ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2969/17 от 14.12.2017 АС Республики Тыва

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ул. Кочетова, д. 91, г.Кызыл, Республика Тыва, 667000

телефон для справок: (394-22) 2-11-96, е-mail: info@tyva.arbitr.ru; http://tyva.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-2969/2017

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2017 года. Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доваадор А.А. с использованием средства аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (ОГРН 1041700508475, ИНН 1701036423) к Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (ОГРН 1111719000447, ИНН 1701048852) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 25 октября 2017 г.,

при участии в судебном заседании: Допуй-оол А.А. – представителя заявителя по доверенности от 05.12.2017,

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (далее – ГУП РТ «УК ТЭК 4», предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции строительного надзора Республики Тыва (далее – Служба, административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 25 октября 2017 года.

Дело рассматривается в открытом судебном заседании в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. 123, ч. 3 ст. 156, п. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 16.11.2017 г. № 77744 и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя) а также имеется публичное извещение о времени и месте рассмотрения заявления на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва в сети Интернет по адресу: http://tyva.arbitr.ru (портал Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации: http:www.arbitr.ru)..

Представитель предприятия в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования в полном объеме и пояснил, что административным органом не доказано событие вменяемого заявителю правонарушения, поскольку согласно постановлению от 19.09.2017 № 428 Администрацией г. Ак-Довурака Республики Тыва отопительный период в городе Ак-Довураке начат с 28 сентября 2017, поэтому заявитель не мог приостановить подачу тепловой энергии в многоквартирный дом. По указанным основаниям предприятие просит суд удовлетворить заявленные требования и отменить оспариваемое постановление.

Службой представлен отзыв на заявление, где указано на несогласие с заявленными требованиями предприятия. Как полагает административный орган, предприятием, осуществляющего в г. Ак-Довурак теплоснабжение и горячее водоснабжение в многоквартирные дома, допущено правонарушение, выразившееся в приостановлении подачи тепловой энергии в жилом доме, находящегося по адресу: г. Ак-Довурак, ул. Фестивальная, д. 7, кв. 2, что является прямым нарушением требований действующего законодательства. По мнению Службы, факт совершения заявителем правонарушения подтверждается материалами административного дела по оспариваемому постановлении, процедура привлечения предприятия к административной ответственности соблюдена, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, арбитражный суд установил:

Как следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) № 1111719000447, (ИНН 1701048852).

Как следует из материалов дела, на основании заявления гражданки Ховалыг З.Ы. Прокуратурой Барун-Хемчикского района в отношении ГУП РТ «УК ТЭК 4» проведена внеплановая проверка, по результатам которого прокуратурой составлены рапорт от 09.01.2017 и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.10.2017, и отобраны объяснения у законного представителя предприятия Сарыглар Г.А., действующей на основании доверенности от 30.06.2017.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Барун-Хемчикского района направлено в Службу для рассмотрения постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и материалы административного дела в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ.

Уведомлением № 1656 от 19.10.2017 Служба уведомило предприятие о рассмотрении административного дела 25 октября 2017 в 11 час. 00 мин. впо адресу: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100, 4 этаж, кабинет руководителя.

25 октября 2017 И.о. руководителем Службы Тарый Л.Д. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым предприятие привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей.

ГУП РТ «УК ТЭК 4», полагая, что административный орган указанным постановлением нарушил права и законные интересы предприятия, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания при рассмотрении данного дела входят обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого решения, наличии соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдении установленного порядка привлечения к ответственности, сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возложена частью 4 названной нормы на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из материалов дела следует, что постановлением от 25.10.2017 ГУП РТ «УК ТЭК 4» привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде назначения административного штрафа в размере 5 000 руб.

Согласно статье 7.23 Кодекса нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса, является исполнитель коммунальной услуги.

При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.11.2017 следует, что основным видом деятельности ГУП РТ «УК ТЭК 4» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха ((код 35.30).

Сторонами не оспаривается, что ГУП РТ «УК ТЭК 4» является организацией, осуществляющей деятельность в сфере теплоснабжения и горячее водоснабжение многоквартирных домов и организации городского округа г. Ак-Довурак.

В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором на поставку тепловой энергии в горячей воде в квартиры (дома), находящимся в личном пользовании граждан, от 01.01.2016 № 17064, заключенным между ГУП РТ «УК ТЭК 4» и собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Ак-Довурак, ул. Фестивальная, д. 7, кв. 2, организация обязуется отпускать потребителю тепловую энергию и подачу горячей воды в необходимом количестве и надлежащем качестве.

