Арбитражный суд Республики Тыва
667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, 91. Тел. (39422) 2-11-96 (факс)
info@tyva.arbitr.ru http://www.tyva.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-2165/2016
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2016 г. Полный текст решения изготовлен 27 октября 2016 г.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш А.Ш. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление Акционерного общества «Народный банк Тувы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Отделению Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Центральный Банк России) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным ненормативного правового акта – предписания от 31.05.2016 № Т693-15-12/810 ДСП,
при участии в судебном заседании: ФИО1 – представителя заявителя по доверенности № 4391 от 07.07.2016 г., ФИО2, ФИО3 и ФИО4 – представителей административного органа по доверенностям от 30.10.2015 г. № 61 и от 25.07.2016,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Народный банк Тувы» (далее – АО «Народный банк Тувы», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Отделению Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Центральный Банк России) (далее – Отделение Национального банка по РТ, ответчик) о признании недействительным ненормативного правового акта – предписания от 31.05.2016 № Т693-15-12/810 ДСП.
Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после объявления перерыва с 10 час. 30 мин. 13.10.2016 г. до 13 час. 45 мин. 20.10.2016 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества полностью поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемым предписанием введено на 6 месяцев ограничение на осуществление банковских операций и предписано реклассифицировать ссудные задолженности заемщиков, последнее требование которого исполнено заявителем, при этом, по мнению общества, данный пункт предписания незаконен по причине отсутствия самих фактов нарушений. Как полагает общество, ранее кредитные досье по заемщикам по всем запросам Отделения Национального банка по РТ предоставлялись как приложение к профессиональному суждению банка об уровне кредитного риска за отчетный квартал, поэтому направленные скан-копии кредитного досье не содержали финансовую отчетность заемщика по итогам 1 квартала 2016. При отсутствии запросов о необходимости предоставления финансовой отчетности заемщика по итогам 1 квартала 2016 Банком России неосновательно введены ограничения на 6 месяцев на осуществление операций. По указанным основаниям заявитель просит суд признать незаконным оспариваемое предписание.
Отделением Национального банка по РТ представлен отзыв на заявление, где указано на несогласие с заявленными требования, и его представители в судебном заседании пояснили, что АО Народный банк РТ допущены нарушения, выразившиеся в неверной оценки банком обслуживания долга; отсутствии информации о финансовом положении заемщиков; неправомерном формировании резерва с учетом обеспечения, поэтому Банком России выдано оспариваемое предписание, которое частично заявителем исполнено в части реклассификации ссудной задолженности заемщиков, что в свою очередь, по мнению Банка России, означает о согласии общества с указанными требованиями в предписании. По причине неоднократного нарушения заявителем требований Положения № 254-П Отделением Национального банка по РТ введены ограничения на осуществление отдельных операций в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов, поэтому просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения и возражения представителей сторон, арбитражный суд установил:
Акционерное общество «Народный банк Тувы» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>, ИНН <***>.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения информации об отдельных активах Акционерного Общества «Народный банк Тувы» и оценке уровня риска по ним Банком России вынесено предписание от 31.05.2016 № Т693-15-12/810 ДСП, которым предписано:
1 Вводить с 01 июня 2016 сроком на 6 (шесть) месяцев ограничение на осуществление Акционерным обществом «Народный банк Тувы» следующих операций:
- на прирост более чем 1% в месяц привлеченных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей во вклады (до востребования и на определенный срок) и на банковские счета. Указанные операции ограничиваются приростом остатков денежных средств на соответствующих балансовых счетах физических лиц и индивидуальных предпринимателей на дату введения ограничения. Превышение прироста денежных средств на соответствующих счетах физических лиц и индивидуальных предпринимателей в указанные периоды, возможно только на сумму переоценки денежных средств в иностранной валюте и сумму капитализированных (причисленных) процентов в соответствии с условиями договоров банковского вклада и банковского счета физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- на прирост более чем на 1 % в месяц привлеченных денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, путем продажи им собственных ценных бумаг Банка (в виде векселей, сберегательных сертификатов, облигаций, чеков и иных ценных бумаг). Указанные операции ограничиваются приростом не более чем на 1% в месяц остатков средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующих балансовых счетах, сложившихся на дату введения ограничения.
