Арбитражный суд Республики Тыва
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. КызылДело № А69-2912/06-11
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2007 года. Полный текст решения изготовлен 25 мая 2007 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Ажи В.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ажи В.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Двина» о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва №НЗ-078 от 14.08.2006г. о привлечении к административной ответственности,
при участии представителей:
от заявителя: Сапелкина Е.Н. по ордеру № 115 от 16.05.2007г.,
от ответчика: Чемезов Р.В. по доверенности ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее-ООО) «Двина» обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва (далее – Росприроднадзор) №НЗ-078 от 14.08.2006г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель ООО «Двина» полностью поддерживает требования, изложенные в заявлении, и пояснила, что в протоколе ООО «Двина» не организовало и не содержит вокруг скважины зону строгого санитарного режима, вокруг скважины имеются промасленные детали, запчасти, ветошь. Эта скважина находится в закрытом помещении, имеющим ограниченный доступ, и проверяющим не осматривалась.
Контроль за учетом забора подземных вод и за предоставлением отчетов по ним не входит в компетенцию Росприроднадзора, также не входит в компетенцию привлечение к ответственности за задолженность по водному налогу.
Также протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя ООО «Двина».
Представитель Росприроднадзора требования заявителя считает необоснованным, пояснил, что в соответствии со ст.22 Закона «О недрах» ООО «Двина» обязано представлять информацию по использованию недр в соответствии с лицензионным соглашением, также одним условием недропользования является своевременная уплата налога за пользование недрами, уплата которого подлежит контролю со стороны Росприроднадзора, ссылки заявителя в отношении ненадлежащего извещения ООО «Двина» о рассмотрении административного дела безосновательны.
Заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
ООО «Двина», зарегистрировано 11.06.2003 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Республике Тыва в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1031700727607, о чем выдано свидетельство серия 17 № 000208751.
Росприроднадзором, на основании распоряжения от 03.07.2006 № 76, с 03 июля по 02 августа 2006 года, проведена проверка соблюдения ООО «Двина» требований законодательства РФ в сфере природопользования.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ООО «Двина» с ноября 2003 года до момента проверки осуществляет пользование недрами (подземными водами) с нарушением условий, предусмотренных разрешением(лицензией) КЗЛ 00298, в частности нарушаются:
1) пп. 3.2.2. п.3 лицензионного соглашения к лицензии КЗЛ 00298 ВЭ не ведется учет забора подземных вод, отсутствует журнал учета забора воды по скважине № 3265;
2) пп. 3.2.3 п.3 лицензионного соглашения к лицензии КЗЛ 00298 ВЭ – не представляются в Территориальный отдел водных ресурсов по республике Тыва ежегодный отчет по учету использования подземных вод по форме 2-ПТ(водхоз);
3) пп. 3.2.4. п.3 лицензионного соглашения к лицензии КЗЛ 00298 ВЭ – не организована и не содержится в соответствии с техническими и санитарными требованиями зона строгого санитарного режима(первый пояс ЗСО) скважины № 3265, на водосборной площади данной скважины(в пределах зоны строгого санитарного режима), установлено наличие промасленных запчастей, деталей и ветоши;
4) пп. 4.1 п.4 лицензионного соглашения к лицензии КЗЛ 00298 ВЭ – задолженность за пользование подземными водами(водный налог) по состоянию на 26.07.2006 составляет 400 руб.(справка ИФНС России № 2 от 27.06.2006 № 3573), тем самым нарушены п.3.2.1.2.СанПин 2.1.4.1110-02; п.6 ст.23, п.10 ч.2 ст.22, п.11 ст.23 Закона РФ «О недрах»; ст.92, ст.107 Водного кодекса РФ, о чем был составлен акт от 31.07.2006 № НЗ-078.
31 июля 2006 года, Росприроднадзором, в отношении ООО «Двина», был составлен протокол об административном правонарушении № НЗ-078 по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
14 августа 2006 года, постановлением Росприроднадзора № НЗ-078 ООО «Двина» было привлечено к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда (30 000 руб.).
ООО «Двина» не согласившись с настоящим постановлением о привлечении к административной ответственности обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992г. N 2395-1 "О недрах" в компетенцию органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входит государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, МПР России является федеральным органом управления государственным фондом недр, а также организует и обеспечивает государственное геологическое изучение недр территории РФ и ее континентального шельфа.
Согласно пп.9 п.7 Положения МПР России рассматривает дела об административных правонарушениях, а также предъявляет в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного недрам. Исчерпывающий перечень полномочий МПР России по управлению государственным фондом недр определен пп. 20 - 31 п. 6 указанного Положения.
Кроме того, в силу статьи 23.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно пунктам 1, 2, 5.1.3., 5.1.5. Постановления Правительства РФ N 400 от 30.07.2004 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 N 370" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет свои полномочия по контролю и надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и в силу пункта 6.6. вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Следовательно, должностные лица Росприроднадзора, правомочны проводить проверки осуществления пользования недрами, составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О недрах" право владельца на пользование участком недр в определенных границах удостоверяется лицензией.
Лица, виновные в нарушении федерального законодательства о недрах, привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 7.3 Кодекса пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность настоящим Кодексом, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков и в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. При этом невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что ООО «Двина» привлечено к ответственности по статье 7.3 КоАП РФ за нарушение условий лицензии, выразившееся в непредставлении отчета по учету водопользования подземных вод по форме 2-ТП в Территориальный отдел водных ресурсов по республике Тыва и за наличие задолженности по водному налогу по состоянию на 26.07.2006.
Согласно Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12.08.1998г. № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами», с учетом изменений, внесенных Приказом МНС РФ от 15.02.2002г. № БГ-3-21/71, при осуществлении контроля используется, в том числе, государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП (возхоз) «Отчет об использовании воды».