Постановлением Службы от 25 октября 2017 заявителю вменено нарушение, выразившееся в приостановлении подачи тепловой энергии в жилом доме по адресу: г. Ак-Довурак, ул. Фестивальная, д. 7, кв. 2, что является нарушением п.п. «в» п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

В обоснование вменяемого правонарушения Службой представлены следующие документы: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.10.2017; заявление гражданки Ховалыг З.Ы. от 05.10.2017; акт подключения (отключения) отопительных приборов к центральной системе отопления от 21.09.2017; договор на поставку тепловой энергии в горячей воде в квартиры от 01.01.2016 № 1764; рапорт от 09.01.2017; объяснение представителя предприятия Сарыглар Г.А. от 11.10.2017; доверенность на Сарыглар Г.А. от 30.06.2017; извещение о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела и оспариваемое постановление.

Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что Службой не доказано событие административного правонарушения в силу следующего.

В соответствии с пунктами 6, 7 данных Правил договор отопления (теплоснабжения), заключенный с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных названными Правилами. Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Исходя из положения подпункта "в" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Порядок организации теплоснабжения потребителей, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808.

В силу пункта 70 данных Правил теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в случаях расторжения договоров теплоснабжения за исключением, в частности, случаев теплоснабжения граждан-потребителей.

Как следует из оспариваемого постановления, 04.04.2017 и 11.04.2017 ГУП РТ «УК ТЭК 4» направлены потребителю уведомления об ограничении (прекращении) подачи тепловой энергии и горячего воздуха.

Из материалов административного дела усматривается, что на основании заявления от 05.10.2017 гражданки Ховалыг З.Ы., проживающей по адресу: г. Ак-Довурак, ул. Фестивальная, д. 7, кв. 2, прокуратурой Барун-Хемчикского кожууна проведена проверка, по результатам которого составлен рапорт от 09.10.2017 и вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

То есть согласно представленным документам следует, что в период с 17 час. 00 мин. 21 сентября 2017 приостановлена подача тепловой энергии в жилой дом по адресу: г. Ак-Довурак, ул. Фестивальная, д.7, кв. 2.

При этом заявителем в материалы дела представлено постановление Администрации города Ак-Довурак Республики Тыва от 19.09.2017 № 428.

Указанным постановлением Администрацией г. Ак-Довурак принято решение о начале отопительного периода 2017/2018, а именно: начать отопительный период в г. Ак-Довураке с 28 сентября 2017.

То есть отопительный период в г. Ак-Довураке на 2017/2018 начат с 28 сентября 2017, при этом прокуратурой Барун-Хемчикского кожууна 11 октября 2017 проведена проверка требований законодательства о теплоснабжении, по результатам которой установлено приостановление подачи тепловой энергии в жилом доме.

Следовательно, вывод административных органов о нарушении предприятием пп. «в» п. 19 Правил, выразившейся в приостановлении подачи тепловой энергии в жилой дом, противоречит материалам дела, поскольку на момент проверки отопительный период в г. Ак-Довураке не начат и подача тепловой энергии в многоквартирных домах и организациях отсутствовала по г. Ак-Довураку.

Учитывая, что заявителю вменяется приостановление подачи тепловой энергии в жилой дом, то суд считает, что предприятием не может быть допущено приостановление подачи тепловой энергии потребителю 21 сентября 2017 года, поскольку на момент проведения проверки данная коммунальная услуга по отоплению многоквартирных жилых домов не осуществлялась по г. Ак-Довураку.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что материалами административного дела не подтверждается объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП, поскольку административными органами указано в рапорте от 09.10.2017; постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.10.2017; постановлении по делу об административном правонарушении от 25.10.2017, в качестве правонарушения приостановление подачи тепловой энергии в жилой дом с 21.09.2017, что является нарушением требования пп. «в» п. 19 Правил.

Таким образом, суд считает, что Службой не доказана объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, поскольку вывод административного органа не подтвержден материалами административного дела.

В соответствии с положениями части 1 статьи 29.10 КоАП РФ именно постановление по делу о привлечении к административной ответственности является актом, в котором фиксируются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и путем вынесения которого осуществляется привлечение лица к административной ответственности.

Обязанность доказывать наличие события административного правонарушения, вину лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ возложена на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Службой не доказан состав (объективная сторона) административного правонарушения, вменяемого предприятию, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, в связи с чем суд считает, что оспариваемое постановление о привлечении ГУП РТ «УК ТЭК 4» к административной ответственности подлежит к признанию незаконным и отмене.

При таких обстоятельствах, суд считает удовлетворить заявленные требования предприятия о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.10.2017 о привлечении ГУП РТ «УК ТЭК 4» к административной ответственности в назначения административного штрафа в размере 5 000 руб.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (ОГРН 1041700508475, ИНН 1701036423) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности удовлетворить:

Признать незаконным постановление Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (ОГРН 1111719000447, ИНН 1701048852) по делу об административном правонарушении от 25.10.2017 г., вынесенное в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» о привлечении административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 5000 руб. и отменить его полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск).

Судья А.Х.Чамзы-Ооржак