Банку необходимо не позднее следующего рабочего дня после получения настоящего предписания представить в Отделение – НБ Республика Тыва информацию: о принятии настоящего предписания к исполнению, с приложением формы 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации» на дату введения ограничения; об остатках средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, на счетах по учету привлечения денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, путем продажи им собственных ценных бумаг Банка (в виде векселей, сберегательных сертификатов, облигаций, чеков и иных ценных бумаг) на дату введения ограничения.
Банку необходимо ежедекадно (не позднее второго рабочего дня, следующего за отчетной декадой) информировать Отделение – НБ Республика Тыва о выполнении настоящего предписания в части введенных ограничений. В случае превышения показателей, в отношении которых настоящим предписанием Банку введено ограничение, необходимо представлять сведения о причинах допущенных превышений на каждую внутримесячную дату.
2. предписывает в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения предписания:
- реклассифицировать ссудную задолженность ИП ФИО5 в IV категорию качества с формированием расчетного резерва и РВП в размере 51 %, резерва с учетом обеспечения – 21,09%;
- реклассифицировать ссудную задолженность ИП ФИО6 в III категорию качества с формированием РВПС и РВП в размере 21%;
- доформировать размер РВПС И РВП, без учета обеспечения по ссудной задолженности ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК4» в размере 21%;
- реклассифицировать ссудную задолженность ООО «Сибпродукт» во II категорию качества с доформированием РВПС и РВП в размере 20%.
Требования настоящего предписания действуют до даты его отмены Центральным банком Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации. Ближайшей отчетной датой в связи с представлением Банка в Банк России отчетности на ежедневной основе) считать ближайшую внутримесячную дату, следующую за датой получения настоящего предписания кредитной организацией.
Срок для представления в Отделение – НБ Республика Тыва отчета о выполнении требований настоящего предписания с приложением подтверждающих документов (в том числе выписок по лицевым счетам, на которых учитываются резервы по задолженности контрагента и заемщика Банка, по которым предъявлены требования) устанавливается – на следующий рабочий день после исполнения.
АО «Народный банк Тувы», полагая, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат отказу в удовлетворении по следующим основаниям:
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливают, нарушают ли оспариваемый акт, решений и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащим полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли или совершили действие (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, в силу положений части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Отделение – Национального банк по Республике Тыва возлагается бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, а на заявителя - бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 27.06.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ) Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В соответствии с частью 1 статьи 73 названного Закона для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Согласно положениям Приказа Банка России от 31.03.1997 N 02-139 (ред. от 26.01.2010) "О введении в действие Инструкции "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" (вместе с Инструкцией Банка России от 31.03.1997 № 59) (далее - Инструкция) основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов (далее - банковское законодательство) и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков) (пункт 1.14). Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания (пункт 1.16).
Предписание - это документ, направляемый кредитной организации, в котором надзорный орган со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов Банка России констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации (пункт 1 Приложения N 1 к Инструкции).
Из содержания оспариваемого предписания следует, что на основании части первой статьи 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ Центральным банком Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Тыва введены ограничения с 01 июня 2016 года сроком на 6 (месяцев) на осуществление операций Акционерным обществом «Народный банк Тувы».
Пунктом 1 предписания от 31.05.2016 № Т693-15-12/810 ДСП предусмотрено ограничение для общества на осуществление следующих операций:
- на прирост более чем 1% в месяц привлеченных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей во вклады (до востребования и на определенный срок) и на банковские счета. Указанные операции ограничиваются приростом остатков денежных средств на соответствующих балансовых счетах физических лиц и индивидуальных предпринимателей на дату введения ограничения. Превышение прироста денежных средств на соответствующих счетах физических лиц и индивидуальных предпринимателей в указанные периоды, возможно только на сумму переоценки денежных средств в иностранной валюте и сумму капитализированных (причисленных) процентов в соответствии с условиями договоров банковского вклада и банковского счета физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- на прирост более чем на 1 % в месяц привлеченных денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, путем продажи им собственных ценных бумаг Банка (в виде векселей, сберегательных сертификатов, облигаций, чеков и иных ценных бумаг). Указанные операции ограничиваются приростом не более чем на 1% в месяц остатков средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующих балансовых счетах, сложившихся на дату введения ограничения.
То есть в оспариваемом предписании Банком России установлены меры воздействия на АО «Народный банк Тувы» в целях урегулирования деятельности кредитной организации в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России.
