что основанием для проведения внеплановой выездной проверки явилось обращение Правительства Республики Тыва от 16.08.2018, следовательно Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, при наличии предусмотренных правовых оснований и в пределах своей компетенции, проведена внеплановая проверка соблюдения Финансовым управлением Администрации Пий-Хемского района в 2015-2017
годах бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования Пий-Хемского района и законодательства в сфере закупок.
Финансовое управление Администрации Пий-Хемского кожууна просит признать незаконными действия Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва по проведению внеплановой выездной проверки с 17 августа 2018 года по 08 мая 2019 года финансово-хозяйственной деятельности Финансового Управления Администрации Пий- Хемского кожууна Республики Тыва в сфере проверки использования Финансовым управлением средств муниципального бюджета в 2015 – 2017 годах, отраженных в акте от 31.05.2019 в разделе 4 на страницах 191 - 263, как несоответствующие полномочиям раздела 2 Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утвержденного постановлением от 15.05.2007 № 605 Правительства Республики Тыва.
При этом, Финансовое управление Администрации Пий-Хемского кожууна полагает, что на страницах 191 – 263 раздела 4 акта внеплановой выездной проверки от 31.05.2019 отражены результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, что не входит в полномочия Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.
Согласно пунктов 60 и 65 Порядка осуществления Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 24 сентября 2014 г. № 442 по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем завершения контрольных действий, по результатам рассмотрения акта которого и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Службы принимает решение, в том числе: о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Аналогичные нормативные положения закреплены в пункте 106 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённого приказом от 21 сентября 2015 г. № 180, согласно которому фиксация результата выполнения административной процедуры реализации результатов проведения контрольного мероприятия осуществляется путем, в том числе оформления в установленном порядке на бумажном носителе представления, предписания, уведомления о применении бюджетной меры принуждения.
Как установлено арбитражным судом и следует из акта внеплановой выездной проверки от 31.05.2019 раздел 4 поименован как: «Проверка использования Финансовым управлением средств муниципального бюджета в 2015-2017 годах»(страницы 191 – 263).
В данном случае, оспариваемые действия Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва получили своё документальное оформление в виде издания акта внеплановой выездной проверки от 31.05.2019, в разделе 4.
Характерной чертой ненормативного правового акта органов государственной власти, органов местного самоуправления, возможность обжалования которого в арбитражном суде предусмотрено является содержание в нём обязательных предписаний(пункт 2 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Акт внеплановой выездной проверки от 31.05.2019, составленный Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 60 и 65 Порядка осуществления Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 24 сентября 2014 г. № 442 и пунктом 106 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённого приказом от 21 сентября 2015 г. № 180 представлением, предписанием или уведомлением о применении бюджетных мер принуждения не является, признаками ненормативного правового акта не обладает, следовательно, сам по себе данный акт без принятия на его основе итогового решения, не влечёт каких-либо негативных последствий для Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва.
С учётом вышеизложенного, акт внеплановой выездной проверки от 31.05.2019 не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования, поскольку он является документом, фиксирующим результаты проведённой проверки, что не исключает возможности для заявителя впоследствии его оспаривать при обжаловании принятых на его основании ненормативных правовых актов Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва - представления, предписания, уведомления о применении бюджетной меры принуждения, следовательно права и законные интересы заявителя могут быть нарушены не актом проверки, а соответствующими ненормативными правовыми актами(представлением, предписанием, уведомлением о применении бюджетной меры принуждения).
Поэтому и оспариваемые действия, получившие своё документальное оформление в разделе 4 акта внеплановой выездной проверки от 31.05.2019(страницы 191 – 263) также не могут быть предметом самостоятельного судебного обжалования на основании пункта 2 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ является основанием для прекращения производства по делу, в данной его части.
Возможность самостоятельного обжалования акта проверки, равно как и действий по отражению в нём, его составлению и вынесению, действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, арбитражным судом установлено, что по результатам рассмотрения акта внеплановой выездной проверки от 31.05.2019 Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва вынесено представление, которое обжалуется заявителем в Арбитражном суде Республики Тыва.
