г. Кызыл
Дело № А69-2351/2020
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2020 г. Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш А.Ш. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 30.04.2020 г. № 017/04/19.5-86/2020,
при участии в судебном заседании: ФИО1 – представителя Минстроя РТ по доверенности от 19.11.2020 и ФИО2 – представителя антимонопольного органа по доверенности от 17.02.2020 № 10,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (далее – Минстрой РТ или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – УФАС по РТ, Управление или административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 30.04.2020 № 017/04/19.5-86/2020.
Дело рассмотрено в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 15 час. 06 мин. 24.11.2020 до 15 час. 00 мин. 01.12.2020.
В судебном заседании представителем Минстроя РТ поддержано заявление о оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 30.04.2020, поддерживая все доводы, изложенные в заявлении и просит суд уменьшить сумму административного штрафа, при этом представила письменный отзыв ходатайства о восстановлении срока на обжалование об отмене постановления от 14.09.2020, поскольку уважительные причины для пропуска процессуального срока у заявителя не имеются, поэтому просит рассмотреть по существу их заявление.
Управлением ФАС по РТ представлен отзыв на заявление, и, в судебном заседании представитель управления с заявленными требованиями не согласилась полностью, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме в связи с пропуском срока на обжалование постановления, поскольку Минстрой РТ осуществлял свою деятельность в течение всего периода с момента вынесения спорного постановления, представив судебные акты об их участии в Арбитражном суде Республики Тыва.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил:
Из материалов дела следует, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва зарегистрировано 05.04.2011 в Управлении Федеральной налоговой службы по РТ за основным государственным регистрационным номером 1107746769162 (ИНН <***>).
Из материалов дела следует, что Решением Тывинского УФАС России от 24.05.2020 года по делу № 04-06-08/02-15-19 Минстрой РТ признан нарушившим требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании которого выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 24.05.2019 по делу № 04-06-08/02-15-19, а именно: Минстрою РТ предписано в течение 60 дней с момента получения предписания прекратит нарушения антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции:
1.Произвести расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, в том числе с возможностью выделения отдельных категорий объектов – нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме» (магазины, аптеки и т.п.), используемые для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности с установлением отдельного норматива;
2.После проведения расчетов, указанных в п. 1 настоящего Предписания, в случае изменения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, внести изменения в Приказ Минстроя РТ от 25.01.2018 № 14-од «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории республики Тыва»;
3.В случае внесения изменений в Приказ Минстроя РТ от 25.01.2018 № 14-од письменно уведомить Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва – ООО «СТ-ТБО» о необходимости проведения перерасчет выставленных счетов за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами вслучае уменьшения нормативов за период с 01.10.2018 по дату внесения изменений в приказа Минстроя от 25.01.2018 № 14-од.
В связи неисполнением предписания Тывинским УФАС России передан вопрос о возбуждении административного дела в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Усмотрев в действиях Минстроя РТ признаки административного правонарушения, ответственность за которые установлена в части 2.6 ст. 19.5 КоАП, УФАС по РТ составлен протокол об административном правонарушении от 16.04.2020 г. № 017/04/19.5-86/2020, на основании которого Управление вынесло постановление от 30.04.2020 г. № 017/04/19.5-86/2020, которым Минстрой РТ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде взыскания административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, Минстрой РТ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования о признании незаконным постановления административного органа не обоснованными и подлежащими отказу в их удовлетворении по следующим основаниям:
Исходя из ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП, рассматривают Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (ч. 1 ст. 23.48 КоАП).
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 16.04.2020 г. № 017/04/19.5-86/2020 и оспариваемое постановление от 30.05.2020 г. № 017/04/19.5-86/2020 составлены УФАС по РТ как уполномоченным органом.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьей 28.2 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иные права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечены.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ образует бездействие лица по исполнению в установленный срок законного предписания антимонопольного органа.
Согласно части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в арбитражный суд с заявлением можно в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законодательством.
В порядке с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Право на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении сторонами предусмотрены нормами статьей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О, заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
При подаче заявления об уменьшении административного штрафа Минстроем подано письменное ходатайство о восстановлении срока обжалования об отмене постановления УФАС по РТ 17.09.2020, указав в качестве уважительной причины пропуска срока, распространение новой короновирусной инфекции COVID-19, при этом, не были представлены подтверждающие документы.
В судебном заседании представителем Минстроя РТ ходатайство о восстановлении срока обжалования об отмене постановления УФАС по РТ 17.09.2020 было отозвано по тем основаниям, что уважительных причин для пропуска процессуального срока у заявителя не имеются, поэтому просит рассмотреть по существу их заявление.
Суд, изучив обстоятельства дела и данные ходатайства, принимает их и отказывает в их удовлетворении по следующим основаниям:
В силу положений статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом. Суд, признав, что процессуальные сроки истекли по неуважительным причинам рассматривать заявление по существу не вправе.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление от 30.05.2020 № 017/04/19.5-86-2020 принято административным органом в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно представленной административным органом в материалы дела информации Кызылского почтамта – УФПС РТ Филиала ФГУП «Почта России» следует, что почтовое отправление «800809488763614 от 07.05.2020 в адрес Минстроя РТ вручено 12.05.2020 ФИО3 по доверенности от 20.02.2020.
То есть постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 30.05.2020 № 017/04/19.5-86-2020 направлено в адрес Минстроя РТ, которое получено 12.05.2020.
Кроме того, суд отмечает то обстоятельство, что оспариваемое постановление от 30.05.2020 № 017/04/19.5-86-2020 направлено на электронный адрес Минстроя РТ 07.05.2020. а именно: «minstroyrt@rtuva.ru», которое также получено в установленные сроки.
Тем самым, суд приходит к выводу, что Минстрой РТ своевременно получило обжалуемое в судебном порядке постановление.
В Арбитражный суд Республики Тыва с настоящим заявлением Минстрой РТ обратилось 17.09.2020, то есть спустя 3,5 месяца, следовательно, за пределами установленного законом срока для обжалования.
Поскольку Минстрой РТ не представил доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обжалование постановления от 30.05.2020 № 017/04/19.5-86-2020 , суд приходит к выводу, что основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, поскольку Минстрой РТ является юридическим лицом в смысле ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и несет определенные гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности согласно ст. 49 ГК РФ, тем более, что ходатайство о восстановлении срока на обжалование было отозвано в судебном заседании.
Кроме того, со стороны УФАС по РТ представлены доказательства – судебные документы об участии Минстроя РТ и их представителей в Арбитражном суде Республики Тыва по арбитражным делам, поэтому довод о распространении новой короновирусной инфекции COVID-19 в ведомстве не может быть принят во внимание.
Других уважительных причин нарушения срока обжалования постановления не представлено.
Наличие указанного обстоятельства является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем требования Минстроя РТ удовлетворению не подлежат, тем более, что доводов о необходимости применения каких-либо обстоятельств для уменьшения размера административного штрафа не были приведены.
Таким образом, суд пришел к выводу о не рассмотрении ходатайства заявителя о восстановлении срока на оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) к (Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 30.04.2020 г. № 017/04/19.5-86/2020 отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья А.Х.Чамзы-Ооржак