Меры, применяемые Банком России в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, предусмотрены также в ст. 19 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности, установлен Банком России в Инструкции № 59, в п. 1.2 которой указано, что основной задачей, решаемой надзорными органами в случае применения мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. При этом выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных федеральными законами, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.
Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено Инструкцией № 59 Банка России, производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", нормативных актов Банка России с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации; положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг (1.3 - 1.4 Инструкции № 59).
Пунктом 1.14 Инструкции № 59 установлены основания для применения принудительных мер воздействия, которыми являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).
К принудительным мерам воздействия относятся, в числе прочего, ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до 6 месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года.
Пунктами 1.19, 1.19.1 указанной Инструкции предусмотрено ограничение на осуществление кредитными организациями отдельных операций. Надзорный орган может ограничить на срок до 6 месяцев проведение кредитной организацией отдельных операций в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России имеет право ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России. Указанная норма Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не ставит право Банка России ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций в зависимость от условий наличия неисполненных ею предписаний Банка России или угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.
Таким образом, право проверки и оценки обоснованности классификации кредитной организацией ссуд и размера сформированного резерва предоставлено Банку России, его территориальным учреждениям и уполномоченным представителям, действующим в соответствии со статьей 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (пункт 9.1 Положения от 26.03.2004 № 254-П).
Как следует из материалов дела, Отделением – Национального банка по Республике Тыва проведена проверка оценки обоснованности классификации ссуд и размера сформированного резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной задолженности кредитной организацией – АО «Народный банк Тувы».
Согласно материалам дела следует, что административным органом направлены запросы в адрес заявителя о предоставлении документов по заемщикам: на индивидуального предпринимателя ФИО5 от 06.04.2016 № Т693-15-12/508; по индивидуальному предпринимателю ФИО6 от 08.04.2016 № Т693-15-12/529; общество с ограниченной ответственностью «Сибпродукт» от 15.04.2016 № Т693-15-12/577; государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК4» от 29.04.2016 Т693+15-12/638.
Во исполнение вышеуказанных запросов АО «Народный банк Тувы» направлены мотивированное суждение банка по ссудам заемщиков согласно письмам заявителя от 05.04.2016 № 05-21/96/3733; от 14.04.2016 № 05-21/103/3771; от 20.04.2016 № 05-21/105/3823; от 12.05.2016 № 05-21/123 3953.
Из представленных документов усматривается, что на основании представленных заявителем документов согласно запросам административного органа установлены нарушения обществом требований пунктов 1.2, 3.1.1., 3.12 Положение от 26.03.2004 № 254-П, выразившиеся в неверной оценки обслуживания долга, отсутствии информации о финансовом положении заемщиков и неправомерном формировании резерва.
То есть основанием для вынесения предписания послужило рассмотрение Банком России финансового состояния заемщиков, на основании информации, находящейся в кредитном досье заемщика.
Выявленные нарушения Банком России квалифицированы как нарушение банковского законодательства, поскольку указанные нарушения создают угрозу интересам кредиторов и вкладчиков Банка России, в связи с чем оспариваемым предписанием введены ограничения на отдельные банковские операции сроком на 6 месяцев.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что при формировании резерва на возможные потери по ссудам АО «Народный банк Тувы» не соблюдены требования действующего законодательства.
Довод заявителя об отсутствии оснований для применения ограничений на отдельные банковские операции сроком на 6 месяцев ввиду отсутствия неисполненного ранее выданного предписания судом не принимается, поскольку в рассматриваемом случае меры воздействия были применены к банку в связи с выявленными в его деятельности нарушениями нормативных актов Банка России, следовательно, для введения ограничений банку на проведение отдельных видов операций не требуется наличие факта неисполненного предписания об устранении нарушения.
Поскольку основанием для применения меры является непосредственно нарушение нормативных актов Банка России, которые должны исполняться кредитными организациями в силу их обязательности, а не в связи с направлением каких-либо дополнительных предписаний Банка России, то неисполнение требований нормативных актов Банка России образует самостоятельный оконченный состав нарушения, ответственность за которое установлена статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Кроме того, Банком России был выдан ряд иных предписаний за нарушения АО «Народный банк Тувы» действующего законодательства Российской Федерации, что подтверждается представленными в судебном заседании доказательствами, а именно: предписанием от 06.06.2016 № Т693-15-12/834-ДСП; письмом от 09.06.2016 № 4178; предписанием № Т693-15-12/230 ДСП от 26.02.2016; предписанием № Т693-15-18/361ДСП от 16.03.2016; предписанием № Т693-15-12/366ДСП от 16.03.2016; предписанием № Т693-15-12/398 ДСП от 21.03.2016; предписанием № Т693-15-18/111ДСП от 03.02.2016; предписанием № Т693-15-12/1886 ДСП от 17.12.2015; предписанием № Т693-15-12/1638 ДСП от 29.10.2015; предписанием № Т693-15-12/1631ДСП от 28.10.2015; предписанием № Т693-15-12/815ДСП от 20.05.2015; предписанием № Т693-15-12/745ДСП от 07.05.2015.