Согласно информации, содержащейся в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет Финансовое Управление Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва воспользовалось своим правом и обжаловало в судебном порядке представление Службы по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва, вынесённое по результатам рассмотрения акта внеплановой выездной проверки от 31.05.2019(Дела № . № .А69-2830/2019 и А69- 3144/2019).
С учётом вышеизложенного, арбитражный суд прекращает производство по требованию о признании незаконными действия Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва по проведению внеплановой выездной проверки с 17 августа 2018 года по 08 мая 2019 года финансово-хозяйственной деятельности Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в сфере проверки использования Финансовым управлением средств муниципального бюджета в 2015 – 2017 годах, отраженных в акте от 31.05.2019 в разделе 4 на страницах 191 - 263, как несоответствующие полномочиям раздела 2 Положения о Службе по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва, утвержденного постановлением от 15.05.2007 № 605 Правительства Республики Тыва, согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Довод Финансового управления Администрации Пий-Хемского кожууна том, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежит отклонению, со ссылкой на п. 3 ч. 3.1. ст. 1 указанного Закона, согласно которому положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), в том числе: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
При этом, государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок организации и деятельности, в том числе контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации определён Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный
закон № 6-ФЗ), целью которого является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).
Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 6-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как ранее указывалось арбитражным судом, Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере по использованию средств республиканского бюджета Республики Тыва, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва, на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Тыва, т.е., постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации - Республики Тыва.
Согласно пункту 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных, в частности, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Таким образом, следует признать, что Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 6-ФЗ содержат взаимосвязанные отсылки и правовые нормы, которые корреспондируют и в совокупности дополняют друг друга по вопросам создания представительными органами власти муниципальных образований контрольно-счетных органов, их статуса, деятельности и полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлены следующие полномочия по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41- ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом N 6-ФЗ.
При этом при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (часть 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет такие полномочия, как: контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Предметом проведённой внеплановой выездной проверки являлось соблюдение Финансовым Управлением Администрации Пий-Хемского района Республики Тыва в 2015-2017 годах бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования Пий-Хемского района и законодательства в сфере закупок, что следует из
приказа от 16.08.2018 № 79 руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.
Следовательно, с учётом вышеприведённых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 6-ФЗ и предмета внеплановой выездной проверки, на рассматриваемые правоотношения не распространяются положения Федерального закона № 294-ФЗ(пункт 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ).
Приводимая Финансовым Управлением Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, в обоснование своих доводов, судебная практика относится только к муниципальному финансовому контролю.
Финансовое Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва также просит признать незаконными действия Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва по изъятию документов и материалов 2015 – 2017 годов Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в период проведения внеплановой выездной проверки с 17 августа 2018 года по 08 мая 2019 года, как несоответствующие пункту 64 Административного регламента исполнения Службой по финансово - бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом руководителя Службы от 21.09.2015 № 180 указывая следующее.
Согласно пункту 22 Порядка сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении контрольных мероприятий устанавливаются административным регламентом.
Приказом № 180 руководителем Службы от 21.09.2015 утвержден Административный регламент исполнения Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 64 Административного регламента (См. приложение № 2) должностные лица Службы вправе производить изъятие документов и материалов. Изъятие производится с использованием фото- и киносъемки, видеозаписи и иных средств фиксации. Должностные лица объекта контроля вправе присутствовать при изъятии документов и материалов. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью объекта контроля либо заверены подписью руководителя проверочной группы. Копия акта изъятия вручается (направляется)
представителю объекта контроля в порядке, установленным настоящим Административным регламентом.
