ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-243/21 от 19.04.2021 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

«23» апреля 2021года.

Дело № А69-243/21

Резолютивная часть  решения объявлена 19 апреля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доваадор А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес нахождения: 667000, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-эксплуатационный участок «Ангарский»  (ОГРН 1151719000730, ИНН 1701055761, адрес нахождения: 667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, д. 5)

о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 46 000 рублей

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 09.02.2021,

от ответчика – не явились,

установил:

Государственное учреждение – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва(далее – Территориальный орган ПФР, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищно-эксплуатационный участок «Ангарский» о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 46000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом, ранее им был представлен отзыв на заявление, в порядке статьи 131 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего дела.

За ноябрь 2018 года

10.12.2018, ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исхд) за ноябрь 2018 года в отношении 107 застрахованн(ого)ых лиц(а).

Далее, 15.01.2019 ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за ноябрь 2018 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а), в отношении которого сведения в форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2018 года не представлялись.

Территориальный орган ПФР установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за ноябрь 2018 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а) и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 04.03.2019 № 018S18190000270 и вынесено решение от 09.04.2019 № 018S1910000407, которым ответчик привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несвоевременность) в виде штрафа в размере 500 руб.

При этом о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении территориальный орган ПФР известил ответчика уведомлением от 04.03.2020, копия которого направлена ответчику по адресу места нахождения, что подтверждается реестром почтовых отправлений.

Требованием от 07.05.2019 №.№. 018S01190000386 территориальным органом ПФР предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа, в срок до 28.05.2019.

За июль 2020 года

11.08.2020, ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исхд) за июль 2020 года в отношении 81 застрахованн(ого)ых лиц(а).

Далее, 15.09.2020 ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за июль 2020 года в отношении 9 застрахованн(ого)ых лиц(а), в отношении которого сведения в форме СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года не представлялись.

Территориальный орган ПФР установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за июль 2020 года в отношении 9 застрахованн(ого)ых лиц(а) и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 21.09.2020 № 018S18200001829 и вынесено решение от 22.10.2020 № 018S19200001894, которым ответчик привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несвоевременность) в виде штрафа в размере 4 500 руб.

При этом о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении территориальный орган ПФР известил ответчика уведомлением от 21.09.2020, копия которого направлена ответчику по адресу места нахождения, что подтверждается реестром почтовых отправлений.

Требованием от 09.11.2020 №.№. 018S01200001794 территориальным органом ПФР предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа, в срок до 19.11.2020.

За август 2020 года

16.09.2020, ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года.

Территориальный орган ПФР установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года, и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 21.09.2020 № 018S18200001830 и вынесено решение от 22.10.2020 № 018S19200001893, которым ответчик привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несвоевременность) в виде штрафа в размере 500 руб.

При этом о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении территориальный орган ПФР известил ответчика уведомлением от 21.09.2020, копия которого направлена ответчику по адресу места нахождения, что подтверждается реестром почтовых отправлений.

Требованием от 09.11.2020 №.№. 018S01200001793 территориальным органом ПФР предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа, в срок до 19.11.2020.

17.09.2020, ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 81 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года.

Территориальный орган ПФР установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года в отношении 81 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года, и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 21.09.2020 № 018S18200001831 и вынесено решение от 22.10.2020 № 018S19200001892, которым ответчик привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несвоевременность) в виде штрафа в размере 40 500 руб.

При этом о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении территориальный орган ПФР известил ответчика уведомлением от 21.09.2020, копия которого направлена ответчику по адресу места нахождения, что подтверждается реестром почтовых отправлений.

Требованием от 09.11.2020 №.№. 018S01200001792 территориальным органом ПФР  предложено ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа, в срок до 19.11.2020.

Неисполнение ответчиком вышеперечисленных требований к установленному сроку явилось основанием для обращения территориального органа ПФР в арбитражный суд с заявлением о взыскании и обязательных платежей и санкций, в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя(часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в судебном порядке определено абзацем 17 статьи 17Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Кроме того, в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Ответчик зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда, действующем на территории Республики Тыва, в качестве страхователя, осуществляющего выплаты в пользу физических лиц, следовательно, заявитель обоснованно обратился в Арбитражный суд Республики Тыва(г.Кызыл) с заявлением о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, по месту нахождения ответчика(статья 35 АПК РФ).

При этом, по требованиям:

- от 07.05.2019 №.№. 018S01190000386, со сроком уплаты до 28.05.2019;

- от 09.11.2020 №.№. 018S01200001794, со сроком уплаты до 19.11.2020;

- от 09.11.2020 №.№. 018S01200001793, со сроком уплаты до 19.11.2020;

- от 09.11.2020 №.№. 018S01200001792, со сроком уплаты до 19.11.2020, с учётом положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ, территориальным органом ПФР сроки обращения в суд, с требованием о взыскании с ответчика спорных сумм финансовых санкций, соблюдены. 

Территориальный орган ПФР просит взыскать с ответчика финансовые санкции, наложенные в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.   

Часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ является бланкетной и отсылает к положениям законодательства об обязательном пенсионном страховании, а именно:

- Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

- постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "сведения о застрахованных лицах";

- Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н(действовавшей в спорный период);

- Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н(действовавшей в спорный период).

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192 п.

С 27.07.2020, к спорным правоотношениям применяются положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н.

Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".

Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".

Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:

- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,

- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

За ноябрь 2018 года

Из материалов дела следует, что 10.12.2018, ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исхд) за ноябрь 2018 года в отношении 107 застрахованн(ого)ых лиц(а).

Далее, 15.01.2019 ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за ноябрь 2018 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а), в отношении которого сведения в форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2018 года не представлялись.

