Арбитражный суд Республики Тыва
Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)
http://www.tyva.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-3052/2018
22 января 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2019 года. Полный текст решения изготовлен 22 января 2019 года.
Судья Арбитражного суд Республики Тыва Калбак А.А.,при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Кызыл-оол З.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва о признании недействительным ненормативного правового акта – предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № Т-339в/1 о 24.07.2018,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представителя на основании доверенности 09.01.2019 № 23-ДР/ТЭПК,
от ответчика: ФИО2 – на основании доверенности от 05.02.2018 № 01-2/20-18ю, ФИО3 по доверенности от 25.05.2018,
установил:
Акционерное общество «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (далее по тексту - АО «ТЭПК», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва далее по тексту – Росприроднадзор, Управление) о признании недействительным ненормативного правового акта – предписания № Т-339в/1 о 24.07.2018.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом Республики Тыва на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 17 января 2019 года до 11 часов 00 минут 18 января 2019 года.
В ходе судебного разбирательства представители сторон ходатайствовали о приобщении к материалам дела выдержки из проектной документации «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестинского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» за 2010 год, 2014 год, 2016 год.
В порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные документы приобщаются судом к материалам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме, считает, что необходимость в проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестинского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» отсутствует на основании следующих доводов:
- вскрышные породы не являются отходами, поскольку их использование предусмотрено проектной документацией, так согласно пункту 3.14.2 проектной документации предусмотрено, что основанием дорог на транспортных бермах и рабочих площадках являются скальные породы, поэтому временные дороги устраиваются без покрытия, на отдельных участках, с целью выравнивания возможна отсыпка верхней части дороги гравелисто-песчаным грунтом. Для отсыпки основания автодорог предусматривается использовать вскрышные породы. Кроме того использование вскрышных пород в качестве грунтового строительного материала предусмотрено для возведения земляных сооружений, отсыпки планировки территории, оснований объектов горно-обогатительного комплекса «Элегест», строительство которого планируется в будущем и на проектную документацию получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Также использование вскрышных пород предусмотрено Условиями пользования недрами (приложение № 1 к лицензии КЗЛ 00469 ТЭ), так согласно пункту 8 пользователь недр имеет право использовать отходы добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а экологическая безопасность вскрышных пород как грунтового строительного материала подтверждается сертификатами соответствия, проведенной аккредитованной лабораторией;
- проектная документация «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» в целом получила положительное заключение № 363-11/1ТЭ-7138Т5 от 15.04.2011 и ФЛУ «Главгосэкспертиза России» (ранее - ФГУ «Главгосзкспертиза России») не требовало от заявителя положительного заключения государственной экологической экспертизы, хотя подпунктом «з» пункта 13 Порядка организации и проведения государственной экологической экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2017 № 145 предусмотрено, что для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий выполненных для подготовки такой проектной документации, представляется положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если для проведения государственной экспертизы требуется проектная документация, разработанная в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности;
- технические условия СТО 69051499-001-2017 «Грунтовый строительный материал» не являются технической документацией на новые технику, технологию или вещества. Возможность использования вскрышных пород в качестве строительного материала предусмотрена СП 11-109-98 «Изыскания грунтовых строительных материалов», в п. 4.7 которого прямо указано, что в качестве грунтовых строительных материалов следует использовать вскрышные породы и отвалы карьеров. Следовательно, необходимость получения заключения государственной экологической экспертизы на Технические условия «Грунтовый строительный материал» отсутствует;
- постановлением мирового судьи судебного участка N 6 г, Кызыла Республики Тыва от 13.08.2018 г. по делу № 5-496 2018 в отношении АО «ТЭПК» прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания № НАТЗ-247-в/З от 05.05.2017. С учетом того, что основанием для проведения внеплановой проверки в период с 04 по 24 июля 2018 г. и вынесения оспариваемого предписания в настоящем деле явилось неисполнение ранее выданного предписания № НАТЗ-247-в/З от 05.05.2017, установленные в судебном акте мирового судьи обстоятельства и их оценка в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
В судебном заседании представители административного органа с заявлением не согласились по следующим основаниям:
- в соответствии с пунктом 3.1.9 Национального стандарта ГОСТ Р 53692-2009 к отходам производства и потребления относятся вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых. Отвалы вскрышных пород, которые образуются при добыче полезных ископаемых, внесены в Федеральный Классификационных каталог Отходов имеют V класс опасности для окружающей среды. Хранение более чем 11 месяцев отходов вскрышных пород на отвале горных пород до их использования в производстве является размещением отходов на объекте размещения отходов. Следовательно, в соответствии с пунктом 7.2. статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, проектная документация объектов, связанных с размещением обезвреживанием отходов I-V классов опасности.
