ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2100/15 от 11.11.2015 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., 91, г. Кызыл, а/я 19 667000

тел./факс (394 22) 2-11-96; http://tyva.arbitr.ru; е-mail: info@tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-2100/2015

Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2015 года, полный текст решения изготовлен 13 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Хертек А.В.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Саая А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ИНН (1700000424) ОГРН (1021700513570), к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» Администрации Тес-Хемского кожууна ИНН (1706004827) ОГРН (111172100027) о взыскании денежных средств, выплаченных в виде субсидий на уничтожение зарослей дикорастущей конопли за счет средств республиканского бюджета в сумме 21 000 руб.

при участии в заседании суда представителей:

истца – ФИО1 по доверенности от 12.12.2014 г.,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 21.10.2015 г.,

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» Тес-Хемского кожууна о взыскании денежных средств, выплаченных в виде субсидий на уничтожение зарослей дикорастущей конопли за счет средств республиканского бюджета в сумме 21 000 рублей.

Дело рассматривается в открытом судебном заседании в порядке главы 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить исковые требования.

Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы, лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, на основании протокола заседания Межведомственой комиссии по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту Тес-Хемского кожууна от 24.6.2014г. №2 между Муниципальным унитарным предприятием «Коммунальщик» Администрации Тес-Хемского кожууна и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва (далее – Министерство) заключен договор на субсидирование от 03 июля 2014 г. № 13.

Согласно пункта 1.1. договора предметом договора является предоставление субсидий на проведение мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли на территории республики.

Размер субсидий на уничтожение зарослей дикорастущей конопли определн в пункте 4.2.1. договора и составляет 21 000 рублей.

Согласно пункту 3.2. договора получатель субсидий обязуется для получения субсидий представить в Министерство заявление на предоставление субсидий и перечень документов, предусмотренных порядком.

Для подтверждения целевого использования бюджетных средств представить в Министерство акт приемки – передачи выполненных работ (пункт 3.2.2. договора).

Согласно пункту 4.2. договора Министерство вправе потребовать возврата предоставленных субсидий в случае предоставления неполных или заведомо недостоверных сведений или установлении факта нецелевого их использования.

Прокуратурой Республики Тыва была проведена проверка соблюдения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва бюджетного законодательства исполнения государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2014-2016г.г.».

По результатам проверки установлено, что в нарушение условий предоставления субсидий, утвержденных пунктом 4 Порядка предоставления государственной поддержки на проведение мероприятий по уничтожению очагов дикорастущей конопли на территории Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 20 июля 2012 г. № 419 (далее- Порядок), субсидии предоставлены МУП «Коммунальщик» Администрации Тес-Хемского кожууна, не обладающему статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Согласно п. 4 Порядка предоставления государственной поддержки на проведение мероприятий по уничтожению очагов дикорастущей конопли на территории Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 20 июля 2012 г. № 419 (далее- Порядок), средства за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на проводимые мероприятия по уничтожению зарослей дикорастущей конопли, в том числе на приобретение расходных материалов и основных средств по расчетам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.

Однако, МУП «Коммунальщик» было ошибочно включено в Реестр получателей субсидий на исполнение мероприятий по уничтожению зарослей дикорастущей конопли в 2014 году (далее - Реестр), и вышеуказанные субсидии в июле 2014 года были ошибочно перечислены МУП «Коммунальщик», который не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

С целью устранения допущенных нарушений требований Порядка в МУП «Коммунальщик» 31 марта 2015 г. исх. № ЕЛ-14-466 направлено уведомление о необходимости возврата полученных субсидий в сумме 21 ООО руб., однако до настоящего времени сумма в 21000 руб. ответчиком в республиканский бюджет не возвращена.

Поскольку указанное уведомление оставлено ответчиком без удовлетворения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав доводы истца, арбитражный суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Как установлено пунктом 1 названной статьи, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Как установлено статьей 38 БК РФ основным принципом бюджетного законодательства является целевое использование бюджетных средств.

Цель выделения субсидий юридическим лицам определена федеральным законодателем как возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 20 июля 2012 г. № 419 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки на проведение мероприятий по уничтожению очагов дикорастущей конопли на территории Республики Тыва.

В соответствии с пунктом 3 Порядка субсидии на уничтожение зарослей дикорастущей конопли (далее - субсидии) предоставляются за счет средств государственной программы Республики Тыва "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 26 мая 2014 г. N 221 (далее - Программа).