Форма 2-ТП (водхоз), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 13.11.2000г. №110, устанавливает для юридических лиц, их обособленных подразделений, осуществляющих водопользование, срок для представления Территориальному органу МПР России сведений об использовании воды в определенно указанные сроки, а именно 10 января.
Подпунктом 3.2.3 лицензионного соглашения, которое является приложением к лицензии КЗЛ 00298 ВЭ установлено, что недропользователь обязан направлять ежегодно отчет по учету использования подземных вод по форме 2-ТП в срок до 1 декабря текущего года в Водный отдел УПР по Республике Тыва.
Срок давности привлечения за данное нарушение истек, так как отчет по учету использования подземных вод по форме 2-ТП должен быть предоставлен до 10 января 2006г., следовательно, вменяемое ООО «Двина» правонарушение совершено и окончено в 2005 году - по окончании отчетного периода, постановление о привлечении заявителя к административной ответственности принято 14.08.2006, то есть в отношении правонарушения, совершенного в 2005 году, за пределами срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 4 статьи 43 Закона Российской Федерации "О недрах" регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
Подпунктом 4.1 п.4 лицензионного соглашения, установлено, что недропользователь обязан осуществлять внесение всех видов налогов и платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Неуплата установленного пунктом 4 статьи 43 Закона Российской Федерации «О недрах» платежа в установленный срок является нарушением лицензионного соглашения, суд считает, что наличие такого условия в данном соглашении нарушает права ООО «Двина», поскольку подразумевает два наказания за одно и то же правонарушение – по налоговому законодательству и за неисполнение указанного условия лицензионного соглашения.
В лаве 25.2 Налогового кодекса РФ установлен порядок исчисления и уплаты водного налога и согласно главе 14 Налогового кодекса РФ и пункту 26 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12.08.1998г. №46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» контроль за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью внесения платы осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" (с изменениями и дополнениями) и иными законодательными актами Российской Федерации.
В связи с этим за неуплату водного налога заявитель не может быть подвергнут штрафу по ст. 7.3. КоАП РФ.
В оспариваемом постановлении привлечение ООО «Двина» за нарушение пп.3.2.4 п.3 лицензионного соглашения, выразившееся в неорганизации и несодержании в соответствии с техническими и санитарными требованиями зоны строгого санитарного режима скважины № 3265 произведено по основаниям: нарушены п.3.2.1.2 СанПин 2.1.4.1110-02, п.10 ч.2 ст. 22, п.6 ст. 23, п.11 ст. 23 Закона «О недрах», ст.ст. 92 и 107 Водного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3.2.1.2 Постановления Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.03.2002г. № 10 о введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПин 2.1.4.1110-02» предусмотрено, что не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещения жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Примененные нормы ст.ст. 92 и 107 Водного кодекса Российской Федерации утратили силу с 1 января 2007г. в связи с введением Водного кодекса Российской Федерации (03.06.2006г. № 74-ФЗ).
Вместе с тем, Росприроднадзором не представлены доказательства о нарушении пп. 3.2.4. п.3 лицензионного соглашения к лицензии КЗЛ 00298 ВЭ – не организована и не содержится в соответствии с техническими и санитарными требованиями зона строгого санитарного режима(первый пояс ЗСО) скважины № 3265, на водосборной площади данной скважины(в пределах зоны строгого санитарного режима), установлено наличие промасленных запчастей, деталей и ветоши.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Росприроднадзор неправильно квалифицировало состав совершенного ООО «Двина» административного правонарушения.
Росприроднадзором ООО «Двина» правомерно привлечено к административной ответственности за нарушение пп. 3.2.2 п. 3 лицензионного соглашения за отсутствие учета забора подземных вод, который фиксируется в журнале учета воды по скважине № 3265. Заявителем не представлены доказательства неправомерности привлечения по этому основанию.
Ссылка ООО «Диана» на допущенные Росприроднадзором нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, связанные с ненадлежащим уведомлением законного представителя о дате и времени составления протокола об административном правонарушении № НЗ-078 от 31.07.2006г. суд считает необоснованным, поскольку, из указанного протокола и приложения к протоколу следует, что о рассмотрении материалов 14.08.2006г. в 11 часов директор ООО «Двина» был извещен, о чем свидетельствует его подпись в протоколе.
Таким образом, заявление ООО «Двина» следует удовлетворить в части.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить заявление Общества с ограниченной ответственностью «Двина» о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва №НЗ-078 от 14.08.2006г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления нарушений – нарушений условий, предусмотренных разрешением (лицензией) КЗЛ 00298 ВЭ
-2.) подпункта 3.2.3 пункта 3 лицензионного соглашения к лицензии КЗЛ 00298 ВЭ – не предоставляется в Территориальный отдел водных ресурсов по Республике Тыва ежегодный отчет по учету использования подземных вод по форме 2-ПТ (водхоз);
-3.) подпункта 3.2.4 пункта 3 лицензионного соглашения к лицензии КЗЛ 00298 ВЭ – неорганизованна и не содержится в соответствии с техническими санитарными требованиями зона строгого санитарного режима (первый пояс ЗСО) скважины №3265, на водосборной площади данной скважины (в пределах зоны строгого санитарного режима), установлено наличие промасленных запчастей, деталей и ветоши;
-4.) подпункта 4.1. пункта 4 лицензионного соглашения к лицензии КЗЛ 00298 ВЭ – задолженность за пользование подземными водами (водный налог) по состоянию на 26.07.2006г. составляет 400 рублей (справка ИФНС России №2 от 27.07.2006г. №3573); -нарушения пункта 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02;
-нарушения п.10 ст. 22, п.11 ст.23 Закона РФ «О недрах»,
-нарушения ст.92, ст.107 Водного кодекса РФ.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Ажи В. А.