ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2188/16 от 19.09.2016 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

  667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, дом 91

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Кызыл Дело № А69-2188/2016

26 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2016 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарём Ламажап Ч.О., рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Акционерного общества «Народный банк Тувы»

к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации

о признании недействительным требования от 20 апреля 2016 года № T 693-15-12/599 ДСП о предоставлении в Банк России отчетности по формам: -0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета», -0409117 «Данные о крупных сделках», -0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», -0409123 «Расчет собственных средств (капитала) Базель Ш». -0409135 «Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации», 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» на внутримесячные даты; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного Общества «Народный банк Тувы» и взыскании понесённых судебных расходов в размере 3 000 рублей,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ооржак О.Д. представителя на основании доверенности от 07.07.2016 № 4391, Ооржак А.А., представителя на основании доверенности от 10.06.2016 № 4137,

от ответчика: Намажап Д.С., представителя на основании доверенности от 30.10.2015 № 61, Арандол И.В., представителя на основании доверенности от 25.07.2016 № 1,

установил:

Акционерное общество «Народный банк Тувы»(далее - АО "Народный банк Тувы, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации(далее - Отделение Банка России по Республике Тыва, ответчик) о признании недействительным требования от 20 апреля 2016 года № T 693-15-12/599 ДСП о предоставлении в Банк России отчетности по формам: -0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета», -0409117 «Данные о крупных сделках», -0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», -0409123 «Расчет собственных средств (капитала) Базель Ш». -0409135 «Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации», 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» на внутримесячные даты; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного Общества «Народный банк Тувы» и взыскании судебных расходов в размере 3 000 рублей,

Определением арбитражного суда от 26.07.2016 процессуальное положение Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации определено в качестве ответчика по настоящему делу.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали, считают требование Банка России от 20.04.2016 г. № Т693-15-12/599 ДСП незаконным, по следующим основаниям:

1. Отсутствуют основания, для применения к Банку «НБТ» предупредительных мер воздействия в виде установления дополнительного контроля посредством, предоставления Банком «НБТ» отчетности в Банк России на внутримесячные даты. Согласно части 4 Письма от 20.04.2016 г. № Т693-15-12/599 ДСП Банк России установил дополнительный контроль за деятельностью Банка «НБТ», в целях чего, обязал последнего предоставлять отчетность на ежедневной основе. Согласно частей 1-3 Письма от 20.04.2016 г. № Т693-15-12/599 основанием для установления дополнительного контроля за деятельностью Банка «НБТ» послужило наличие фактов, свидетельствующих о том, что органы управления Банка «НБТ» действуют в интересах третьих лиц, имеющих неудовлетворительную деловую репутацию в Банке России, а также намерения Банка «НБТ» открыть кредитно-кассовый офиса в г. Нижний-Новгород, что, по мнению Банка России, свидетельствует о возникновении риска проведения через Банк «НБТ» сомнительных операций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов Банка «НБТ». В соответствии с абз. 8 ст. 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности», п. 2.6., 14.6.10. Устава АО БАНК «НБТ» кредитные организации (их филиалы) вправе открывать внутренние структурные подразделения вне мест нахождения кредитных организаций (их филиалов) в формах и порядке, которые установлены нормативными актами Банка России. В соответствии с ч. 4 Пункта 1.9 Инструкции № 59 «установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности» является предупредительной мерой воздействия на кредитную организацию. Между тем, «возникновение риска проведения сомнительных операций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов» как основание для применения к кредитной организации предупредительных мер воздействия, не предусмотрено ни Федеральными законами "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", ни Инструкцией Банка России № 59, ни другими нормативными актами Банка России. В статье 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" говорится о таком основании как «совершение кредитной организацией банковских операций или сделок, создающих реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков). Но данное предусмотрено как основание для применения к кредитной организации принудительных мер воздействия, к которым не относится «установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации».

2. Кроме того, утверждение о фактах, свидетельствующих о том,   что органы управления Банка «НБТ» действуют в интересах третьих лиц, имеющих неудовлетворительную деловую репутацию в Банке России, является домыслом.

3. Указаниями Банка России № 2332-У не предусмотрено право Территориального учреждения Банка России требовать от кредитной организации представления формы отчетности 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» на внутримесячные даты.