Пунктом 4 установлено, что средства за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - претенденты на получение субсидий, получатели субсидий), на проводимые мероприятия по уничтожению зарослей дикорастущей конопли, в том числе на приобретение расходных материалов и основных средств по расчетам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.

Претенденты на получение субсидий представляют до 1 июля текущего финансового года в Минсельхозпрод РТ перечень документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, в двух экземплярах (пункт 5 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка для получения субсидии претенденты подают в Минсельхозпрод Республики Тыва следующие документы:

1) заявление в произвольной форме на выполнение работ;

2) протокольное решение антинаркотической комиссии администрации кожууна, в котором указываются месторасположение участков, засоренных дикорастущей коноплей, объем и виды работ;

3) договор на приобретение расходных материалов для выполнения мероприятий Программы (горюче-смазочные материалы, семена многолетних трав, средства химизации и т.д.).

Минсельхозпрод Республики Тыва рассматривает представленные документы претендентов на получение субсидий на соответствие требованиям настоящего Порядка, рассчитывает сумму субсидии, принимает решение о предоставлении субсидии в срок не более 10 рабочих дней со дня приема документов (пункт 7 Порядка).

Согласно пунктов 8 и 9 Порядка решение о предоставлении субсидий оформляется приказом Минсельхозпрода РТ, которым утверждается реестр получателей субсидий и форма акта выполненных работ, в срок не более трех рабочих дней со дня окончательного принятия решения.

После издания приказа Минсельхозпрода РТ с каждым получателем субсидии в срок не более трех рабочих дней заключается договор субсидирования, один экземпляр которого предоставляется получателю субсидии.

Из материалов дела следует, что ответчик предоставил в Министерство заявление, протокол заседания Межведомственой комиссии по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту Тес-Хемского кожууна от 24.6.2014г. №2, договор поставки ГСМ от 02.07.2014г., счет – фактуру от 02.07.2014г. №56 и товарную накладную от 02.07.2014г. на сумму 51000 рублей.

На основании протокола заседания Межведомственой комиссии по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту Тес-Хемского кожууна от 24.6.2014г. №2 между Муниципальным унитарным предприятием «Коммунальщик» Администрации Тес-Хемского кожууна и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва (далее – Министерство) заключен договор на субсидирование от 03 июля 2014 г. № 13.

В соответствии с пунктом 16 Порядка подтверждением использования бюджетных средств Республики Тыва по целевому назначению являются акты приема-передачи выполненных работ, подписанные Минсельхозпродом РТ и получателем субсидии, согласованные с администрацией кожууна по форме, утвержденной приказом Минсельхозпрода РТ.

Аналогичное положение имеется в договоре на субсидирование от 03.07.2014г. №13.

Согласно акта приемки – сдачи выполненных работ от 03.09.2014г., работы по уничтожению зарослей дикорастущей конопли в соответствии с п12 и пп13 договора оказания услуг от 03.07.2014г. №13 заключенного в целях выполнения мероприятий государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2014-2016г.г.».

Согласно пункта 17 Порядка получатели субсидий несут ответственность за достоверность представляемых сведений и документов на получение бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством. Представление неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении бюджетных средств либо предъявления требования о возврате предоставленных бюджетных средств.

В случае нецелевого использования бюджетных средств эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в республиканский бюджет Республики Тыва в течение 10 календарных дней с момента предъявления Минсельхозпродом РТ требования о возврате. При отказе от добровольного возврата бюджетные средства подлежат возврату в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации по иску Минсельхозпрода РТ (пункт 18 Порядка).

Согласно пункту 4.2. договора на субсидирование Министерство вправе потребовать возврата предоставленных субсидий в случае предоставления неполных или заведомо недостоверных сведений или установлении факта нецелевого использования.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в данном случае затраты МУП «Коммунальщик» Администрации Тес-Хемского кожууна на приобретение оборудования были фактически понесены, целевое использование субсидии документально подтверждено.

При таких обстоятельствах дела исковые требования удовлетворению не подлежат.

Истец от уплаты государственной пошлины освобождён на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 171, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» Администрации Тес-Хемского кожууна о взыскании денежных средств, выплаченных в виде субсидий на уничтожение зарослей дикорастущей конопли за счет средств республиканского бюджета в сумме 21 000 рублей отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

Судья А.В. Хертек