То есть представленными документами подтверждается неоднократное нарушение АО «Народный банк Тувы» требований банковского законодательства, следовательно, указанные документы свидетельствуют о том, что в течение одного года к обществу многократно применялись меры, выразившиеся в выдаче предписаний.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие о том, что вышеперечисленные предписания, выданные в отношении заявителя, АО «Народный банк Тувы», были оспорены обществом либо были признаны в установленном порядке недействительными. Данное обстоятельство сторонами не отрицается.
Тем самым, представленными документами подтверждается факт того, в деятельности АО «Народный банк Тувы» имелись неоднократные нарушения требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России.
Банком России, установив, что в отношении общества неоднократно выдавались предписания в целях надлежащего исполнения АО «Народный банк Тувы» банковского законодательства, выдано предписание, обязывающее ограничить определенные операции в пределах предоставленных ему полномочий.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о правомерности введения Банком России ограничений на отдельные банковские операции сроком на 6 месяцев, соответственно, действия Банка России согласуются с положениями ч. 1 ст. 74 ФЗ "О Центральном банке" и п. 1.19 Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия".
Исследовав представленные документов, учитывая наличие вероятной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации, а также в связи неоднократностью нарушений со стороны АО «Народный банк Тувы» банковского законодательства, суд считает, что Банк России имел достаточные основания с учетом требований ст. 74 ФЗ "О Центральном банке" для вынесения соответствующего пункта оспариваемого предписания.
Согласно пункту 1.1 Положения № 254-П кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, установленным указанным Положением.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет иные предусмотренные данным федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, установленным Положением от 26.03.2004 № 254-П.
Порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам установлены Центральным банком России в Положении от 26.03.2004 № 254-П.
В соответствии с требованиями указанного акта формирование резерва является обязанностью банка. Классификация ссуд и формирование резерва осуществляются банками самостоятельно. Оценка ссуды и определение размера расчетного резерва осуществляются на основе профессионального суждения, на комплексной основе, исходя из всей совокупности обстоятельств. По вопросам классификации ссуд и формирования резерва уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной организации принимается внутренний документ, в котором отражается система оценки кредитного риска по ссудам, позволяющая классифицировать ссуды по категориям качества, порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд; процедура принятия и исполнения решений по формированию резерва; описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки.
Право проверки и оценки обоснованности классификации кредитной организацией ссуд и размера сформированного резерва предоставлено Банку России, его территориальным учреждениям и уполномоченным представителям, действующим в соответствии со статьей 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (пункт 9.1 Положения от 26.03.2004 N 254-П).
Если Банк России (его территориальное учреждение) оценивает отдельные ссуды (портфели однородных ссуд) иным образом, чем кредитная организация, или устанавливает, что сформированный резерв по ссудам (портфелям однородных ссуд) недостаточен (избыточен), он вправе потребовать от кредитной организации реклассифицировать ссуду и (или) урегулировать резерв в соответствии с оценкой, данной Банком России (его территориальным учреждением).
Из материалов дела следует, что пунктом 2 оспариваемого предписания Банком России предъявлено требование о реклассификации ссудной задолженности заемщиков в более низкую категорию качества, а именно: реклассифицировать ссудную задолженность ИП ФИО5 в IV категорию качества с формированием расчетного резерва и РВП в размере 51 %, резерва с учетом обеспечения – 21,09%; реклассифицировать ссудную задолженность ИП ФИО6 в III категорию качества с формированием РВПС и РВП в размере 21%; доформировать размер РВПС И РВП, без учета обеспечения по ссудной задолженности ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК4» в размере 21%; реклассифицировать ссудную задолженность ООО «Сибпродукт» во II категорию качества с доформированием РВПС и РВП в размере 20%.
