ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-25/19 от 21.03.2019 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                            

                                Дело № А69-25/2019

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2019 года. Полный текст решения изготовлен 25 марта 2019 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ажи В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сарыг-оол Ш.О., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства экономики Республики Тыва к обществу с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» (ИНН-<***>, ОГРН-<***>, <...>) о взыскании в бюджет Республики Тыва денежные средства, предоставленные в виде гранта в размере 1 800 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 279 776 руб. 71 коп., 

при участии в судебном заседании:

истца - ФИО1  по доверенности от 31.10.2018,

установил:

Министерство экономики Республики Тыва (далее - министерство, истец) обратилось в  Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» (далее – общество, ответчик) о взыскании в бюджет Республики Тыва денежные средства, предоставленные в виде гранта в размере 1 800 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 279 776 руб. 71 коп.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается распиской от  26.02.2019.

В судебном заседании представитель истца поддержала иск в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчиком отзыв не представлен, требования к ответчику изложенные в определении суда от 26.02.2019 обществом не исполнено.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «Гарант-Строй» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.02.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва, имеет ИНН - <***>.

Между Министерством и Общество 17 декабря 2015 года заключено соглашение № 30-грант-15 о предоставлении и целевом использовании средств гранта Главы – Председателя Правительства Республики Тыва с целью реализации бизнес-проекта «Организация деревообрабатывающего цеха».

В соответствии с пунктом 2.2 соглашения грант реализуется  в соответствии со сметой расходов на реализацию гранта (приложение № 1 к соглашению), который не может быть изменен Грантодателем или Грантополучателем в одностороннем порядке.

Сумма гранта составляет 1 800 000 рублей ( п. 3.1 соглашения).

Согласно смете расходов на реализацию бизнес-проекта «Организация деревообрабатывающего цеха» необходимо было произвести закупку следующего оборудования:

За счет государственной поддержки в размере 1 800 000 руб.:

- оцилиндровочный станок – 200 000 руб.;

- ленточная пилорама – 150 000 руб.;

- универсальный деревообрабатывающий станок УДС-200 – 150 000руб.;

- сушилка – 300 000 руб.;

- таль – 50 000 руб.;

- трехпильный кромкообрезной станок – 300 000 руб.;

- распиловочный комплекс – 350 000 руб.;

- пилорама Р-67 – 350 000 руб.

За счет собственных средств общества в размере  270 000 руб.:

- строительно-монтажные работы – 60 000 руб.;

- бункеры хранения опилок, стружки – 10 000 руб.;

-автопогрузчик ЛАВ – 200 000 руб.

         Таким образом, получатель гранта ООО «Гарант-Строй» согласно смете расходов приняло обязательство по организации деревообрабатывающего цеха путем производства строительно-монтажных работ, закупки оборудования для его деятельности на общую сумму 2 070 000 руб., из них 1 800 000 руб. - средства господдержки, 270 000 руб. - собственные средства.

Министерством денежные средства перечислены на счет общества в полном объеме платежным поручением от 17.12.2015 № 255329.

В соответствии с пунктом 6.1.1. соглашения общество первый текущий (промежуточный) письменный отчет предоставляет по истечении 2 месяцев с даты получения средств гранта, второй текущий (промежуточный) письменный отчет – не позднее 6 (шести) месяцев с даты получения средств гранта; итоговый письменный отчет предоставляет не позднее 12 (двенадцати) месяцев с даты получения средств.

Однако, согласно протокола выездной проверки к получателю государственной поддержки ООО «Гарант-Строй» на организацию деревообрабатывающего цеха от 14.12.2018, предприятие деятельность не осуществляет, со слов директора общества проект не реализован, средства гранта направлены на оплату долгов ОАО «Юрта», оставшиеся средства направлены на расходы общества. 

В адрес общества министерством направлялось  уведомление о выполнении условий соглашения.  В связи с неисполнением уведомления обществу требованием от 07.12.2018 предложено в добровольном порядке вернуть средства гранта в течение 30 календарных дней с момента получения требования.

Неисполнение требования о возврате денежных средств в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Предметом рассматриваемого иска является требование о взыскании бюджетного гранта, использованного с нарушением условий его предоставления.

Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в частности, финансовую поддержку таких субъектов и организаций (часть 1).

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий (часть 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).

Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (далее - субсидии) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 13.08.2014 № 398 (действовало в период выдачи средств гранта) утверждено Положение о предоставлении государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва (далее – Положение), согласно которому определены категории и критерии отбора претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления государственной поддержки и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

 В соответствии с п. 7.1. Положения Гранты Главы - Председателя Правительства Республики Тыва (далее - гранты) - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на финансирование расходов, связанных с реализацией бизнес-плана на создание и развитие бизнеса на территории Республики Тыва. Преимущественным правом при предоставлении гранта пользуются субъекты малого и среднего предпринимательства, занимающиеся производственной деятельностью в сельской местности.

Уполномоченный орган заключает с заявителем, признанным победителем конкурсного отбора на получение субсидии, Соглашение, предусматривающее условия, сроки предоставления субсидии, права, обязанности и ответственность сторон, а также условия и сроки представления отчетности.