В нарушение требования указанной нормы Служба в период внеплановой выездной проверки в сентябре 2018 года из Финансового Управления изъяла подлинники документов (отчеты, нормативно-правовая база) 2015 - 2017 годов без составления акта изъятия и увезла в г. Кызыл. Данные документы в Службе в г. Кызыле находились с сентября 2018 года по январь 2019 года. Указанные выше обстоятельства повлекли нарушению прав Финансового Управления, выразившиеся в следующем. Во время незаконной проверки Службой финансово-хозяйственной деятельности Финансового Управления за период 2015 - 2017 годы, работников проверяемого объекта ежедневно отвлекали от основной работы для исполнения запросов, предоставления каких-либо документов, дачи объяснений и т.д. Хотя в соответствие с пунктом 10.2. Положения сотрудники Службы при осуществлении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций. Права Финансового Управления нарушены и в том, что организация понесла дополнительные расходы на ГСМ 90 литров в результате 3-х разовой поездки служебной автомашины в г. Кызыл в январе 2019 года для того, чтобы забрать подлинники документов 2015 - 2017 годов из Службы. Первый раз документы забрать не представилось возможным, так как они находились в кабинете у специалиста Службы, который сам отсутствовал. 11 января 2019 года ведущий специалист Финансового Управления ФИО9 получила от работника Службы ФИО10 по акту о приеме-передаче только часть документов (См. приложение № 3). И только в третий раз поездки в г. Кызыл были получены оставшиеся документы. Отсутствие документов в течение пяти месяцев повлекло к затруднению текущей работы специалистов Финансового Управления.
Относительно вышеуказанных доводов Финансового управления Администрации Пий-Хемского кожууна арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пунктом 5.13.5 Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 г. № 605; пунктом 10 Порядка осуществления Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 г. № 605; пунктом 8 Административного регламента исполнения Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в
финансово-бюджетной сфере, утверждённого приказом руководителя Службы от 21.09.2015 № 180, Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва вправе запрашивать и получать информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.
Действительно, приказом Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 21 сентября 2015 г. № 180 утверждён Административный регламент исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, согласно пунктам 63 и 64 которого, в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымаются соответствующие необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, о чем составляется акт изъятия и опись изъятых документов и материалов, при этом должностные лица Службы вправе производить изъятие документов и материалов. Изъятие производится с использованием фото- и киносъемки, видеозаписи и иных средств фиксации. Должностные лица объекта контроля вправе присутствовать при изъятии документов и материалов. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью объекта контроля либо заверены подписью руководителя проверочной (ревизионной) группы. Копия акта изъятия вручается (направляется) представителю объекта контроля в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается проведение в ходе внеплановой выездной проверки такого процессуального действия как: изъятие документов и материалов, в порядке предусмотренном пунктом 64 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, что также не получило своего подтверждения со стороны представителей ответчика.
Следовательно, контролирующий орган(Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва) и проверяемое лицо(Финансовое управление Администрации Пий- Хемского кожууна) не вступали в правоотношения, регулируемые пунктами 63 и 64 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.
Обратное не доказано.
С учётом вышеуказанного, арбитражный суд не находит правовых оснований для удовлетворения данного требования.
Финансовое Управление Администрации Пий-Хемского кожууна также считает, что приказы руководителем Службы С.Ч. Байыр-оол № 79/3 «О приостановлении срока контрольных мероприятий» от 26.09.2018 и № 79/4 «О возобновлении срока проведения контрольного мероприятия» от 03.04.2019 вынесены незаконно, указывая на следующее.
Так, согласно резолютивной части приказа № 79/3 следует: «Приостановить с 26 сентября 2018 года проведение внеплановой выездной проверки соблюдения Финансовым Управлением Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в 2015-2017 годах бюджетного законодательства при исполнении бюджета муниципального образования Пий-Хемского кожууна и законодательства в сфере закупок на период исполнения запроса, направленного в Хурал представителей Пий-Хемского района Республики Тыва».
Согласно п.п. «г» п.56 Порядка, п.п. «г» п.68 Административного регламента выездная проверка (ревизия) может быть приостановлена руководителем (заместителем руководителя) Службы на период исполнения запросов в компетентные государственные органы. Указание в приказе как основание о приостановлении контрольных мероприятий в связи с направлением запроса в Хурал представителей Пий-Хемского района не соответствует требованиям выше указанных норм, так как Хурал представителей Пий- Хемского района не является государственным органом, он является представительным органом местного самоуправления.
