ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2293/2021 от 06.10.2021 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

11 октября 2021 года

Дело № А69-2293/2021

            Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 11 октября 2021 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хайдып Н.М.,

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания Салчак Т.Р.,рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года,

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.02.2021 (диплом ВСА 1094908  рег.номер 179 от 10.08.2011, служебное удостоверение от 21.03.2019 № 188),

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11.05.2021 № 10 (диплом ВСВ 0954082 рег.номер 500 от 15.02.2006, паспорт),

установил:

            Государственное учреждение – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ответчик, министерство) о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года.

В судебном  заседании представителем заявителя заявлено ходатайство о замене заявителя на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в связи с его реорганизацией путем присоединения.

Как следует из представленных документов, постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.05.2021 № 155п государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва реорганизовано в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов ПФР, в том числе  Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва; произведено переименование государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва.

Согласно положению, утвержденному постановлением Правления ПФР от 04.05.2021 № 155п, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, входит в единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и в своей деятельности подотчётно Государственному учреждению – Пенсионному фонду Российской Федерации.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц на 04.10.2021 Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва внесено Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>. Правопреемниками указано, в том числе Государственное учреждение – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва, о чем 30.09.2021 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

На основании представленных документов суд приходит к выводу о наличии оснований для замены заявителя - Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - Пенсионный фонд), в связи с чем удовлетворяет заявленное ходатайство в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом необходимо указать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме. Просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что Пенсионный фонд, получив отчет об исходных данных, не направил уведомление об устранении ошибок. Нарушение ответчик выявил самостоятельно, направив дополняющие данные, добровольно устранил допущенные ошибки. В связи с изложенным просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

Как следует из материалов дела, 12.10.2020 министерством представлены «исходные» сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за сентябрь месяц 2020 года.

25.02.2021 министерством представлены «дополняющие» сведения по форме СЗВ-М на 7 застрахованных лиц,  при этом сведения в отношении указанных лиц ранее не представлялись.

Пенсионный фонд, признав, что министерством «дополняющие» сведения в отношении 7 застрахованных лиц за сентябрь 2020 года представлены с нарушением установленного срока, составил акт о выявлении правонарушения от 28.02.2021 № 018S18210001015.

По выявленному факту уведомлением от 28.02.2021 Пенсионный фонд назначил рассмотрение акта на 02.04.2021 на 10 час. 00 мин.

02.04.2021 состоялось рассмотрение акта, по итогам которого Пенсионным фондом вынесено решение № 018S19210001010 о привлечении министерства к ответственности, предусмотренной  частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений на 6 застрахованных лиц (в связи с представлением «отменяющей» формы по 1 застрахованному лицу) за сентябрь 2020 года в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Требованием от 11.05.2021 № 018S01210000957 Пенсионным фондом предложено министерству уплатить в срок до 21.05.2021 финансовую санкцию в общей сумме 3 000 руб.

Неисполнение министерством требования к установленному сроку явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ)).

Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" согласно приложению к настоящему постановлению.

Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".

Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

22.04.2020 приказом Минтруда России N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, которая вступила в силу 27.07.2020 (далее - Инструкция N 211н).

В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица, и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона; представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.

В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд, а именно дополнять, то есть вносить отсутствующие сведения и уточнять, то есть корректировать уже имеющиеся сведения о застрахованных лицах, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях.

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, «исходные» сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года представлены министерством 12.10.2020, то есть с соблюдением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока. Ошибок и несоответствий индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда, а также несоответствий установленным формам и форматам при подаче «исходных» сведений по форме СЗВ-М  заявителем не было выявлено.

«Дополняющие» сведения по форме СЗВ-М были представлены 25.02.2021 министерством  в отношении застрахованных лиц, отсутствующих в «исходной» форме СЗВ-М, в связи с самостоятельным выявлением страхователем ошибки при предоставлении «исходных» форм СЗВ-М за июль 2020 года.

 Доказательств направления уведомлений о выявлении ошибок в «исходных» сведениях по форме СЗВ-М Пенсионным фондом в материалы дела не представлено. Согласно актам и решениям уведомления о выявлении ошибок Пенсионным фондом страхователю не направлялись, что заявителем также не отрицается.

При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией N 211н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, возможно не применять.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Право страхователя на исправление (дополнение) отчетности предусмотрено Законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем какие-либо изменения не вносились, следовательно, с принятием новой Инструкции N 211н не могут быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свое практикообразующее значение.

На основании приведенного выше правового регулирования и с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, а также сохраняющей актуальность правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит выводу, что представление в рассматриваемом случае «дополняющих» сведений по форме СЗВ-М до обнаружения Пенсионным фондом неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия министерства как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах, учитывая самостоятельное устранение министерством выявленных ошибок, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В связи с тем, что органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины, ее взыскание не производится.

Руководствуясь ст.ст. 48, 167-170, 176 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленияГосударственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва(ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                      Н.М. Хайдып