АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ул. Кочетова, д. 91, г.Кызыл, Республика Тыва, 667000
телефон для справок: (394-22) 2-11-96, е-mail: info@tyva.arbitr.ru; http://tyva.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл | Дело № А69-2436/2016 |
07 октября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2016 года. Полный текст решения изготовлен 07 октября 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хайдып Н.М.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания Доржу А.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Тывинской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании недействительным предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки федерального имущества от 30.06.2016г. № АС-01-1142/1, пунктов 1.6.2, 1.6.3 акта проверки использования по назначению и обеспечение сохранности федерального имущества от 31.05.2016г. № 5 П/16,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.01.2016 № 06-44/2, Салчак Б-К. М. по доверенности от 19.09.2016 № 06-44/55, ФИО2 по доверенности от 07.06.2916 № 43,
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 11.01.2016 № 3, ФИО4 по доверенности от 07.04.2016,
установил:
Тывинская таможня (далее – заявитель, таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва (далее – заинтересованное лицо, Росимущество) о признании недействительными предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки федерального имущества от 30.06.2016г. № АС-01-1142/1, пунктов 1.6.2, 1.6.3 акта проверки использования по назначению и обеспечение сохранности федерального имущества от 31.05.2016г. № 5 П/16.
Судом предлагалось заявителю уточнить требование в части оспаривания пунктов 1.6.2, 1.6.3 акта проверки.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили, что наличием камеры хранения вещественных доказательств Тывинской таможни обеспечивается соблюдение административного законодательства и прав участников административного производства. При фактической потребности кабинетной площади административного здания проверяющими не были учтены нормы площади служебных помещений режимно-секретных органов, секретных архивов, специальных хранилищ секретных документов, а также помещений, в которых ведутся секретные работы и хранятся секретные документы. Постановлением Правительства Российской Федерации № 3 от 05.01.1998 максимальный размер площади на руководителя и сотрудников не установлен.
Представители заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласились, пояснили, что при проведении плановой проверки нарушений процедуры проведения проверки не допущено, установленные сроки проведения проверки были соблюдены. По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки федерального имущества. На момент проверки на помещения склада № 4 и 5, помещение № 13 на 1 этаже административного здания в качестве вещевого склада таможней не представлены документы, подтверждающие эффективность использования указанных помещений. Указанные нарушения являются исполнимыми. На основании изложенного просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее:
Согласно выписке из Единого государственного реестра от 26.07.2016г. Тывинская таможня зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва за основным государственным регистрационным номером <***> (л.д. 142-153 т. 1).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.05.2016г. № 5-38/р Росимуществом проведена плановая выездная проверка таможни по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства по использованию федерального имущества (л.д. 26-34 т. 2).
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства по эффективному использованию федерального имущества.
Итоги проверки оформлены актом от 31.05.2016г. № 5 П\16 (л.д.48 -78 т. 1), где в том числе указано, что складские помещения № 3,4 здания общей площадью 250,4 кв.м. практически пустуют, вещдоки не занимают большого места на складе, в связи с чем часть помещений в здании склада используется неэффективно (п. 1.6.2 акта); при расчете потребности в служебных помещениях в административном здании на 75 сотрудников по нормативам использования административных зданий выявлен излишек в кабинетной площади в размере 33,1 кв.м.; кроме того, помещения общей площадью 75 кв.м. кабинетной площади административного здания используются под вещевой склад, в связи с чем имеется излишняя кабинетная площадь в размере 108,1 кв.м. (33,1+75) (п. 1.6.3 акта). В связи с этим Росимуществом предложено таможне устранить нарушения в двухнедельный срок.
30.06.2016г. Росимуществом выдано таможне предписание № АС-01-1142/1 об устранении в срок, установленный в акте проверки от 31.05.2016г. № 5 П\16, нарушений, выявленных в ходе проверки федерального имущества (л.д. 45-46 т. 1):
1. при расчете потребности в служебных помещениях в административном здании (по адресу: <...>"а", Литер А) на 75 работников Тывинской таможни по нормативам использования административных зданий, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 3, выявлен излишек кабинетной площади в размере 108,1 кв.м.;
2. неэффективно используются помещения № 3, 4 общей площадью 250,4 кв.м. здания склада временного хранения по адресу: <...> "а", Литер Б.