Территориальный орган ПФР установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за ноябрь 2018 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а) и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 04.03.2019 № 018S18190000270 и вынесено решение от 09.04.2019 № 018S1910000407, которым ответчик привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несвоевременность) в виде штрафа в размере 500 руб.

Вместе с тем, территориальным органом ПФР не учтено, что в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, Верховный Суд Российской Федерации отметил следующее.

В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.

То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.

Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за ноябрь 2018 года по форме СЗВ-СТАЖ(доп), при отсутствии уведомления территориального органа ПФР об устранении имеющихся расхождений, ответчик реализовал своё право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.

Таким образом, у заявителя отсутствовали основания для применения к ответчику финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

За июль 2020 года("Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) в отношении 9 застрахованных лиц) и август 2020 года("Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) в отношении 81 застрахованных лиц)

Из материалов дела следует, что 11.08.2020, ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исхд) за июль 2020 года в отношении 81 застрахованн(ого)ых лиц(а).

Далее, 15.09.2020 ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за июль 2020 года в отношении 9 застрахованн(ого)ых лиц(а), в отношении которого сведения в форме СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года не представлялись.

Территориальный орган ПФР установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за июль 2020 года в отношении 9 застрахованн(ого)ых лиц(а) и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 21.09.2020 № 018S18200001829 и вынесено решение от 22.10.2020 № 018S19200001894, которым ответчик привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несвоевременность) в виде штрафа в размере 4 500 руб.

Кроме того, 17.09.2020, ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 81 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года.

Территориальный орган ПФР установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года в отношении 81 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года, и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 21.09.2020 № 018S18200001831 и вынесено решение от 22.10.2020 № 018S19200001892, которым ответчик привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несвоевременность) в виде штрафа в размере 40 500 руб.

В судебном заседании представитель территориального органа ПФР дополнительно сослался на абз.4 пункта 40 Инструкции № 211н.

Вместе с тем, территориальным органом ПФР не следующее.

До представления(17.09.2020) ответчиком в территориальный орган ПФР "Сведений о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 81 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года, 16.09.2020 ответчик уже представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года.

Как предусмотрено пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н и действующей с 27.07.2020 (далее также - Инструкция № 211н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В абзаце втором пункта 40 Инструкции № 211н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются; в данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (абзац третий пункта 40 Инструкции № 211н).

Действительно, как отмечает представитель территориального органа ПФР, исходя из абзаца четвертого пункта 40 Инструкции № 211н, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

Однако, следует учитывать, что Федеральный закон № 27-ФЗ и Инструкция № 766н и Инструкция № 211н, не предусматривали и не предусматривают ограничений по количеству направляемых страхователей исправленных сведений в территориальный орган внебюджетного фонда, исправление, дополнение ранее представленных страхователем сведений само по себе не свидетельствует о превышении установленного срока предоставления отчетности и совершении нарушения.

Статьёй 19 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утверждённой приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, определен предмет её правовой регламентации, и эта Инструкция, являясь подзаконным нормативно-правовым актом, не может расширять основания наступления ответственности и состав правонарушения.

Публичная ответственность за совершение правонарушений может устанавливаться только законом (подпункт «е» пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

 Правовые нормы, предусматривающие публичную ответственность, не подлежат расширительному толкованию; расширительное толкование правовой нормы о публичной ответственности (расширение состава правонарушения) является недопустимым с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов. Соответствующие правовые позиции отражены в сохраняющих актуальность постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.03.2001 № 8651/00, от 05.03.2002 № 8445/01, от 09.07.2013 № 1299/13, пункт 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Следовательно, правовая позиция территориального органа ПФР, основанная на Инструкции № 211н(абз.4 пункта 40), по сути, лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным. Реализация предусмотренного статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ правомочия на исправление, дополнение сведений о застрахованных лицах не может сопровождаться негативными правовыми последствиями в виде применения финансовых санкций.

Таким образом, по факту представления ответчиком "Сведений о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп):

- за июль 2020 года в отношении 9 застрахованн(ого)ых лиц(а);

- за август 2020 года в отношении 81 застрахованн(ого)ых лиц(а), у заявителя отсутствовали основания для применения к ответчику финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

За август 2020 года("Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 1 застрахованного лица)

16.09.2020, ответчик представил в территориальный орган ПФР "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года, в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года.

Территориальный орган ПФР установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а), без представления  сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года, и квалифицировав данное обстоятельство как "несвоевременность", пришёл к выводу о нарушении ответчиком требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 21.09.2020 № 018S18200001830 и вынесено решение от 22.10.2020 № 018S19200001893, которым ответчик привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за несвоевременность) в виде штрафа в размере 500 руб.

Арбитражный суд учитывает, что с 01.01.2017 отношения, связанные исчислением и уплатой страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, нормативно регламентируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), что также предполагает применения положений глав 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответственно, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании; к указанным правоотношениям применимы, в частности, положения глав 14, 15 НК РФ.

Соответствующая сохраняющая актуальность правовая позиция изложена в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

Исходя из положений статей 101, 101.4, 106, 108, 110 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 13 АПК РФ), привлекая ответчика к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, территориальный орган ПФР должен не только констатировать факт представления "некорректных" сведений(отсутствие сведений по форме СЗВ-М (исхд) за август 2020 года), существо правонарушения, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность привлекаемого к ответственности лица (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные в Постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 14.07.2003 № 12-П).

В нарушение вышеприведённых норм закона, ни акт проверки, ни решение территориального органа ПФР не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, сведений о виновных противоправных ошибках, допущенных страхователем.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

С учётом изложенного, по факту представления ответчиком "Сведений о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за август 2020 года в отношении 1 застрахованн(ого)ых лиц(а), не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления Государственного учреждения – Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***> отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Тыва в месячный срок со дня его принятия.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  А.М.Ханды