ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2409/12 от 04.04.2013 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

667000, г.Кызыл, ул. Кочетова, д.91, телефон/факс: (394-22) 2-11-96,

http://tyva.arbitr.ru, электронная почта: info@tuva.arbitr.ru,

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл

Дело № А69-2409/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2013 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Санчат Э.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салчак С.С., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва о признании незаконным решения от 15.10.2012 № 14/12-8624, об обязании снять с учета объекта недвижимости с кадастровым номером 17:18:0105010:560,

при участии в судебном заседании: Чооду Т-Б.В. – представителя заявителя по доверенности от 31.05.2012 № 23, Ондар А-Х.Б. – представитель ответчика по доверенности от 12.11.2012,

установил:

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обратилось в арбитражный суд с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва о признании незаконным решения от 15.10.2012 № 14/12-8624, об обязании снять с учета объекта недвижимости с кадастровым номером 17:18:0105010:560.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Просил обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105010:560, расположенного по адресу <...> с северной стороны гостиницы «Кызыл».

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд установил следующее.

Заявитель обратился в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва для снятия с учета объекта недвижимости с кадастровым номером 17:18:0105010:560, общей площадью 942 кв.м.

Решением от 15.10.2012 г. № 17/12-8624 филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва отказал в снятии земельного участка с кадастрового учета. Свой отказ, орган кадастрового учета мотивировал тем, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

Заявитель посчитав, что решение от 15.10.2012 г. № 17/12-8624 нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В силу части 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

Таким образом, правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.

Следовательно, учтенный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок является объектом гражданского оборота до момента снятия его с кадастрового учета и может быть обременен в установленном законом порядке правами и обязанностями заинтересованных лиц.

Снятие с учета объекта недвижимости, исходя из части 2 статьи 16, части 6 статьи 20, 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществляется, если иное не установлено данным законом, на основании заявления собственников объекта недвижимости по решению органа кадастрового учета.

Вместе с тем, аннулирование согласно части 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведений влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта земельных отношений (статья 16 названного Федерального закона).

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости, носят временный характер. Пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, установлено, что при образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, "временный" статус кадастровых сведений о земельном участке изменяется на "учтенный" в случае поступления документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Согласно пунктам 8 и 9 части 2 статьи 7, части 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах и (или) ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Из материалов дела следует наличие на момент принятия оспариваемого решения обеспечительных мер, принятых Кызылским городским судом Республики Тыва от 01.04.2011 и от 26.06.2012, в отношении земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105010:560, общей площадью 400 кв.м., расположенного по адресу <...> с северной стороны гостиницы «Кызыл».

Согласно статьям 15, 18, 46, 118 Конституции Российской Федерации и принятым в ее развитие статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Поскольку на момент обращения заявителя о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105010:560 определением суда общей юрисдикции, вынесенным в порядке, предусмотренном статьей 139 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, был установлен запрет совершать регистрационные действия, направленные на отчуждение и обременение правами третьих лиц в отношении упомянутого земельного участка, и судом не были отменены обеспечительные меры (сохраняют свое действие), уполномоченный орган (заинтересованное лицо) не вправе принимать какие-либо решения в отношении этого имущества, в том числе, решения о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка.

Таким образом, из материалов дела следует, что заявитель требует снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105010:560, общей площадью 942 кв.м., расположенного по адресу <...> с северной стороны гостиницы «Кызыл», из которых в отношении 400 кв.м. указанного земельного участка наложены обеспечительные меры.

Таким образом, исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке органом кадастрового учета нарушит обязательную силу судебных актов, закрепленных статьей 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 7 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела решением от 15.10.2012 г. № 17/12-8624 филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва отказал в снятии земельного участка с кадастрового учета. Свой отказ, орган кадастрового учета мотивировал тем, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. Также указал, что земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105010:560, общей площадью 942 кв.м., расположенного по адресу <...> с северной стороны гостиницы «Кызыл» имеет статус учтенный, а снятие с кадастрового учета сведений о земельном участке с учтенным статусом Законом о кадастре не предусмотрено.

В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного закона.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 15.10.2012 № 14/12-8624 является обоснованным и законным, не нарушает права и законные интересы заявителя

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва о признании незаконным решения от 15.10.2012 № 14/12-8624, об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105010:560, расположенного по адресу <...> с северной стороны гостиницы «Кызыл», отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месяца со дня его принятия.

Судья Э.А. Санчат