Не согласившись с пунктами 1.6.2 и 1.6.3 акта № 5 П\16 от 31.05.2016г. и предписанием № АС-01-1142/1 от 30.06.2016г., таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливают, нарушают ли оспариваемый акт, решений и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащим полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли или совершили действие (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, в силу положений части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Росимущество возлагается бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, а на таможню - бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009г. № 278, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных не территории субъекта РФ, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, в том числе полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества с настоящим Положением. (л.д. 20-23 т. 2).
Территориальный орган осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленною в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункт 4.1.2 Положения).
Проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества (пункт 4.1.3 Положения).
В соответствии с пунктом 4.1.27 Положения осуществляет в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, с учетом мнения территориального органа по месту расположения недвижимого имущества, согласование передачи объектов недвижимого имущества в аренду, безвозмездное пользование, за исключением имущества, указанного в пунктах 4.1.13 и 4.2.10 настоящего Положения.
С учетом изложенного, проверка в отношении таможни проведена Росимуществом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013г. № 809, Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
В соответствии со статьей 6 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач, в том числе обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу; выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза; обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Таможенного союза местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (далее - места временного хранения). Места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов таможенного союза. Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров. Размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза.
Из положений части 1 статьи 198 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) следует, что в соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Таможенного союза местами временного хранения являются склады временного хранения, а также перечисленные в указанной части иные места временного хранения.
В соответствии со статьей 201 Закона о таможенном регулировании установлено, что склады временного хранения таможенных органов являются складами открытого типа и должны отвечать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 71 настоящего Федерального закона.
При хранении товаров на складах временного хранения таможенных органов взаимоотношения таможенных органов с лицами, помещающими товары на эти склады, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и Гражданским кодексом Российской Федерации. На договор, заключаемый таможенным органом с лицом, помещающим товары на склад временного хранения таможенного органа, распространяются требования гражданского законодательства Российской Федерации, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения такого договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается. Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на склад временного хранения таможенного органа, квитанции по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Частью 1 ст. 71 Закона о таможенном регулировании установлено, что помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
В соответствии со статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществляющим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Процессуальное оформление и механизм реализации хранения изъятых вещей (товаров и транспортных средств) и документов нашли свое отражение в Приказе ФТС России от 18.12.2006 N 1339"О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях".
В соответствии с пунктом 20 Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях, утвержденных приказом ФТС России от 18.12.2006 № 1339, хранение вещественных доказательств и документов, за исключением документов, которые хранятся в деле об административном правонарушении, в служебных кабинетах и в других не приспособленных для этого помещениях и местах запрещается.
В пункте 21 вышеуказанной Инструкции определено, что для хранения вещественных доказательств (не являющихся крупногабаритными) в таможенных органах выделяется отдельное помещение - камера хранения вещественных доказательств.
Как следует из материалов дела, во исполнение статей 71, 163, 198, 201 Закона о таможенном регулировании Тывинской таможней издан приказ от 11.06.2015 № 158 «Об учреждении склада временного хранения Кызылского таможенного поста» в здании складского типа, расположенного по адресу: Ровенская улица, дом 3 «а», г. Кызыл, общей площадью 335,22 кв.м.
28.09.2015 Тывинской таможней издан приказ № 271 "О создании камеры хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях", согласно которому помещения складского типа, расположенные по адресу: Ровенская улица дом 3 А г.Кызыл Республика Тыва под номером 3, используются в качестве камеры хранения вещественных доказательств Тывинской таможни (л.д. 133-141 т.1).
Согласно свидетельству № 17 АВ 242826 (л.д. 77, т. 2) склад временного хранения, расположенный по адресу: <...> «а», находится на праве оперативного управления Тывинской таможни.
Согласно доводам Росимущества единственным основанием для признания использования таможней помещений № 3, № 4 (камера хранения вещественных доказательств, склад временного хранения) не эффективно явилось то, что в момент проверки они пустовали.
Суд не может согласиться с указанными доводами.
