ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2286/2022 от 16.09.2022 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл Дело № А69-2286/2022

« 19 » сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена « 16 » сентября 2022 года. Полный текст решения изготовлен « 19 » сентября 2022 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш А.Ш., рассмотрев в судебном заседании заявление Отделения полиции № 6 Межмуниципального отдела МВД РФ «Кызылский» (МВД по РТ: ОГРН <***>, ИНН <***>) к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

ФИО1 – индивидуальный предприниматель,

установил:

Отделение полиции № 6 Межмуниципального отдела МВД РФ «Кызылский» (далее по тексту – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

В судебном заседании предприниматель с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве, и просит суд отказать в удовлетворении заявления.

Дело рассмотрено в открытом судебном заседании в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие административного органа, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также имеется публичное извещение о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва в сети Интернет по адресу: http://tyva.arbitr.ru (портал федеральных арбитражных судов Российской Федерации: http:www.arbitr.ru).

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Административным органом 09.07.2022 в 18 часов 00 минут в ходе ОПМ «Нетрезвый водитель» на 85 километре автодороги г. Кызыл - с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района была остановлена автомашина марки ЛАДА ГРАНТА с грз Н 219 ВН 17 рус под управлением водителя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <...>.

При досмотре автотранспорта в багажном отсеке автомашины были обнаружены 9 (девять) упаковок пиво «Крепость Сибири», в прицепе транспортного средства обнаружено 11 (одиннадцать) упаковок пива «Крепость Сибири» общее количество обнаруженного пива в транспортном средстве составило 20 упаковок или 120 бутылок каждый объемом 1.3 литра в запечатанном виде без каких-либо сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной), удостоверяющих легальность их производства и оборота, определённых ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ. Вышеуказанная алкогольная продукция перевозилась индивидуальным предпринимателем ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей в <...> с целью дальнейшей ее реализации в магазине «Сорунза», расположенном по адресу: <...>.

В ходе проведении проверки административным органом составлены: протокол досмотра транспортного средства от 09.07.2022 17 НА № 014494 с видеозаписью; протокол изъятия от 09.07.2022 с фототаблицей и видеозаписью, согласно которому изъято пиво «Крепость Сибири», объемом 1,3 литра, крепость 8 %, в общем количестве 120 бутылок; отобраны объяснения от 09.07.2022 и от 11.07.2022 по данному факту.

По результатам проведения проверки административным органом в отношении предпринимателя 11.07.2022 составлен протокол об административном правонарушении серии № 0007909/460, по признакам совершения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения административного органа с заявлением в арбитражный суд о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлено судом и лицом, привлекаемым к административной ответственности, не обжалуется.

Процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности административным органом не нарушена.

Административным органом предпринимателю вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, а именно: оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту – Закон № 171-ФЗ)

Согласно пунктам 7 и 13.1 статьи 2 Закона № 171-ФЗ пиво и пивные напитки с 1 июля 2012 года прямо отнесены к алкогольной продукции и на них распространяется большинство ограничений и запретов, установленных этим Законом.

Согласно пункту 16 статьи Закона № 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в частности при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2).

Унифицированная форма товарно-транспортной накладной (ТТН) № 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

ТТН состоит из двух разделов – товарного, характеризующего взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя, и транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя и перевозчика.

Из приведенных положений в их совокупности следует, что ТТН необходимо составлять при любом перемещении алкогольной продукции. ТТН выписывает лицо, отгружающее алкогольную продукцию, в том числе, с одного своего склада на другой склад.

Без ТТН невозможно оформить ни одно законное перемещение алкогольной и спиртосодержащей продукции от продавца к покупателю.

Таким образом, во всех случаях Закон № 171-ФЗ обязывает участников рынка алкогольной продукции при любом виде оборота оформлять товарно-транспортную накладную.

В ходе судебного разбирательства предпринимателем представлена товарно-транспортная накладная от 07.07.2022 № ЛЕ-2681 на алкогольную продукцию; декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за II квартал 2022 года, квитанция Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.07.2022 № 12405964 о приеме декларации.

В ТТН от 07.07.2022 № ЛЕ-2681, указан грузоотправитель (пункт погрузки) – ООО «Лев», 667007, <...> влд. 13/9; грузополучатель (пункт разгрузки) – ФИО1, ИНН <***>, Республика Тыва, <...>, магазин «Сорунза», указано наименование продукции: пиво «Крепость Сибири», объемом 1,3 литра, количество – 240; цена за шт.: 107 рублей, на общую сумму – 25 680 рублей. ТТН подписана руководителем ФИО3, имеется печать ООО «Лев».

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 № 15206/06 - квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Между тем, доказательств недостоверности предъявленных предпринимателем сопроводительных документов административным органом в материалы дела не представлено.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что административная ответственность по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ наступает лишь в том случае, когда продавец не располагает соответствующей товаросопроводительной документацией на алкогольную продукцию.

Отсутствие сопроводительных документов на момент контрольных мероприятий не свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя инкриминируемого состава административного правонарушения. Обязанность предоставления по требованию сопроводительных документов ранее была закреплена в пунктах 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, утративших силу с 01.01.2021 в связи утверждением новых правил продажи товаров. Действующие с 01.01.2021 Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, такие требования не содержат. Безусловного требования о наличии документов на момент контрольных мероприятий не содержится и в Законе № 171-ФЗ.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Отсутствие события правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и основанием для отказа в удовлетворении заявления административного органа о привлечении к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ следует отказать.

Уплата государственной пошлины по данной категории дел Налоговым кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Отделения полиции № 6 Межмуниципального отдела МВД РФ «Кызылский» (МВД по РТ: ОГРН <***>, ИНН <***>) к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Возвратить алкогольную продукцию: пиво «Крепость Сибири» с объемом 1,3 литра, крепость 8 %, в количестве 120 штук, изъятую на основании протокола изъятия от 09.07.2022 индивидуальному предпринимателю ФИО1.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья А.Х. Чамзы-Ооржак