4. Согласно письму Банка России от 15.04.2013 г. № 69-Т о неотложных мерах оперативного надзорного реагирования Банк России должен выявить ситуации (обстоятельства) указанные в приложении № 1, 2, 3 данного письма. В рассматриваемом случаи такие ситуации (обстоятельства) не установлены.

5. Составление Отчетов на ежедневной основе является крайне трудоемким процессом (формирование, осуществление сверки данных, загрузка, выгрузка и отправка) и ежедневно отнимает существенное время и силы работников Банка, а также в связи с высоким объемом расчетов в программе, загрузка при отправке данных отчетов занимает половину рабочего дня, замедляется работа информационного программного обеспечения банка. В связи с этим, другие отделы Банка не могут полноценно работать с программным обеспечением. Существенно замедлилась скорость обслуживания клиентов. Ухудшается качество обслуживания клиентов.

6. Наличие факта применяемых Банком России в отношении АО БАНК «НБТ» мер
 воздействия, существенно ухудшает имидж последнего и создает существенные ограничения для развития АО БАНК «НБТ» партнерских отношений с другими лицами, в частности:Мастер-Кард, КИВИ, КиберПлат, МТС, Би-Лайн, Мегафон, и др.

Тем самым созданы препятствия полноценному ведению предпринимательской деятельности.

7. Предъявляя ходатайство о прекращении производства по делу, Ответчик не доказал наличие каких либо основания для прекращения производства по делу.

Представители ответчика в судебном заседании с заявлением не согласились, по доводам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего спора.

На основании приказа Национального банка Республики Тыва от 17.04.2016г. № ОД/П-77 куратором ОАО АБ "Народный банк Республики Тыва" с 05.05.2014 назначена Арандол И.В..

25 марта 2016 года, куратор ОАО АБ "Народный банк Тувы" Арандол И.В. была приглашена и участвовала в заседании Совета директоров ОАО АБ "Народный банк РТ", 5 вопросом повестки которого был вопрос: "Организационные вопросы", по которому выступила президент банка, которая сообщила, что банком проводятся переговоры с потенциальными инвесторами(группа лиц, представляющая интересы Кыштымова Сергея Леонидовича), которые готовы увеличить размер собственных средств(капитала) банка путём выдачи банку субординированного кредита в размере 1 млрд.рублей. а также выкупить акции АО "АИЖК" на вторичном рынке, цель инвесторов - открытие 5 кредитно-кассовых офисов в городах: Мосвке, Твери, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Новосибирске, о чём куратором банка Арандол И.В. была составлена справка о посещении от 28.03.2016 № ВН-15-12/3290ДСП.

13 апреля 2016 года, куратором ОАО АБ "Народный банк Тувы" Арандол И.В. проведена рабочая встреча с президентом ОАО АБ «Народный банк РТ» Кара-Сал К.В., с повесткой встречи:

Информация по потенциальным инвесторам банка:

- Кыштымов Сергей Леонидович - бывший председатель правления ОАО «Акционерный коммерческий банк «Объединенный банк промышленных инвестиций» (регистрационный № 2626), акционер банка с долей 19,93%. У банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций 21.07.2015;

- Никитин Кирилл Владимирович - председатель правления банка/член Совета директоров, управляющий филиалом Московский Коммерческого Банка "Интеркапитал-Банк" (общество с ограниченной ответственностью) (регистрационный № 2706). У банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций 20.01.2015.

В ходе рабочей встречи, президент банка сообщила, что планируется 14 апреля 2016 года приезд Никитина К.В. в регион, по вопросу открытия кредитно-кассовых офисов банка, куратором банка отмечено, что Кыштымов СЛ. и Никитин К.В. имеют неудовлетворительную деловую репутацию в Банке России и находятся в «черном списке» Банка России, в этой связи кредитная организация подпадает под «особый контроль» со стороны Банка России, о необходимости доведения информации о деловой репутации вышеуказанных лиц до акционеров банка и совета директоров ОАО АБ «Народный банк РТ», о чём куратором банка Арандол И.В. была составлена справка о посещении от 15.04.2016 № ВН-15-12/4141ДСП.