Положением № 254-П предусмотрены принципы классификации (реклассификация) ссуд и формирования (уточнение размера) резерва: 1) соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям настоящего Положения и внутренних документов кредитной организации по вопросам классификации ссуд и формирования резерва, принимаемых уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной организации; 2) комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формирования резервов; 3) своевременность классификации (реклассификации) ссуды и (или) формирования (уточнения размера) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности (пункт 1.2).
Согласно п. 3.1 Положения № 254-П оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе.
Из п. 3.1.1 Положения № 254-П следует, что профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о заемщике, в том числе о любых рисках заемщика, о функционировании рынка, на котором работает заемщик.
Согласно п. 3.1.2 Положения источниками получения информации о рисках заемщика являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, средства массовой информации и другие источники, определяемые кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва. На всех этапах оценки финансового положения заемщика кредитная организация учитывает вероятность наличия неполной и (или) необъективной информации о заемщике (пункт 3.5 Положения).
В силу п. 9.5. Положения если Банк России (его территориальное учреждение) оценивает отдельные ссуды иным образом, чем кредитная организация, или устанавливает, что сформированный резерв по ссудам (портфелям однородных ссуд) недостаточен (избыточен), то Банк России (его территориальное учреждение) требует от кредитной организации реклассифицировать ссуду и (или) уточнить резерв в соответствии с оценкой, данной Банком России (его территориальным учреждением). Указанное требование оформляется предписанием.
Если Банк России (его территориальное учреждение) устанавливает факт использования кредитной организацией в целях оценки финансового положения заемщика и определения категории качества предоставленной ему ссуды и размера резерва отчетности и (или) сведений, которые являются недостоверными и (или) отличными от отчетности и (или) сведений, представленных заемщиком органам государственной власти, Банку России и (или) опубликованных заемщиком и (или) находящихся в бюро кредитных историй, Банк России (его территориальное учреждение) требует от кредитной организации классифицировать такую ссуду не выше, чем в III категорию качества с формированием резерва в размере не менее 50 процентов. Указанное требование оформляется предписанием.
Из материалов дела следует, что Банком России вменено заявителю нарушение требований пунктов 1.2,.3.1.1, 3.7.2.1, 3.7.2.2,3,12, 6.5, 6.7 Положения № 254-П в части неверной оценки Банком обслуживания долга, отсутствия информации о финансовом положении заемщиков, неправомерном формировании резерва с учетом обеспечения.
Согласно материалам дела следует, что основанием для реклассифицирования ссудной задолженности ИП ФИО5 в IV категорию качества с формированием расчетного резерва и РВП в размере 51 %, резерва с учетом обеспечения – 21,09% явилось реструктурирование ссуды заемщика на основании дополнительного соглашения от 02.12.20.15.
Подписав указанное соглашение, сторонами изменены существенные условия первоначального договора, на основании которого данная ссуда была изначально предоставлена.
Дополнительным соглашением от 02.12.2015 заемщику предоставлена отсрочка платежа на 6 месяцев и увеличен срок полного погашения кредита до 02.01.2017, то есть, ИП ФИО5 получена возможность исполнения своих обязательств в более благоприятном режиме, поскольку при реструктуризации долга заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме.
Довод общества о том, что ссудная задолженность ИП ФИО7 Банком России отнесена к 3 категории качества ссуды на основании предписания от 03.02.2016 № Т693-15-18/111 ДСП, судом не принимается, поскольку решение о реклассификации ссудной задолженности ИП ФИО7 в IV категорию качества административным органом принято по результатам оценки ссуды и размера резервов на возможные потери по ссудам за 1 квартал 2016.
Из материалов дела следует, что в части реклассифицирования ссудной задолженности ИП ФИО6 в III категорию качества с формированием РВПС и РВП в размере 21% Банк России согласился с позицией заявителя.
Из представленных документов усматривается, что в кредитном досье Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» отсутствовала финансовая отчетность за 1 квартал 2016 на момент направления оспариваемого предписания АО «Народный банк Тувы», что явилось основанием для доформирования резервов ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК4», при этом финансовая отчетность за 1 квартал 2016 по запросу Банка России представлена заявителем 09.06.2016.