Сведения Службы о том, что Финансовое Управление своевременно уведомлено о приостановлении контрольных мероприятий, указав в отзыве: «Указанный приказ Службы был отправлен факсом на рабочий телефон Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва», не соответствует действительности и опровергается следующими доказательствами:
- во-первых, в Финансовом Управлении отсутствует факсимильная связь, что подтверждается инвентаризационной описью от 16.04.2019. Согласно договору № 351035/мг на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи от 01.01.2018 указанному выше юридическому лицу оказываются услуги по двум телефонам Panasonic с телефонными номерами:21250 и 21256 (См. приложение, ранее приобщенное к возражению на отзыв);
во-вторых, приказ № 79/3 от 26 сентября 2018 года «О приостановлении срока контрольных мероприятий» руководителя Службы ФИО1 Финансовое Управление получила через факсимильную связь Администраци Пий-Хемского кожууна (тел.:<***>) 08 апреля 2019 года, что подтверждается в верхней части указанного
документа данными: «от: СФБН РТ тел:83942221329 8 апр 2019 15:15» (См. приложение, ранее приобщенное к возражению на отзыв);
- в-третьих, подтверждается свидетелями: начальником бюджетного отдела Финансового Управления ФИО8 и главным специалистом по доходам Финансового Управления ФИО11, от которых руководитель проверочной группы ФИО6 в апреле 2019 года во время проверки пыталась взять подпись в получении вышеуказанного приказа;
- в-четвертых, в журналах регистрации входящих документов Финансового Управления и Администрации Пий-Хемского кожууна отсутствуют сведения о регистрации в получении 26 сентября 2018 года данного приказа Службы (См. приложение, ранее приобщенное к возражению на отзыв).
Материалами дела не подтверждается, что во время приостановления контрольных действий направила запрос в Хурал представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва 26 сентября 2018 года за № 04-02/18-1711 и, что ответ поступил 08 октября 2018 года. Данное утверждение является ложным, так как опровергается следующими доказательствами:
- согласно запросу Финансового Управления (Исх. № 40 от 30.04.2019) в Хурал представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва Главой муниципального района председателем Хурала представителей ФИО12 дан ответ (Исх. № 42 от 08.05.2019) следующего содержания: «Хурал представителей Пий-Хемского кожууна сообщает, что запрос о проверке бюджетного законодательства из Службы по финансово- бюджетному надзору РТ за период с 17.08.2018 по 08.04.2019 не поступал»(См. приложение, ранее приобщенное к возражению на отзыв);
- приобщенная к отзыву информация, якобы данная Главой муниципального района- председателем Хурала представителей Пий- Хемского кожууна 0.1-1. Кызыл-оол на запрос Службы, подписана иным лицом. На указанной информации и приобщенных к ней документов с отметкой «копия верна» стоит идентичная подпись без расшифровки фамилии, имени, отчества. На документах также отсутствуют: дата, исходящий номер, должность лица, подписавшего (заверившего) их.
Остается только догадываться, что указанные документы с отметкой «копия верна» подписала (заверила) бывший секретарь Хурала представителей Пий- Хемского кожууна Республики Тыва пятого созыва ФИО13, от которой Решением от 31 августа 2018 года № 211 Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва принята добровольная отставка с должности с 03 сентября 2018 года (См.
приложение, ранее приобщенное к возражению на отзыв). Следовательно, документы уже имелись в Службе до 03 сентября 2018 года. Соответственно, основания к изданию 26 сентября 2018 года приказа № 79/3 «О приостановлении срока контрольных мероприятий» не имелось.
Согласно п.п. «а» п.58 Порядка, п.п. «а» п. 70 Административного регламента в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Службы, принявший такое решение письменно извещает объект контроля о приостановлении выездной проверки (ревизии) и о причинах приостановления.
