ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-298/15 от 24.02.2015 АС Республики Тыва

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ул. Кочетова, д. 91, г.Кызыл, Республика Тыва, 667000

телефон для справок: (394-22) 2-11-96, е-mail: info@tyva.arbitr.ruhttp://tyva.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

           Дело № А69-298/2015

26 февраля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2015 года. Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2015 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хайдып Н.М.

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания Доржу А.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>)

к Межрайонному отделу судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва,

сторона исполнительного производства: Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва,

о признании недействительным требования от 29.01.2015г. б/н в части обязания предоставить справку с Центра занятости об отсутствии работы,

при участии:

от заявителя: ФИО1 (по паспорту),

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 12.01.2015г. № Д-17907/15/4-ГМ, ФИО3 - судебный пристав-исполнитель по служебному удостоверению ТО № 289592 от 16.10.2012г.,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>) (далее – предприниматель, ФИО1, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г.Кызыла по РОВИП), сторона исполнительного производства: Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва (далее – УПФР г.Кызыла), о признании недействительным требования судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 29.01.2015г. б/н в части обязания предоставить справку с Центра занятости об отсутствии работы.

В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, пояснил, что судебному приставу-исполнителю было известно о том, что он является индивидуальным предпринимателем, а значит и должно было как должностному лицу известно о том, что у него не имелось законных оснований обратиться с просьбой в Центр занятости о предоставлении справки об отсутствии работы. Для этого он должен состоять на учете в Центре занятости как безработный гражданин, но он не состоит, так как не может быть приравнен к этой категории по причине того, что он в настоящее время числится в качестве индивидуального предпринимателя. Считает, что действия судебного пристава-исполнителя ФИО3 по обязанию предоставить сведения об отсутствии работы заведомо невыполнимы, и расценил это как возложение на него незаконных требований с целью унижения чести и достоинства.

Представитель МОСП г.Кызыла по РОВИП, а также судебный пристав-исполнитель указали, что требование не может быть признано актом, который может быть оспорен в судебном порядке, оно не затрагивает права и интересы предпринимателя. В настоящее время оспариваемое требование отменено самим судебным приставом-исполнителем, в связи с чем отсутствуют основания для рассмотрения дела. На основании изложенного просили отказать в удовлетворении заявления.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

В соответствии со свидетельством серии 17 № 000344278 ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела, на основании постановления УПФР г.Кызыла от 26.12.2013г. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов индивидуального предпринимателя № 01801890005369  16.01.2014г. в отношении должника - ФИО1 судебным приставом-исполнителем ФИО4 возбуждено исполнительное производство № 645/14/02/17.

В ходе исполнительного производства требованием от 29.01.2015г. б/н судебным приставом-исполнителем ФИО3 истребовано у ФИО1 предоставить 06.02.2015г. в 11.00 час.:

1.Паспорт.

2.Справку с Центра занятости об отсутствии работы (Красноармейская, д. 146), также явиться для оплаты долга страховых взносов в пользу ГУУПФР в г.Кызыле.

            Предприниматель ФИО1 посчитав, что требование судебного пристава-исполнителя в части предоставления справки с Центра занятости об отсутствии работы является необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закона об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закона о судебных приставах) на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ актов других органов и должностных лиц.

Частью 1 статьи 12 Закона о судебных приставах предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1). В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (часть 2). Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 3).

Требование судебного пристава-исполнителя от 29.01.2015г. содержит предупреждение, что в случае невыполнения законного требования судебного пристава-исполнителя должник будет привлечен к административной ответственности в соответствии со статьями 17.8, 17.14, 19.4 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также подвергнут принудительному приводу к судебному приставу-исполнителю согласно ч. 5 статьи 24 Закона об исполнительном производстве.

С учетом изложенного суд признает неправомерным довод представителей МОСП г.Кызыла по РОВИП, что требование не может быть обжаловано в качестве ненормативного акта, поскольку указанное требование судебного пристава-исполнителя от 29.01.2015г. содержит конкретное обязательное к исполнению указание (представить документы 06.02.2015г. в 11.00 час.),  неисполнение может повлечь неблагоприятные последствия для заявителя (привлечение к административной ответственности, принудительный привод к судебному приставу-исполнителю), в связи с чем оспариваемое требование судебного пристава-исполнителя является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно влечет для предпринимателя правовые последствия.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в том числе, в виде возложения каких-либо обязанностей).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В силу статей 1, 2 Закона о судебных приставах на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О судебных приставах", Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.

В силу пункта 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства в случае, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 данного Закона.

Как следует из материалов дела, исполнительное производство № 645/14/02/17, в рамках которого вынесено оспариваемое требование, возбуждено в отношении ФИО1 на основании исполнительного документа - постановления УПФР г.Кызыла от 26.12.2013г., в котором указано произвести взыскание страховых взносов, пеней и штрафов в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за счет имущества ФИО1, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

С учетом изложенного, судебный пристав-исполнитель, не усмотрев оснований для отказа, возбудил исполнительное производство в отношении предпринимателя ФИО1 в связи с наличием неуплаченных сумм страховых взносов во внебюджетные фонды.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего имеет право совершать действия, предусмотренные названной нормой, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, а также обращение взыскания на имущественные права должника (часть 1, пункты 1 и 3 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве).

Статьей 13 Закона о судебных приставах предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Требованием от 29.01.2015г. судебный пристав-исполнитель ФИО5 истребовал у предпринимателя, в том числе справку из Центра занятости об отсутствии работы.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012г. № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, в пункте 4 которых установлено, что при постановке на регистрационный учет граждане предъявляют, в том числе документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой страх и риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг.

Материалами дела подтверждается и в судебном заседании не оспорен факт возбуждения на основании постановления УПФР г.Кызыла исполнительного производства по взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование в отношении ФИО1, являющегося индивидуальным предпринимателем. Согласно постановлению УПФР г.Кызыла ФИО1 является индивидуальным предпринимателем с 12.02.2006г.

Следовательно в силу наличия действующего статуса индивидуального предпринимателя ФИО1 не вправе и не мог бы обратиться в органы службы занятости для получения справки об отсутствии работы, а у органа службы занятости не имеется правовых оснований для признания предпринимателя безработным.

Судебным приставом-исполнителем не приведены доводы о необходимости истребования данного документа у должника, имеющего статус индивидуального предпринимателя, в целях исполнения постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.

С учетом изложенного истребование у ФИО1 документа, содержащего сведения об отсутствии работы, не может быть признано законным и направленным на правильное исполнение исполнительного документа.

При этом не имеет правового значения и не является препятствием для рассмотрения дела по существу заявленных требований факт отмены судебным приставом-исполнителем оспоренного предпринимателем требования от 29.01.2015г., поскольку им необоснованно возложена на заявителя обязанность представить документы.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005г. № 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, исследовав и оценив по правилам, определенным статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что требование судебного пристава-исполнителя от 29.01.2015г. б/н в части обязания ФИО1 предоставить справку с Центра занятости об отсутствии работы не соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно возлагает на него обязанности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

В связи с тем, что в силу ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов государственной пошлиной не облагается, ее взыскание не производится.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) удовлетворить.

Требование судебного пристава-исполнителя ФИО3 Межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва от 29.01.2015г. б/н в части обязания предоставить справку с  Центра занятости об отсутствии работы признать недействительным как несоответствующим требованиям действующего законодательства.

  Обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

  Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                    Н.М. Хайдып