В обоснование отсутствия финансовой отчетности в кредитном досье ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК4» на момент проверки Банком Росси представлено сопроводительное письмо от 12.05.2016 № 05-21/123 3953 с приложением копии мотивированного суждения банка о заемщике на 15 листах и электронного носителя (диска) с данными кредитного досье заемщика.
В приложенных документах к кредитному досье заемщика отсутствует финансовая отчетность заемщика за 1 квартал 2016 в нарушение требований п. 6.5 Положения № 254-П, которым установлено, что кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва, примерный перечень которой приведен в Приложении 2 к Положению № 254-П.
В отношении ссудной задолженности Общества с ограниченной ответственностью «Сибпродукт» следует, что данная задолженность классифицирована обществом в I категорию качества без формирования резерва, при этом в нарушение п. 7.1.1 Кредитного договора от 28.12.2015 № 15-163 заемщиком не представлена отчетность за 12 месяцев 2015, что является нарушением пункта 3.12 Положения № 254-П, которым предусмотрено, что если по заемщику в течение периода более одного квартала отсутствует информация (финансовая и иная), то ссуда должна быть классифицирована не выше, чем во II категорию качества с формированием резерва в размере не менее 20%.
В целях исполнения письма Банка России от 15.04.2016 № Т693-15-12/577 определение о предоставлении документов по заемщику ООО «Сибпродукт» АО «Народный банк Тувы» направлено сопроводительное письмо от 20.04.2016 № 05-21/105/3823 с мотивированным суждением банка, где отсутствует финансовая отчетность за 2015.
То есть на основании предоставленных документов обществом согласно запросам Банка России произведена оценка обоснованности классификации ссуд и резервов на возможные потери по ссудам.
Вместе с тем, предписанием от 06.06.2016 № Т693-15-12/834 ДСП предписано отменить действие п. 2 ч. 2 Предписания от 31.05.2016 № Т693-15-12/810 ДСП в связи с устранением нарушений по классификации ссудной задолженности и формированию резервов на возможные потери по ссудной задолженности и резервов на возможные потери.
Тем самым, материалами дела подтверждается исполнение пункта 2 оспариваемого предписания в части реклассификации ссудной задолженности, доформирования РВПС и РВП и предоставления отчетности по форме № 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации».
Поскольку согласно действующему законодательству в случае если Банк России оценивает отдельные ссуды иным образом, чем кредитная организация, или устанавливает, что сформированный резерв по ссудам недостаточен (избыточен), то суд соглашается с выводом Банка России о том, что надзорный орган вправе потребовать от кредитной организации реклассифицировать ссуду и (или) урегулировать резерв в соответствии с оценкой, данной Банком России.
Суд, учитывая, что выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации; положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг, приходит к выводу о наличии оснований у Банка России для выдачи обществу оспариваемого предписания с целью устранения нарушений по классификации ссудной задолженности и формированию резервов на возможные потери по ссудной задолженности и резервов на возможные потери.
Следовательно, АО «Народный банк Тувы» при оценке ссуды и определении размера резерва не обеспечил получение информации, необходимой и достаточной для формирования обоснованного мотивированного суждения, которое при отсутствии финансовой информации, необходимой и достаточной для оценки Банком России финансового состояния заемщика и составления профессионального суждения о заемщиках.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у Банка России имелись как правовые, так и фактические основания для направления требования о реклассификации задолженности и доформировании резервов в соответствии требованиями пунктов Положения Банка России № 254-П на основании анализа документов,
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что Банком России правомерно вынесено предписание от 31.05.2016 № Т693-15-12/810 ДСП.
При таких обстоятельствах, поскольку Банк России доказал соответствие закону оспариваемого ненормативного правового акта, а общество не представило доказательств нарушения этим актом его прав и законных интересов, суд, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса считает отказать в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое в судебном порядке предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы АО «Народный банк Тувы». суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований общества, поскольку оспариваемые предписания и Приказ вынесены Банком России в пределах предоставленных ему законом полномочий и в связи с неоднократным нарушением инвестиционным банком требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагается на заявителя. Учитывая, что обществом государственная пошлина уплачена платежным поручением от 14.06.2016 № 501, то ее взыскание не производится.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Акционерного общества «Народный банк Тувы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Отделению Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Центральный Банк России) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным ненормативного правового акта – предписания от 31.05.2016 № Т693-15-12/810 ДСП отказать полностью, признав оспариваемый ненормативный правовой акт соответствующим Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» и Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.
Судья Чамзы-Ооржак А.Х.