Служба письменно известила Финансовое Управление о приказе № 79/3 «О приостановлении срока контрольных мероприятий» от 26.09.2018 по истечении шести месяцев со дня принятия данного приказа.
Соответственно, приказ № 79/4 руководителя Службы ФИО1 «О возобновлении срока проведения контрольного мероприятия» от 03 апреля 2019 года также является незаконным и необоснованным, так как согласно п.п. «а» п.59 Порядка и п.п. «а» п.70 Административного регламента выездная проверка возобновляется в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления выездной проверки. Как отмечено выше Служба не запрашивала какие-либо сведения из Хурала представителей Пий-Хемского кожууна и не получала их от представительного органа.
В соответствии с п.п. «а» п. 58 Порядка, п.п. «а» п. 70 Административного регламента Финансовое Управление имеет право быть письменно извещенным в течение 3 рабочих дней о приостановлении проведения проверки и о причинах приостановления со дня принятия такого решения. Такого права Финансовое Управление было лишено. Приказ руководителя Службы № 79/3 «О приостановлении срока контрольных мероприятий» от 26.09.2018 Финансовое Управление получило лишь по истечении шести месяцев, а именно - 08 апреля 2019 года.
Относительно вышеуказанных доводов Финансового управления Администрации Пий-Хемского кожууна арбитражный суд приходит к следующему.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля(пункт 3 статьи 269.2 БК РФ).
На уровне субъекта РФ – Республики Тыва такой порядок определён постановлением Правительства Республики Тыва от 24.09.2014 № 442(Порядок осуществления Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере).
В силу пункта 22 Порядка осуществления Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении контрольных мероприятий, а также ответственность должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, устанавливаются административным регламентом.
В целях реализации пункта 22 Порядка осуществления Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва, Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва приказом от 21 сентября 2015 г. № 180 утверждён Административный регламент исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.
Пунктом 68 Административного регламента исполнения Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере предусмотрено, что выездная проверка (ревизия) может быть приостановлена руководителем (заместителем руководителя) Службы на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы:
а) на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
б) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), в сроки, установленные руководителем (заместителем руководителя) Службы, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности объектом контроля;
в) на период организации и проведения экспертиз;
г) на период исполнения запросов в компетентные государственные органы;
д) в случае непредставления объектом контроля документов и информации или представления неполного комплекта истребуемых документов и информации и (или) при
воспрепятствовании проведению контрольному мероприятию или уклонении от контрольного мероприятия;
е) при необходимости обследования имущества и (или) исследования документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля.
Основанием для приостановления внеплановой выездной проверки явился запрос, направленный в Хурал представителей Пий-Хемского района Республики Тыва(приказ 26.09.2018 № 79/3).
Действительно, как указывает Финансовое Управление Администрации Пий- Хемского кожууна Хурал представителей Пий-Хемского района Республики Тыва не является государственным органом.
Хурал представителей Пий-Хемского района Республики Тыва является органом местного самоуправления, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти(статья 12 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации предусматривает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления(часть 2 статьи 3 Конституции РФ), что свидетельствует о конституционном принципе равноправия органов государственной власти и органов местного самоуправления, посредством которых народ осуществляет свою власть на территории Российской Федерации, следовательно в данном случае необходимо определить «компетентность» данного органа по исполнению запроса(подпункт «г» пункта 68 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере), т.е., имеет ли он «информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий».
Согласно ответа Хурала представителей Пий-Хемского района Республики Тыва на требование Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 26.09.2018 № 04-02/18-1711(вх. № 04-01/18-1506 от 08.10.2018) направлялись копии: решений Хурала представителей Пий-Хемского района об утверждении внесений изменений в реестр муниципальных должностей, нормативной численности муниципальных служащих администрации Пий-Хемского кожууна, типовой структуры органов местного самоуправления, схемы структуры администрации Пий-Хемского кожууна на 2018 года, что свидетельствует о компетентности Хурала представителей Пий-Хемского района Республики Тыва как органа исполнения официального запроса.