14.04.2016, куратор банка Арандол И.В., по приглашению президента ОАО АБ «Народный банк РТ», участвовала в рабочей встрече ОАО АБ «Народный банк РТ», организованной в связи с приездом Никитина Кирилла Владимировича в Республику Тыва, в ходе которой Никитин К.В. в прошлом, председатель правления банка/член Совета директоров, управляющий филиалом Московского Коммерческого Банка "Интеркапитал-Банк"(ООО)(per. № 2706), у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций 20.01.2015. обсуждал вопросы открытия кредитно-кассового офиса ОАО АБ «Народный банк РТ» в г. Нижний Новгород, в последующем - Москве и Екатеринбурге, основные операции кредитно-кассового офиса - инкассация денежных средств и работа с платежными терминалами, который также отметил, что помещение для открытия офиса в Нижнем Новгороде сертифицировано, есть охрана и сейфовые помещения и сообщил об отсутствии намерения по приобретению акций ОАО АБ «Народный банк РТ» у акционера АО «АИЖК» и выдаче субординированного кредита ОАО АБ «Народный банк РТ».

В ходе рабочей встречи куратор банка Арандол И.В. пояснила Никитину К.В.. что банк убыточный, открытие кредитно-кассового офиса повлечет дополнительные расходы на его содержание, задала вопрос Никитину К.В., за счет каких средств планируется открытие внутреннего структурного подразделения на что был получен ответ, что деятельность ККО окупится банку за 1,5-2 месяца. Куратором банка отмечено, что в связи с тем, что в кредитно-кассовом офисе планируется проведение операций с денежной наличностью, осуществляемых платежными агентами (субагентами), возможно вероятное проведение подозрительных операций. Банк подпадает под особый контроль со стороны Банка России, о чём куратором банка Арандол И.В. была составлена справка о посещении от 15.04.2016 № ВН-15-12/4142ДСП.

18 апреля 2016 года, Отделением - Национальным банком Республики Тыва с акционерами и руководством ОАО АБ "Народный банк РТ" проведена рабочая встреча с повесткой: "О доведении информации до акционеров и руководства ОАО АБ «Народный банк РТ» о предложениях третьих лиц", о чём был составлен протокол рабочей встречи № 1 от 18.04.2016(от 19.04.2016 № ВН-15-17/4247ДСП.

20 апреля 2016 года, Отделением - Национальным банком Республики Тыва с акционером ОАО АБ "Народный банк РТ"(Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва) проведена рабочая встреча с повесткой: "О доведении информации до представителя акционера Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о намерениях третьих лиц", о чём был составлен протокол рабочей встречи № 2 от 20.04.2016(от 20.04.2016 № ВН-15-17/4302ДСП.

20 апреля 2016 года, Отделением - Национальным банком по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в адрес ОАО АБ "Народный банк РТ" направлено требование № T693-15-12/599 ДСП о необходимости представления на внутримесячные даты в Банк России отчётности по формам:

- 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета»;

- 0409117 «Данные о крупных сделках»;

- 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска»;

- 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) Базель Ш»;

- 0409135 «Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации»;

- 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте»

и в оперативном порядке информировать Отделение - НБ Республики Тыва(в устной форме или письменно) о любых сведениях, касающихся дальнейшего развития изложенной в письме ситуации, способной отрицательным образом повлиять на финансовую устойчивость банка.

Не согласившись с оспариваемым требованием, считая его несоответствующим закону, АО "Народный банк Тувы обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается документ, имеющий индивидуальный характер, то есть адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия в виде установления, изменения или отмены прав и обязанностей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности для указанных в нем лиц.

Отделение Банка России по Республике Тыва считает, что заявление АО "Народный банк Тувы не подлежит рассмотрению судом, а дело подлежит прекращению, поскольку оспариваемое требование не обладает признаками ненормативного правового акта, который может быть обжалован в суде, в порядке главы 24 АПК РФ(Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц).

Оценив данный довод Отделения Банка России по Республике Тыва арбитражный суд приходит к следующему.

О праве любого лица на судебную защиту и обжалование в суд решений, действий (бездействия) органов государственной власти неоднократно высказывался Конституционный Суд РФ.

Согласно пункту 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О статья 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, исходит из обязанности государства обеспечить каждому право на доступ к правосудию.