Согласно соглашению № 30-грант-15 от 17.12.2015, заключенному сторонами,   грант в сумме 1 800 000 рублей предоставлен обществу для реализации бизнес-проекта «Организация деревообрабатывающего цеха».

Пунктом 5.2. Соглашения Грантополучатель обязался:

не позднее двух рабочих дней со дня поступления на его счет гранта от Грантодателя уведомить Грантодателя о получении гранта;

обеспечить целевое использование средств гранта, определенное Соглашением, и в соответствии со сметой расходов (приложение № 1 к соглашению);

обеспечить софинансирование реализации проекта за счет собственных средств в соответствии с приложением № 1 к соглашению;

осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 3 лет с момента получения гранта.

представлять Грантодателю отчетность по форме и в сроки, установленные Соглашением;

не изменять произвольно назначение статей сметы, утвержденной в приложении № 1 к Соглашению:

вести раздельный учет средств и имущества, полученных на основе Соглашения, от других средств и имущества, которыми он владеет и пользуется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:

обеспечить доходную деятельность по проекту;

обеспечить реализацию работ, определенных сметой расходов в полном объеме и в установленные Соглашением сроки;

представлять отчеты в статистические и налоговые органы по месту регистрации в сроки, установленные действующим законодательством;

обеспечить условия для создания новых рабочих мест, в том числе для зарегистрированных безработных граждан, в количестве не менее 8 единиц;

установить заработную плату наемным работникам не ниже величины прожиточного минимума, установленного действующим законодательством;

обеспечить положительную динамику по налоговым выплатам и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;

своевременно информировать Министерство о внесении изменений в учредительные документы, адреса, контактные телефоны и иные данные, относящиеся к исполнению обязательств по Соглашению;

возвратить средства гранта в республиканский бюджет (Министерству) в полном объеме в течение одного месяца в случае нецелевого и (или) неэффективного использования средств гранта до судебного взыскания данных средств;

незамедлительно информировать Грантодателя об обнаруженной Грантополучателем невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работ по проекту. В случае принятия решения Градодателем решения о возврате гранта осуществить возврат гранта в порядке, предусмотренном в пункте 5.2.15 Соглашения.

Пунктом 10.3. и 10.4. Положения 1 (действовавшего  с 13.08.2014 по 01.01.2018) предусмотрено, что в случае выявления факта нецелевого и (или) неэффективного использования субсидии, а также иных условий, установленных при ее предоставлении, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента обнаружения нарушений направляет получателю письменное уведомление с требованием возврата в республиканский бюджет Республики Тыва суммы субсидии с указанием платежных реквизитов возврата, а также в течение 30 календарных дней с даты получения письменного уведомления получатель обязан осуществить возврат субсидии по платежным реквизитам, указанным в уведомлении, либо представить подтверждающие документы об отсутствии нарушений.

Материалами дела, а именно: протоколом выездной проверки к получателю государственной поддержки ООО «Гарант-Строй» на организацию деревообрабатывающего цеха от 14.12.2018, платежными поручениями от 29.01.2016 № 19, № 20, 21, от 23.0.92016 № 91, № 93, № 94, № 95, № 96, № 97, от 28.09.2016 № 105, № 106, № 107, от 09.01.2017 № 3, от 18.01.2017 № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, от 09.02.2017 № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19, № 20, а также пояснениями директора общества в судебном заседании подтверждается, что средства гранта использованы не по целевому назначению, а направлены на оплату долгов ОАО «Юрта», оставшиеся средства направлены на расходы общества.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что истцом подтверждено нарушение ответчиком условий соглашения, не представлены отчеты об использовании средств гранта по целевому назначению и эффективному использованию, возврат гранта в добровольном порядке не осуществлен.

Истцом заявлено о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 279 776 руб. 71 коп.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ или услуг, фактически получая денежные средств из бюджета, не является "получателем бюджетных средств" в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.

Требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, предусмотрены в части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса.

Так, в случае отсутствия подтверждающих документов, а также отказа от добровольного возврата субсидии, средства подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (п. 10.5. Положения).

Бюджетный кодекс не предусматривает начисления процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.

Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашения от 17.12.2015 № 30-грант-15 о предоставлении субсидии и целевом использовании средств гранта Главы-Председателя Правительства Республики Тыва могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Тот факт, что денежные средства в сумме 1 800 000 руб. были израсходованы обществом не по целевому назначению, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.

В силу пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что разделом 7 соглашения, заключенного сторонами, предусмотрена ответственность общества за использование субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, следует признать, что требование министерства о взыскании с общества процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным.

Судом, представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 279 776 руб. 71 коп., проверен и признан верным.

Таким образом, требование истца подлежит удовлетворению в полном объеме.

Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Поскольку ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, сумма государственной пошлины в размере 33 398 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 и 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» (ИНН-<***>, ОГРН-<***>, <...>) в пользу Министерства экономики Республики Тыва (дата регистрации 02.03.2005, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: <...>) бюджетные средства, предоставленные в виде гранта, в размере 1 800 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 279 776 рублей 71 копейки, всего в общей сумме 2 079 776 рублей 71 копейка.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 33 398 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                                          В.А. Ажи