Сами решения о приостановлении внеплановой выездной проверки(от 26.09.2018 № 79/3) и её возобновлении(от 03.04.2019 № 79/4) приняты лицом, назначившим внеплановую выездную проверку, руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, как это и предусмотрено пунктом 68 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.
С учётом изложенного, арбитражный суд не усматривает нарушений в издании руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва приказов о приостановлении и возобновлении внеплановой выездной проверки.
Оспаривая решения о приостановлении внеплановой выездной проверки(от 26.09.2018 № 79/3) и её возобновлении(от 03.04.2019 № 79/4) заявитель фактически указывает на неуведомление Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва в установленном порядке Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна о приостановлении внеплановой выездной проверки.
Оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, материалы дела и показания свидетелей, арбитражный суд соглашается с доводом Финансового Управления Администрации Пий- Хемского кожууна о несвоевременном его уведомлении о приостановлении внеплановой выездной проверки, исходя из следующего.
Согласно подпункта «а» пункта 70 Административного регламента в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении выездной проверки (ревизии) руководитель(заместитель руководителя) Службы, принявший такое решение письменно извещает объект контроля о приостановлении выездной проверки (ревизии) и о причинах приостановления.
Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва не представлены надлежащие доказательства соблюдения подпункта «а» пункта 70 Административного регламента, а именно извещения законного представителя Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна(объекта контроля) о приостановлении внеплановой выездной проверки по месту его нахождения.
Доводы Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, с прилагаемыми к ним доказательствами, не подтверждают соблюдение подпункта «а» пункта 70 Административного регламента, а именно надлежащее извещение законного представителя Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна по месту его нахождения.
Из положений статьей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных
правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам
- нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем, арбитражный суд, установив несоблюдение Службой по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва подпункта «а» пункта 70 Административного регламента, не находит нарушение прав и законных интересов Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна несвоевременным его уведомлением о приостановлении внеплановой выездной проверки и её возобновлении.
Как указывал арбитражный суд, сами решения о приостановлении внеплановой выездной проверки(от 26.09.2018 № 79/3) и её возобновлении(от 03.04.2019 № 79/4) приняты лицом, назначившим внеплановую выездную проверку, руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, как это и предусмотрено пунктом 68 Административного регламента исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.
Вышеприведённые приказы направлены на полное и всесторонне изучение предмета проверки, на осуществление функций по финансов-бюджетному надзору.
Бюджетным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; Положением о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 г. № 605; Порядком осуществления Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 г. № 605; Административным регламентом исполнения Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённого приказом Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва приказом от 21 сентября 2015 г. № 180 несвоевременное уведомление объекта контроля о приостановлении внеплановой выездной проверки и её возобновлении не определено в качестве грубого нарушения порядка проведения выездной проверки, влекущего отмену результата проверки.
Несоблюдение сроков извещения о приостановлении выездной проверки само по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не возлагает на него
каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, не создает иные препятствия для осуществления уставной деятельности, в период приостановления выездной проверки проверяющие на территории объекта контроля не находятся, в связи с чем отсутствует нарушение каких-либо прав заявителя.
При указанных обстоятельствах, отсутствует совокупность условий, предусмотренных частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания недействительными оспариваемых действий, что влечёт за собой принятие арбитражным судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 150, 151, 167, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
производство по требованию Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва о признании незаконными действия Службы по финансово- бюджетному надзору Республики Тыва по проведению внеплановой выездной проверки с 17 августа 2018 года по 08 мая 2019 года финансово-хозяйственной деятельности Финансового Управления Администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в сфере проверки использования Финансовым управлением средств муниципального бюджета в 2015 - 2017 годах, отраженных в акте от 31.05.2019 в разделе 4 на страницах 191 - 263, как несоответствующие полномочиям раздела 2 Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утверждённого постановлением от 15.05.2007 № 605 Правительства Республики Тыва прекратить.
В остальной части заявления отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья А.М. Ханды
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 30.04.2019 8:24:32
Кому выдана Ханды Андриан Микович