Раскрывая содержание названных конституционных прав, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что в соответствии со статьями 55 (часть 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации они не могут рассматриваться судами как подлежащие ограничению и выступают как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод; государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной (Постановление от 25 декабря 2001 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 208 ГПК РСФСР); вытекающее из статьи 46 Конституции Российской Федерации право на обжалование в суд любого правового акта обеспечивается - по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод нормативными и ненормативными актами федеральных органов государственной власти, кроме актов, проверка которых отнесена законодателем к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, - проверкой, осуществляемой на основании гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства, а также статьи 3 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении подобных дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, кому адресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, соответствует ли он действующему законодательству, затрагивает ли права лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагает ли на него какие-либо обязанности, создает ли препятствия для осуществления этой деятельности. И в каждом конкретном случае суд должен обеспечить эффективное восстановление нарушенных прав(определение от 19.04.2007 N 286-О-О).

Основы правового статуса Центрального банка России установлены Конституцией Российской Федерации.

Центральный банк России обладает исключительными правами по осуществлению денежной эмиссии, защите и обеспечению устойчивости рубля (часть 1 и часть 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, т.е. Центральный банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями.

Таким образом, Центральный банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.06.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 данного Закона целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

В статье 4 этого же Закона определены функции Банка России.

В частности, Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп(п. 9 ст. 4 Федерального закона № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Согласно ст. 56 Федерального закона № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Частью 2 статьи 57 Федерального закона № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определено, что для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В соответствии с статьёй 74 данного Закона в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскивать штраф с кредитной организации.

Согласно приказу Банка России от 31.03.1997 № 02-139 "О введении в действие Инструкции "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" (вместе с Инструкцией Банка России от 31.03.1997 № 59) основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков) (пункт 1.14).

С учётом вышеназванных норм и оценив содержание оспариваемого требования арбитражный суд считает, что

- это официальный документ органа, обладающего особым конституционно-правовым статусом, осуществляющего, в том числе, надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- адресованный конкретному хозяйствующему лицу(АБ "Народный банк Тувы");

- содержащее одностороннее властно-распорядительное волеизъявление - требование представить документы;

- обязателен для исполнения в установленные сроки;

- обеспечен мерами принуждения и ответственности за неисполнение, следовательно обладает признаками ненормативного правового акта.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что по субъектному составу и характеру правоотношений настоящий спор в соответствии с параграфом 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к подведомственности арбитражного суда и подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что для признания недействительным представления необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие данного представления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим представлением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия требования, возлагается на Отделение Банка России по Республике Тыва, а на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт(обществе), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов.

Согласно оспариваемому требованию Отделением Банка России по Республике Тыва на АБ "Народный банк Тувы" возложена обязанность по предоставлению отчётности по формам: 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета», 0409117 «Данные о крупных сделках», 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) Базель Ш»; 0409135 «Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации», 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте» на внутримесячные даты.

В качестве основания требования содержится указание на то, что  Отделением Банка России по Республике Тыва  установлены факты, свидетельствующие о том, что органы управления ОАО АБ "Народный банк РТ", действуют в интересах третьих лиц(Кыштымова С.Л.,  Никитина К.В.), которые имеют неудовлетворительную деловую репутацию в Банке России, информация о них внесена в базу данных о лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства РФ и нормативных актов Банка России(ст.75 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". Кроме того, ОАО АБ "Народный банк РТ" намерено открыть кредитно-кассовый офис в г.Нижний Новгород(протокол заседания Совета директоров ОАО АБ "Народный банк РТ" № 01-03-2016/03 от 25.03.2016), что свидетельствует о возникновении риска проведения через ОАО АБ "Народный банк РТ" сомнительных операций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов ОАО АБ "Народный банк РТ".

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение указанной нормы, Отделением Банка России по Республике Тыва доказательств, свидетельствующих о том, что органы управления ОАО АБ "Народный банк РТ", действуют в интересах третьих лиц(Кыштымова С.Л.,  Никитина К.В.) арбитражному суду не представлено.

Таким образом, ответчик не доказал обоснованность его утверждения о том, что органы управления ОАО АБ "Народный банк РТ", действуют в интересах третьих лиц(Кыштымова С.Л.,  Никитина К.В.).

Кроме того, арбитражный суд соглашается с доводом заявителя о том, что намерение или даже открытие ОАО АБ "Народный банк РТ" кредитно-кассового офиса вне места нахождения банка, является правом самой кредитной организации(ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности") и один лишь факт открытия ККО не может свидетельствовать о возникновении риска проведения через кредитную организацию сомнительных операций, угрожающих законным интересам её вкладчиков и кредиторов.

