Арбитражный суд Республики Тыва
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело №А69-219/2012
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2012 г. Полный текст решения изготовлен 29 марта 2012 г.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хертек А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куулар Ч.П., рассмотрев в судебном заседании заявление Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва к индивидуальному предпринимателю Саая Шончалай Эрес-ооловне о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 20.01.2012 № 88,
установил:
Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (далее – административный орган, Служба) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – предприниматель) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. 123, ч. 3 ст. 156, п. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 26.02.2012 № 4957, публичное извещение о времени и месте рассмотрения заявления на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва в сети Интернет по адресу: http://tyva.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http:www.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержала требования согласно заявлению и просит суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2 к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Саая Шончалай Эрес-ооловна зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.
Из материалов дела следует, что Управлением Росздравнадзора по РТ, предпринимателю выдана лицензия от 26.08.2009 № ЛО - 17-02-000020 на осуществление фармацевтической деятельности.
Приказом Руководителя Службы от 12.01.2012г. установлено должностным лицам проведение плановой выездной проверки индивидуального предпринимателя ФИО2 по контролю соблюдения лицензиатом Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
В ходе проверки Службой установлено, что предпринимателем нарушаются требования подпунктов «а», «в» п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (далее - Положение), выразившиеся в следующем: помещения аптечного пункта не оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно не охраняются охранным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности; отсутствуют паспорта проверок термометров в количестве двух штук для измерения температурного режима холодильников для хранения лекарственных препаратов в соответствии с требованиями нормативных документов и гигрометра в количестве одной штуки; не исполнен п. 6 ст. 55 ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в части обязательного обеспечения минимальным ассортиментом лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, где на момент проверки отсутствовали 5 наименований лекарственных препаратов (ФИО3, лоратадин, нитроглицерин, сеннозид А+Б, фамотидин ), о чем был составлен акт проверки от 02.02.2011 № 2.
Изложенные обстоятельства были расценены административным органом в качестве нарушений условий, предусмотренных лицензией, что послужило основаниями для составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении от 02.02.2012 № 862-04/2012, и обращения административным органом, в порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу ч. 3 ст. 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии в пределах компетенции соответствующего органа.
Названная норма является бланкетной и отсылает к другим нормативным правовым актам, устанавливающим полномочия федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
В силу п. 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, и деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных).
Пунктом 1 Положения о Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 25.01.2011 № 39 предусмотрено, что Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по лицензированию отдельных видов медицинской деятельности, в том числе фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).
Статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон № 86-ФЗ) установлено, что фармацевтической деятельностью является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Под аптечным учреждением понимается организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями Закона № 86-ФЗ.
Продажа лекарственных средств, исходя из содержания ст. 4 Закона № 86-ФЗ, является частью деятельности по обращению лекарственных средств.
С учетом вышеуказанных норм права суд приходит к выводу о том, что Служба наделена полномочиями на осуществление контроля и надзора за осуществлением деятельности по обращению, в том числе продаже лекарственных средств.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее - Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.
Согласно подпункту «в» пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах», правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Отраслевой стандарт 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее - ОСТ) утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80.
Пунктами 3.10 и 3.15 ОСТа предусмотрено, что помещения аптечных организаций, расположенных в городе, должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности. Аптечная организация должна быть оборудована соответствующей светозвуковой и противопожарной сигнализацией, обеспечивающей все условия для сохранности товарно-материальных ценностей и соблюдения противопожарной безопасности.
В силу пункта 3.19 ОСТа помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Пунктом 8 статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» установлена обязанность аптечных учреждений обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.042005 № 312 «О минимальном ассортименте лекарственных средств» утвержден минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Судом установлен и материалами дела (в том числе, актом проверки от 02.02.2012, протоколом об административном правонарушении от 02.02.2012) подтвержден факт нарушения предпринимателем вышеназванных норм Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, а также подп. «а», «в» п. 4 Положения о лицензировании, выразившийся в отсутствии в вышеназванном аптечном пункте препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Кроме того, предпринимателем не оспаривается, что на момент проведения Службой проверки предпринимателем нарушены требования Положения о лицензировании.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом на основании материалов дела установлено, что предпринимателем при наличии такой возможности, не обеспечен надлежащий контроль за организацией работы в аптечном пункте.
Учитывая, что предпринимателем 16 марта 2012 года в лицензирующий орган были представлены акт об устранении нарушений лицензионных требований и условий, с приложением договора с ФГУП «Охрана» МВД по Республике Тыва от 15 марта 2012 года №028 на выполнение работ по монтажу и пуске – наладке охраной сигнализации, счет – фактуры от 03.02.2012г. №431 и от 17.02.2012г. №755 о приобретении лекарственных средств, паспорта гигрометра и термометров, товарный чек на приобретение гигрометра и термометров, договор о проведении повышения квалификации фармацевтических работников с Сибирским государственным медицинским университетом от 13 марта 2012г., подтверждающие устранение выявленные в ходе проверки нарушений, суд считает возможным снизить размер штрафа ниже установленного законом и назначить административное наказание в размере 1000 рублей.
Обращение о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя произведено в пределах сроков, установленных действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва удовлетворить:
Привлечь к административной ответственности индивидуального предпринимателя Саая Шончалай Эрес-ооловну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающую по адресу: 668110, <...>, зарегистрированную в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республики Тыва 27.05.2009 г. в качестве предпринимателя без образования юридического лица (ОГРН № <***>, ИНН <***>) по ч. 4ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 1000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск).
Судья Хертек А.В.