Согласно пункту 1 статьи 167 Таможенного кодекса Таможенного союза временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 168 Таможенного кодекса Таможенного союза местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 202 Закона о таможенном регулировании товары могут быть помещены таможенными органами на склады временного хранения, склады временного хранения таможенных органов в случаях, предусмотренных статьями 168, 183 и 189 настоящего Федерального закона:
- при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (часть 1 статьи 168 Закона о таможенном регулировании);
- при наложении ареста на товары, изъятия товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки (часть 1 статьи 183 Закона о таможенном регулировании);
- при задержании товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, и документов на эти товары (статья 189 Закона о таможенном регулировании).
Таким образом, склады временного хранения, камера хранения вещественных доказательств необходимы таможенным органам для обеспечения основных задач на территории таможенного союза, закрепленных статьей 6 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Кроме того, ими обеспечивается соблюдение административного законодательства и прав участников административного производства до полного принятия решения по делу об административном правонарушении.
Тот факт, что в момент проверки они пустовали, не свидетельствуют о его неэффективном использовании.
При возникновении необходимости в указанные помещения в любое время могут быть помещены на временное хранение как иностранные товары, так и товары, документы, являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений.
Следовательно, вынесение предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки федерального имущества, в виде внесения предложения о дальнейшем эффективном использовании помещений склада является незаконным и необоснованным.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" установлено, что при размещении государственных органов и организаций размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв.м общей площади на одного работника.
Норма площади на руководителя законодательно не определена.
Право оперативного управления на нежилые помещения зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество за Тывинской таможней, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права, в том числе на административное здание общей площадью 1460,9 кв.м., расположенное по адресу: <...> «а» (свидетельство о госрегистрации 17-АВ 266649) (л.д. 94 т. 2 ).
Росимуществом в ходе проверки установлено, что общая площадь здания составляет 1460,9 кв.м., фактическая кабинетная площадь - 1081,2 кв.м., по техпаспорту - 352,1 кв.м. (помещения оружейной комнаты - 10 кв.м., музей - 18,8 кв.м., вещевой склад - 75 кв.м., архив - 6,4 кв.м., фойе - 23 кв.м., зал заседаний и ВКС - 18,8 кв.м., спортзал - 153,9 кв.м., архив - 23,5 кв.м., серверная - 22,7 кв.м.), итого 729,1 кв.м.
Таможня имеет 75 сотрудников, в связи с чем необходимая кабинетная площадь по расчетам Росимущества составила 696 кв.м. (74 чел. х 9 кв.м. + 1 руководитель х 30).
В связи с этим Росимущество пришло к выводу о наличии излишки кабинетной площади 33,1 кв.м (729,1 - 696). Кроме этого, поскольку у таможни имеется здание склада, то используемая под вещевой склад кабинетная площадь 75 кв.м., по мнению Росимущества, также является излишней. Итого общая площадь излишней кабинетной площади по расчетам Росимущества составила 108,1 кв.м.
Между тем, Росимуществом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" установлен лишь минимальный размер площади, закрепляемой за соответствующими государственными органами и организациями при их размещении в административном здании.
Им не установлен максимальный размер площади. Следовательно, превышение указанной нормы площади на руководителя и сотрудников (по расчетам Росимущества на 33,1 кв.м.) не может являться основанием для вынесения предписания об устранении нарушений.
Росимущество, в свою очередь, не предложило своего расчета определения потребности заявителя в кабинетной площади, занимаемой как его руководителями, так и сотрудниками, равно как не представило доказательств того, что превышение указанной нормы площади на руководителя и сотрудников не соответствует принципу компактности, минимизации количества и рациональности использования спорных помещений.
Кроме этого, согласно доводам Росимущества кабинетная площадь, используемая под вещевой склад 75 кв.м., является излишней лишь потому, что у таможни имеются пустующие складские помещения. Сторонами правомерность использования кабинетной площади под вещевой склад не оспаривается.
Между тем, Росимуществом не учтено следующее.
Статьей 71 Закона о таможенном регулировании определены требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения. К числу основных требований относятся:
1. Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
2. Склады временного хранения должны размещаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей. К складу должны подходить удобные подъездные пути, оборудованные таким образом, чтобы обеспечить достаточную маневренность транспортных средств и исключить возможность препятствий для движения общественного транспорта.
