ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2454/15 от 22.10.2015 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

000 , г. Кызыл, ул. Кочетова, дом 91

             Именем Российской Федерации

            Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                                                    Дело № А69-2454/2015

26 октября 2015 года                                                                             

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2015 года. Полный текст решения изготовлен 26 октября 2015 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи А.М. Ханды при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Калбак А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Тываэнергосбыт» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Тыва о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.08.2015г. № 505,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 18.09.2015,

от административного органа: ФИО2, представителя по доверенности от 17.02.2015 №151,

установил:

Открытое акционерное общество «Тываэнергосбыт» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Тыва   (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.08.2015г. № 505.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель общества в судебном заседании, поддержав заявленные требования, изложенные в заявлении в полном объеме, просил суд отменить постановление от 25.08.2015г. № 505 по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа не согласился с заявленными требованиями  по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее обстоятельства настоящего спора.

Согласно свидетельству серии 17 № 000420890 Общество 25.10.2006г. поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва за основным государственным регистрационным номером 1061701024065.

Как следует из материалов дела, 29 июня 2015 года в Управление поступило заявление ФИО3 о том, что 09.06.2015г. и 25.06.2015 у него перегорели электроприборы вследствие аварийного отключения электричества, по которому проведена проверка, в ходе которой было установлено, что согласно записям в оперативном журнале оперативно-диспетчерской службы ОАО «Тываэнерго»,  09.06.2015 года зафиксирован обрыв проводов автомобилем "КАМАЗ(рег.номер установить не удалось) на перекрёстке улицы Пионерская и пер.Гайдара на ВЛ-0,4 кВ Л-1/344 ТП № 344, который был устранён 09.06.2015 в 16 час.40 мин., о чём был составлен акт проверки от 04.08.2015.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа в присутствии представителя общества по доверенности ФИО4 составило протокол об административном правонарушении от 04.08.2015г. № 505.

На основании указанного протокола и.о.руководителя Управления вынес постановление от 25.08.2015г. № 505 о привлечении Общества к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считая указанное постановление незаконным, Акционерное общество «Тываэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконными и отмене.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражным судом установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 28.3, частью 1 статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 1 раздела 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 322, Приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011г. № 40 "Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", протокол об административных правонарушениях от 22.07.2015г. № 430 составлен, постановление по делам об административных правонарушениях от 25.08.2015г. № 430 вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов дела следует, что административным органом в ходе административного расследования установлено, что Акционерным обществом «Тываэнергосбыт» в нарушение пп. «д» п. 2, пп. «а», «к» пункта 31, п. 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011г. № 354, допущены нарушения прав потребителя, а именно вследствие оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества перегорели электроприборы потребителей, также общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировал потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг. Как следует из письма ОАО «Тываэнерго» 09.06.2015 года зафиксирован обрыв проводов автомобилем "КАМАЗ(рег.номер установить не удалось) на перекрёстке улицы Пионерская и пер.Гайдара на ВЛ-0,4 кВ Л-1/344 ТП № 344, который был устранён 09.06.2015 в 16 час.40 мин..

Административный орган квалифицировал указанные нарушения по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд, исследовав материалы дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о неверной квалификации установленного Управлением Роспотребнадзора нарушения в виде оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества, исходя из следующего.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов(далее - Правила от 06.05.2011 N 354), нарушение требований которых вменяется обществу.

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно абзацу девятому пункта 2 Правил N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

К коммунальным ресурсам данные Правила № 354 относят в том числе и электрическую энергию(абзац десятый пункта 2).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно подпункту "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в ГОСТ Р51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, ГОСТ 32144-2013, ГОСТ 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергией. Номинальные напряжения до 1000 В", утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576.

В соответствии с пунктом 3 ГОСТ 21128-83 номинальные напряжения на выходе систем электроснабжения, источников и преобразователей электрической энергии, номинальные напряжения сетей и на выводах непосредственно присоединяемых к ним приемников электрической энергии должны соответствовать 220 В.

Пунктом 149 Правил N 354 установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Допущенные нарушения при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ(нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами).

Указанный состав административного правонарушения обладает специальным характером по отношению к составу правонарушения, предусмотренному статьёй 14.4 КоАП РФ, имеющему в качестве объекта посягательства качество услуг в целом без учета сферы их оказания.

Следовательно, вывод административного органа том, что установленное бездействие общества образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является неправильным.

Кроме того, обществу вменяется несоблюдение требований подпункта "к" пункта 31 Правил № 354, согласно которым исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) на качество предоставления коммунальных услуг обязан направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа, что по мнению административного органа также охватывается диспозицией частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Как было указано выше, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Следовательно, для привлечения к ответственности по данной статье административного закона необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг. 

Однако, в оспариваемом постановлении административным органом указано, что общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителей о причинах нарушения качества коммунальных услуг, в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы потребителей не направило потребителям ответа об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявлений с указанием причин отказа.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1).

Применительно к коммунальным услугам состав и способы доведения информации до потребителя предусмотрены Правилами № 354.

Подпунктом "к" пункта 31 Правил № 354 на исполнителя коммунальных услуг, в том числе, возложена обязанность по направлению потребителю в течении 3 рабочих дней ответа об удовлетворении жалобы(заявления, требования и претензии) на качество предоставления коммунальных услуг либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

Системное толкование приведенных норм материального права свидетельствует о том, что потребитель электроэнергии имеет право на получение информации о качестве предоставления коммунальных услуг, то есть информации об услуге, вследствие чего общество обязано как исполнитель предоставить такую информацию потребителю.

Действия или бездействие, в том числе исполнителя коммунальных услуг, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации охватываются диспозицией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку нарушают права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой им услуге, а значит образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а не частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, как указал административный орган.

В силу пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если суд при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности установит, что данное постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.

При указанных обстоятельствах, у арбитражного суда имеются предусмотренные частью 2 статьи 211Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания оспариваемого постановления незаконным.

Нарушения порядка привлечения к административной ответственности арбитражным судом не установлены и обществом не заявлены, поскольку и протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии представителя общества.  

В связи с тем, что заявления об оспаривании решения о привлечении к административное ответственности государственной пошлиной не облагаются, ее взыскание не производится.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд   

Р Е Ш И Л:

постановление по делу об административном правонарушении от 25.08.2015 № 505, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Тыва признать незаконным и отменить его полностью.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней в Третий арбитражный апелляционный суд со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.

          Судья                                                                                                           А.М.Ханды