г. Кызыл 12 октября 2021 года | Дело № А69-2290/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 12 октября 2021 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хайдып Н.М.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания Салчак Т.Р.,рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за периоды апрель и май 2020 года,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.02.2021 (диплом ВСА 1094908 рег.номер 179 от 10.08.2011, служебное удостоверение от 21.03.2019 № 188),
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11.05.2021 № 10 (диплом ВСВ 0954082 рег.номер 500 от 15.02.2006, паспорт),
установил:
Государственное учреждение – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ответчик, министерство) о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за периоды апрель и май 2020 года.
В судебном заседании представителем заявителя заявлено ходатайство о замене заявителя на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в связи с его реорганизацией путем присоединения.
Как следует из представленных документов, постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.05.2021 № 155п государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва реорганизовано в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов ПФР, в том числе Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва; произведено переименование государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва.
Согласно положению, утвержденному постановлением Правления ПФР от 04.05.2021 № 155п, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, входит в единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и в своей деятельности подотчётно Государственному учреждению – Пенсионному фонду Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц на 04.10.2021 Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва внесено Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>. Правопреемниками указано, в том числе Государственное учреждение – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва, о чем 30.09.2021 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На основании представленных документов суд приходит к выводу о наличии оснований для замены заявителя - Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - Пенсионный фонд), в связи с чем удовлетворяет заявленное ходатайство в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом необходимо указать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме. Просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что Пенсионный фонд, получив отчет об исходных данных, не направил уведомление об устранении ошибок. Нарушение ответчик выявил самостоятельно, направив дополняющие данные, добровольно устранил допущенные ошибки. В связи с изложенным просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее:
Как следует из материалов дела, 14.05.2020 министерством представлены в отношении застрахованных лиц «исходные» сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 года; 11.06.2020 – «исходные» сведения по форме СЗВ-М за май 2020 года.
25.02.2021 министерством за те же периоды представлены «дополняющие» сведения по форме СЗВ-М на 3 застрахованных лиц за апрель 2020 года, на 3 застрахованных лиц за май 2020 года, при этом сведения в отношении указанных лиц ранее не представлялись.
Пенсионный фонд, признав, что министерством «дополняющие» сведения в отношении 3 застрахованных лиц за апрель 2020 года, 3 застрахованных лиц за май 2020 года представлены с нарушением установленного срока, составил акты о выявлении правонарушения от 28.02.2021 № 018S18210001010, от 28.02.2021 № 018S18210001011.
По выявленным фактам уведомлением от 28.02.2021 Пенсионный фонд назначил рассмотрение актов на 02.04.2021 на 10 час. 00 мин.
02.04.2021 состоялось рассмотрение актов, по итогам которого Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении министерства к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ:
- № 018S19210000975 – за несвоевременное представление сведений в отношении 3 застрахованных лиц за апрель 2020 года в виде штрафа в размере 1 500 руб.;
- № 018S19210000976 – за несвоевременное представление сведений в отношении 2 застрахованных лиц за май 2020 года в виде штрафа в размере 1 500 руб.
Требованиями от 11.05.2021 № 018S01210000927, от 11.05.2021 № 018S01210000928 Пенсионным фондом предложено министерству уплатить в срок до 21.05.2021 финансовую санкцию в общей сумме 3 000 руб.
Неисполнение министерством требований к установленному сроку явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ)).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н (действующей в спорный период) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона; представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд, а именно дополнять, то есть вносить отсутствующие сведения и уточнять, то есть корректировать уже имеющиеся сведения о застрахованных лицах, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, «исходные» сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 года были представлены министерством 14.05.2020, за май 2020 года – 11.06.2020, то есть с соблюдением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока. Ошибок и несоответствий индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда, а также несоответствий установленным формам и форматам при подаче «исходных» сведений по форме СЗВ-М заявителем не было выявлено.
«Дополняющие» сведения по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, отсутствовавших в «исходной» форме СЗВ-М, были представлены 25.02.2021 в связи с самостоятельным выявлением страхователем ошибок при представлении исходных форм СЗВ-М.
Доказательств направления уведомлений о выявлении ошибок в «исходной» форме СЗВ-М Пенсионным фондом в материалы дела не представлено. Согласно актам и решениям уведомлений о выявлении ошибок Пенсионным фондом страхователю не направлялось, что заявителем также не отрицается.
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией № 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, возможно не применять.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Право страхователя на исправление (дополнение) отчетности предусмотрено Законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
На основании приведенного выше правового регулирования и с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, суд приходит выводу, что представление в рассматриваемом случае «дополняющих» сведений по форме СЗВ-М до обнаружения Пенсионным фондом неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия министерства как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, учитывая самостоятельное устранение министерством выявленных ошибок, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В связи с тем, что органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины, ее взыскание не производится.
Руководствуясь ст.ст. 48, 167-170, 176 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за периоды апрель и май 2020 года отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Н.М. Хайдып