ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-303/2022 от 15.03.2022 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

            Дело № А69-303/2022

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2022 г. Полный текст решения изготовлен 21 марта 2022 г.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш А.Ш. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (ОГРН 1111719000425, ИНН 1701048838) к индивидуальному предпринимателю Сарыгбай Онзагай Орлановне (ОГРНИП 316171900057390, ИНН 171400655297) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании: Сат С-К.С – представитель заявителя по доверенности от 07.12.2021 и ИП Сарыгбай О.О. (личность установлена по паспорту),

установил:

Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (далее – Служба) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к индивидуальному предпринимателю Сарыгбай Онзагай Орлановне (далее – ИП Пискунова Н.Н., предприниматель) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело рассматривалось в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя поддержала заявление о привлечении к административной ответственности, пояснив, что 12.01.2022 предприниматель осуществляла оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборот для дальнейшей реализации в магазине «Чимис» в г. Ак-Дуруг, поэтому административный орган просит суд привлечь ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель Сарыгбай О.О. согласилась с заявленными требованиями, отзыв не представлен, просит суд смягчить штрафную санкцию, поскольку является многодетной матерью, о чем представлены подтверждающие документы.  

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд установил:

Сарыгбай Онзагай Орлановна зарегистрирована в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Тыва 19.11.2020 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером (ОГРНИП) 316171900057390, ИНН 171400655297.

Как следует из материалов дела, 12.01.2022 около 15 час. 00 мин. в ходе осмотра магазина принадлежащих индивидуальному предпринимателю магазина «Чимис», расположенного по адресу: г. Ак-Довурак, ул. Дружбы, 27, кв. 79, был выявлен факт незаконного хранения без  сопроводительных документов. 

Протоколом от 27.06.2020 осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов административным органом и протоколом изъятия вещей и документов (проб и образцов) № 14-2022-ИП от 12.02.2022 изъята следующая продукция: пиво «Немецкое» с объемом 1,3 литра крепостью 4% в количестве 12 бутылок; пиво «Крепость Сибири» с объемом 1,3 литра крепостью 8% в количестве 280 бутылок; пиво «Чешское» с емкостью 1,3 крепостью 4,5 % в количестве 185 бутылок; напиток слабоалкогольный газированный «Санта Стефано» с емкостью 0,75 литра крепостью 8% в количестве 7 бутылок; вино игристое белое полусладкое «Советское шампанское» с объемом 0,75 литра в количестве 9 бутылок; водка «Царь» с объемом 0,5 литра крепостью 40% в количестве 7 бутылок; водка особая «Закон тайги» с объемом 0,5 литра крепостью 40% в количестве 17 бутылок; коньяк 7-летний «Царь» с объемом 0,5 литра в количестве 5 бутылок; игристое вино белое «Ариант» с объемом 0,75 литра в количестве 1 бутылки.

26.01.2022 заместителем начальника отдела лицензирования и контроля Службы Дугер М.М. составлен протокол № 14-2022-ИП об административном правонарушении за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений в отсутствие ИП Сарыгбай О.О., извещенной надлежащим образом о дате, месте и времени составления протокола, о чем имеется расписка от 12.01.2022, где были лично разъяснены права.

Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает требования административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Наличие полномочий Службы на составление протокола об административном правонарушении установлено судом и лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривается.

Установленный статьей 4.5 Кодекса годичный срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истек.

Согласно части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом № 171-ФЗ.

Согласно пунктам 7 и 13.1 статьи 2 Закона № 171-ФЗ пиво и пивные напитки с 1 июля 2012 года прямо отнесены к алкогольной продукции и на них распространяется большинство ограничений и запретов, установленных этим Законом.

Согласно пункту 16 статьи Закона № 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в частности при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2).

Форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила ее заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864, согласно которым в пункте 12 раздела "А" справки указываются номер и дата подтверждения фиксации информации в ЕГАИС.

Из представленных документов усматривается, что 12.01.2022 около 15 час. 00 мин. в ходе осмотра магазина принадлежащих индивидуальному предпринимателю магазина «Чимис», расположенного по адресу: г. Ак-Довурак, ул. Дружбы, 27, кв. 79, был выявлен факт незаконного хранения без сопроводительных документов.  

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных и представленных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении 14-2021-ИП от 14.01.2022; протоколами осмотра и изъятия вещей и документов № 14-2022-ИП от 14.01.2022.

Оценив представленные документы, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку событие административного правонарушения, выразившееся в незаконном обороте алкогольной продукции без сопроводительных документов, и вина ее в совершении подтверждены материалами дела.