Вместе с тем, арбитражный суд оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, текст оспариваемого требования считает, что Отделение Банка России по Республике Тыва, как территориальное учреждение Банка России(ст.84 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; пункты 1.1. и 1.3. Положения о Территориальных учреждениях Банка России, утверждённого Центральным Банком Российской Федерации 11 апреля 2016 г. № 538-П), вправе требовать от кредитной организации представления отчётности, перечисленной в оспариваемом требовании, в том числе и на внутримесячные даты, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона № 86-ФЗ для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) регламентирован Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций(их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации(Банка России".

Заявитель полагает, что со стороны Отделения Банка России по Республике Тыва к АО "Народный банк Тувы" были незаконно применены меры воздействия, предусмотренные Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 31.03.1997 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия", при отсутствии с их стороны какого-либо нарушения.

Вместе с тем, материалами дела не подтверждается факт проведения проверки АО "Народный банк Тувы", что также не получило своего подтверждения со стороны Отделения Банка России по Республике Тыва.

Кроме того, факт предъявления или получения поручения на проведение проверки, в порядке предусмотренной Инструкцией № 147-И, представители АО "Народный банк Тувы" не подтвердили.

Следовательно, Отделение Банка России по Республике Тыва и АО "Народный банк Тувы" не вступали в правоотношения, регулируемые Инструкцией № 147-И.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений (ст. 74 Федерального закона от 27.06.2002 № 86-ФЗ).

Меры, применяемые Банком России в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, предусмотрены также в ст. 19 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности, установлен Банком России в Инструкции № 59, в п. 1.2 которой указано, что основной задачей, решаемой надзорными органами в случае применения мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. При этом выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных федеральными законами, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено Инструкцией N 59 Банка России, производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", нормативных актов Банка России с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации; положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг (1.3 - 1.4 Инструкции № 59).

Пунктом 1.14 Инструкции № 59 установлены основания для применения принудительных мер воздействия, которыми являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

В оспариваемом требовании содержится указание о необходимости представления АО "Народный банк Тувы" соответствующей отчётности, кроме того, сведения о нарушении заявителем федеральных законов и нормативных актов Банка России, предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, предусмотрены также в ст. 19 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" не приведены, следовательно в данном случае нельзя говорить о применении к АО "Народный банк Тувы" мер воздействия, предусмотренных Инструкцией № 59.

Нельзя говорить и о применении предупредительных мер воздействия в виде установления дополнительного контроля, поскольку абз. 4 оспариваемого требования имеет формулировку "в целях установления дополнительного контроля", и содержит требование о необходимости представления определённой отчётности, что не может свидетельствовать об установлении дополнительного контроля, в порядке пункта 1.9. Инструкции № 59.

В данном случае, вынесение оспариваемого требования явилось результатом исполнения куратором банка Арандол И.В. своих обязанностей, по выявлению нарушений (недостатков) в деятельности кредитной организации на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам её кредиторов и вкладчиков(п.2.5. Положения ЦБ РФ от 07.09.2007 № 310-П "О кураторах кредитных организаций").

Учитывая обращение к руководству АО "Народный банк Тувы" с деловыми предложениями третьих лиц(Кыштымова С.Л.,  Никитина К.В.), которые имеют неудовлетворительную деловую репутацию в Банке России, информация о них внесена в базу данных о лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства РФ и нормативных актов Банка России(ст.75 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", а также намерение АО "Народный банк Тувы" открыть кредитно-кассовый офис в г.Нижний Новгород(протокол заседания Совета директоров ОАО АБ "Народный банк РТ" № 01-03-2016/03 от 25.03.2016), то у куратора банка имелись все основания утверждать о возникновении риска проведения через ОАО АБ "Народный банк РТ" сомнительных операций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов ОАО АБ "Народный банк РТ", что согласуется с основной задачей куратора банка, в том числе по выявлению нарушений (недостатков) в её деятельности на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам ее кредиторов и вкладчиков, стабильности банковского сектора региона и (или) стабильности банковской системы РФ (п. п. 1.1 - 1.2 Положения № 310-П).