3. Склад должен быть оснащен инженерными сооружениями; техническими средствами, достаточными для проведения погрузочно-разгрузочных работ, производства взвешивания товаров, размещаемых на складе, проведения досмотра товаров, в том числе транспортных средств, исключающими возможность утраты потребительских свойств товаров при разгрузочно-погрузочных операциях; освещением, необходимым для надлежащего проведения таможенного контроля, а также системой противопожарной сигнализации и пожаротушения. Все внутренние помещения склада должны иметь приспособления для наложения таможенных пломб.
4. На территории склада не должны быть расположены здания (строения) и сооружения, не связанные с деятельностью склада. Территория склада, включая примыкающие погрузочно-разгрузочные площадки (одно или несколько складских помещений и площадок), должна быть единым и неделимым комплексом, располагаться по одному почтовому адресу и иметь непрерывное ограждение по всему периметру.
Следовательно, организация вещевого склада в складских помещениях приведет к нарушению вышеуказанных требований.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что кабинетные площади в нежилых зданиях не являются для Тывинской таможни излишними.
Следовательно, Росимуществом неправомерно предписано таможне внести предложения по дальнейшему эффективному использованию выявленной излишней кабинетной площади в здании.
Таким образом, на основании оценки установленных по делу обстоятельств в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о несоответствии предписания Росимущества от 30.06.2016г. № АС-01-1142/1 вышеуказанным нормам действующего законодательства и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом, который в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий, так как не могут затронуть прав и законных интересов лиц.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2011г. № 598 утвержден Административный регламент по исполнению федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) государственной функции по проведению в пределах своей компетенции проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности.
Согласно части III Административного регламента исполнение государственной функции Росимущества включает в себя следующие административные процедуры:
1.Формирование и утверждение плана-графика проверок;
2.Принятие решения о проведении проверок;
3.Уведомление о проверяемого правообладателя (пользователя);
4. Подготовка и проведение проверки;
5.Составление акта проверки;
6.Принятие мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно пункту 3.29 Административного регламента основанием для составление акта проверки является фактическое завершение проверки. В случае проведения в ходе проверки исследования, специальных расследований, экспертиз юридическим основанием для составление акта проверки является также получение заключений по их результатам.
По итогам проведения проверки уполномоченными лицами, осуществлявшими проверку, составляется акт проверки (п. 3.30).
Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и применению к виновным лицам мер ответственности (п. 3.32).
Согласно пункту 3.39 Административного регламента основанием для начала процедуры принятия мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности являются следующие действия:
1)Получение в установленный срок от правообладателя (пользователя) подписанного акта проверки;
2)Внесение в акт проверки информации о неполучении от правообладателя (пользователя) подписанного акта проверки в установленный срок.
По результатам проведения проверки в целях устранения выявленных нарушений структурное подразделение Росимущества, ответственное за проведение проверки, территориальный орган Росимущества готовит и направляет, в том числе, предписание об устранении выявленных нарушений в адрес соответствующего правообладателя (пользователя) о необходимости устранения выявленных нарушений (п.3.40).
С учетом изложенного, обязательное для исполнения предписание государственного органа выносится после получения акта проверки проверяемым лицом.
Принимая во внимание, что в силу пункта 3.39 Административного регламента основанием для начала административной процедуры принятия мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности является получение подписанного акта проверки, который не устанавливает, не изменяет и не отменяет права и обязанности, не определяет меру ответственности, а носит информационный характер, поскольку содержит лишь информацию о выявленных нарушениях, суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем в части акт проверки от 31.05.2016г. № 5П/16 не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
То, что в акте проверки указаны сроки для устранения выявленных нарушений, не свидетельствует о том, что он обладает признаками властно-распорядительного характера, влекущим неблагоприятные последствия в случае неисполнения.
При изложенных обстоятельствах суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекращает производство в части требования о признании недействительным пунктов 1.6.2 и 1.6.3 акта проверки от 31.05.2016г. № 5П/16.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
В связи с тем, что стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, ее взыскание не производится.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва
Р Е Ш И Л:
Заявление Тывинской таможни удовлетворить частично.
Предписание Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки федерального имущества, от 30.06.2016г. № АС-01-1142/1 признать недействительным, как несоответствующий нормам действующего законодательства.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Тывинской таможни.
В части требования о признании недействительными пунктов 1.6.2, 1.6.3 акта проверки использования по назначению и обеспечение сохранности федерального имущества Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва от 31.05.2016г. № 5 П/16 производство прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Н.М. Хайдып