Таким образом, суд считает, что административным органом доказан состав вменяемого административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении предпринимателем оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что предпринимателем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, протоколом от 14.01.2025 изъятия вещей и документов изъяты следующая продукция: пиво «Немецкое» с объемом 1,3 литра крепостью 4% в количестве 12 бутылок; пиво «Крепость Сибири» с объемом 1,3 литра крепостью 8% в количестве 280 бутылок; пиво «Чешское» с емкостью 1,3 крепостью 4,5 % в количестве 185 бутылок; напиток слабоалкогольный газированный «Санта Стефано» с емкостью 0,75 литра крепостью 8% в количестве 7 бутылок; вино игристое белое полусладкое «Советское шампанское» с объемом 0,75 литра в количестве 9 бутылок; водка «Царь» с объемом 0,5 литра крепостью 40% в количестве 7 бутылок; водка особая «Закон тайги» с объемом 0,5 литра крепостью 40% в количестве 17 бутылок; коньяк 7-летний «Царь» с объемом 0,5 литра в количестве 5 бутылок; игристое вино белое «Ариант» с объемом 0,75 литра в количестве 1 бутылки.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц (подпункт 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ).

При этом изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанная в том числе в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, а также производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка) подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 10.2, пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Закона № 171-ФЗ (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ также установлено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.

Исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства - полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.

Следовательно, спорная спиртосодержащая продукция находилась в незаконном обороте, в связи с чем к ней не может быть применен дополнительный вид наказания в виде конфискации. Поскольку арестованная в ходе производства по делу об административном правонарушении алкогольная продукция находилась в обороте без соответствующих документов, следовательно, подлежит изъятию из незаконного оборота и уничтожению, а не конфискации.

Данный вывод следует из пункта 1 Обзора, утвержденного 19.09.2018 Президиумом Верховного суда Российской Федерации, исходя из которого указанные в пункте 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.

Тем самым, с учетом правовой позиции Верховного суда РФ, изъятая алкогольная продукция подлежит уничтожению в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Следовательно, спорная алкогольная продукция находилась в обороте без соответствующих документов, следовательно, подлежит изъятию из незаконного оборота и уничтожению.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Индивидуальным предпринимателем Сарыгбай О.О. в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность представлены документы о том, что положительно характеризуется по месту жительства и является матерью пятерых детей, о чем подтверждают: справка с администрации с. Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна от14.03.2022; справка о многодетной семье № 263 от 14.03.2022 и справка о составе семьи № 262 от 14.03.2022.

Доказательств подтверждающих наличие отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено.

Обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности, судом не установлено.

Учитывая, что незаконная продажа алкогольной продукции в отсутствие лицензии и документов, подтверждающих легальность ее оборота, свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителям такой продукции, суд полагает, что предупреждение в соответствии с положениями статьи 3.4 КоАП РФ не может быть назначено.

Таким образом, основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителям такой продукции судом не установлены.

Учитывая наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств - совершение административного правонарушения впервые, индивидуальный предприниматель Сарыгбай Онзагай Орлановна является многодетной матерью и положительно характеризуется по месту жительства, возможно назначить предпринимателю наказание в минимальном размере, установленном частью 2 статьи 14.16КоАП РФ, 10 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не производится.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 (ред. от 10.11.2011г.) в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Уплата административного штрафа производится по следующим реквизитам:

Получатель: Межрегиональное управление Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу 630132, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, д. 53,

ИНН 5406541225, КПП 540701001

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (ИРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу л/с 04511А22220);

Номер казначейского счета: 03100643000000015100;

Номер счета банка получателя денежных средств: 40102810445370000043 в Сибирское ГУ Банка России//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск;

БИК банка получателя средств (БИК ТОФК): 015004950;

КБК 160 113 029 910 160 001 30 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета»;

В поле платежного поручения 105 ОКТМО 50701000

Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) по постановлению об административном правонарушении № 14-2022-ИП в отношении ИП Сарыгбай О.О.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя Сарыгбай Онзагай Орлановну, 28.05.1990 года рождения, уроженку г. Шагонар Улуг-Хемского района Тувинской АССР (ОГРНИП 316171900057390, ИНН 171400655297), зарегистрированную по адресу: 667000, Республика Тыва, с. Ак-Дуруг Чаа-Хольского района, ул. Ленина, 4. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб. с изъятием алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно протоколу изъятия от 12.01.2022 г. № 14-2022-ИП.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                            Чамзы-Ооржак А.Х.