АО "Народный банк Тувы" также полагает, что Отделение Банка России по Республике Тыва, при рассмотрении настоящего спора, неправомерно ссылается на часть 2 статьи 57 Федерального закона № 86-ФЗ, согласно которой для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию о деятельности, указывая, что информация и отчётность это совершенно разные понятия и ответчик затребовав представление ежедневной отчётности вышел за пределы предоставленных законом прав, тем самым своим ненормативным правовым актом нарушил требования нормативных актов, установленных Банком России.

В оспариваемом требовании содержится указание о необходимости представления АО "Народный банк Тувы" следующей отчётности:

- формы 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации";

- формы 0409117 "Данные от крупных ссудах";

- формы 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска""

- формы 0409123 "Расчёт собственных средств(капитала) Базель III ";

- формы 0409135 "Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации", на внутримесячные даты.

Арбитражный суд не может согласиться с данным доводом заявителя по следующим основаниям.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 27.06.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" к компетенции Банка России отнесено осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Согласно ст. 56 Федерального закона от 27.06.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора, в силу требований действующего законодательства являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. При этом Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации(ст. 75 Федерального закона № 86-ФЗ).

Частью 2 ст. 57 Федерального закона № 86-ФЗ предусмотрено, что для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана раскрывать по формам, в порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности, в том числе: ежеквартально - промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность(абз.2 части 1 статьи 8).

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 3081-У "О раскрытии информации кредитными организациями информации о своей деятельности" утверждён Порядок раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности, согласно главы 1("Форма раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности") раскрытию кредитными организациями подлежат, в том числе, ежеквартально - промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность в составе следующих форм отчетности, установленных Указанием Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".

Из смысла вышеназванных норм следует, что информация о деятельности кредитной организации включает в себя и понятие отчётность.

Указанием Банка России от 12.11.2009 № 2332-У установлены формы отчетности кредитных организаций и порядок их составления и представления в Центральный банк Российской Федерации(далее - Порядок составления и представления отчетности № 2332-У).

Пунктом 8 Порядка составления и представления отчетности № 2332-У по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.

Пунктом 20 Порядка составления и представления отчетности № 2332-У по форме 0409117 "Данные от крупных ссудах" предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.

Пунктом 11 Порядка составления и представления отчетности № 2332-У по форме 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска" предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.

Пунктом 12 Порядка составления и представления отчетности № 2332-У по форме 0409123 "Расчёт собственных средств(капитала) Базель III " предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.

Пунктом 10 Порядка составления и представления отчетности № 2332-У по форме 0409135 "Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации" предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.

Вышеперечисленные положения названного Порядка согласуются с положениями п. 9 ст. 4, ст. 56, ч.2 ст.57, ст.75 Федерального закона № 86-ФЗ.

Арбитражный суд соглашается с доводом Акционерного банка "Народный банк Тувы" о том, что Указанием Банка России от 12.11.2009 № 2332-У прямо не предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требовать от кредитной организации представления отчётности по форме 0409202 "Отчёт о наличном денежном обороте" на внутримесячные даты.

Вместе с тем, право территориальных учреждений Банка России требовать представления отчётности по форме 0409202 "Отчёт о наличном денежном обороте" на внутримесячные даты вытекает из положений п. 9 ст. 4, ст. 56, ч.2 ст.57, ст.75 Федерального закона от 27.06.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Таким образом, Отделение Банка России по Республике Тыва, как территориальное учреждение Банка России, в силу п. 9 ст. 4, ст. 56, ч.2 ст.57, ст.75 Федерального закона от 27.06.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в совокупности с Указанием Банка России от 12.11.2009 № 2332-У, вправе требовать представления отчётности:

- формы 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации";

- формы 0409117 "Данные от крупных ссудах";

- формы 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска""

- формы 0409123 "Расчёт собственных средств(капитала) Базель III ";

- формы 0409135 "Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации";

в том числе и формы 0409202 "Отчёт о наличном денежном обороте" на внутримесячные даты, поскольку в данном случае в  рамках надзорной деятельности Банка России достигаются цели, определённые статьёй 3 и частью 2 статьи 56  Федерального закона № 86-ФЗ.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд, установив, что оспариваемое требование соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление Акционерного банка "Народный банк Тувы" к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка РФ о признании недействительным требования от 20.04.2016 № Т-693-15-12/599ДСП, обязании устранить допущенное нарушение Акционерного банка "Народный банк Тувы" и взыскании понесённых судебных расходов оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья А.М.Ханды