- в данном случае постановление мирового судьи судебного участка N 6 г, Кызыла Республики Тыва от 13.08.2018 по делу № 5-496 2018 в отношении АО «ТЭПК» не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела, поскольку объективная сторона правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений природоохранного законодательства. мировым судьей административное дело было рассмотрено не по существу, соответственно не может подтверждать факт того, что вскрышные пароды не являются отходами, а является строительным грунтовым материалом, в связи с чем, нет необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на Проектную документацию, как утверждает Заявитель. Кроме того, на дату принятия постановления мирового судьи судебного участка N 6 г, Кызыла Республики Тыва от 13.08.2018 по делу № 5-496 2018 имелось решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 14.11.2017, где постановления от 23.05.2018 № НАТЗ-247-в/7 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, за не представление на государственную экологическую экспертизу и не получение положительного заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестиского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна».
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил, следующие, имеющие значения для дела, обстоятельства.
Акционерное общество «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» зарегистрировано 30.04.2014 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> (ИНН <***>).
АО «ТЭПК» владеет лицензией на пользование недрами КЗЛ 00469 ТЭ сроком действия до 20.05.2033, выданной с целью разведки и добычи каменного угля на Элегестинском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна в Республике Тыва. В указанную лицензию внесены изменения 19.09.2016, где целевое назначение определено как разведка и добыча полезных ископаемых, дата окончания действия лицензии до 31.12.2044.
Добыча каменного угля по пласту 6.11 на Западном блоке Элегестского деторождения недропользователь ведет в соответствии с проектной документацией -Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой работки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» (далее - технический проект), которая получила
положительное заключение Государственной экспертизы (ФГУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ») от 15.04.2011 № 363-11/ТГЭ-7138/15 (№ в Реестре 00-1-4-1437-11) и согласована в установленном порядке с Федеральным агентством по недропользованию (Протокол заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых от 27.12.2011 № 73/11-стп).
Распоряжением от 27.06.2018 № 339-р/п в отношении АО «ТЭПК» с 04.07.2018 по 31.07.2018 назначено проведение внеплановой документарной проверки исполнения предписаний об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований: от 05.05.2017 № НАТЗ-247-в/3, НАТЗ-247-в/4, срок исполнения которых истек 01.07.2018.
Согласно предписанию № НАТЗ-247-в/3 от 05.05.2017 административный орган обязал АО «ТЭПК» получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна».
Как следует из акта проверки от 24.07.2018 № Т-339в, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в период с 19.04.2017 по 05.05.2017 (акт проверки от 05.05.2017 №НАТЗ-247-в) административным органом установлено, что при осуществлении производственной деятельности предприятия за период 2014-2016гг. образовались отходы вскрышных пород, которые размешены на Западном участке Элегесткого месторождения (пласт 6.11), годовые объемы отвалов составили за 2014 год ~ 112тыс. м3, за 2015 год - 354,6 тыс. м, за 2016 год - 836 тыс. м.
Следовательно, проектная документация «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» являются объектами государственной экологической экспертизы.
В ходе проведения проверки с 04.07.2018 по 31.07.2018 исполнения предписаний об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований: от 05.05.2017 № НАТЗ-247-в/3 АО «ТЭПК» представило письмо от 04.07.2018, где указывает, что аккредитованной лабораторией проведены исследования горных отвалов вскрышных пород (объекта размещения отходов) на западном участке Элегестского месторождения. По результатам исследований установлено, вскрышные породы соответствуют СТО 69051499-001-2017 и являются грунтовым строительным материалом. На основании протоколов испытаний на указанный грунтовый строительный материал аккредитованными органами по сертификации выданы Сертификат соответствия РОСС RU,АД44,Н05065 № 0158146 и Сертификат соответствия требованиям экологической безопасности РОСС RU.31391.04ИБФ0.250 Ж 0000072. В связи с этим, АО «ТЭПК» утверждает, что отпадает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна».
Однако административный орган указывает, что техническая документация АО «ТЭПК» на грунтовый строительный материал (технические условия СТО 69051499-001-2017) введена впервые (согласно п. 3 сведений о стандарте), а значит, данная техническая документация является объектом государственной экологической экспертизы. Ввиду отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы Технических условий на грунтовый строительный материал СТО 69051499-001-2017, вскрышные породы не могут использоваться в виде строительного материала, безопасного для окружающей среды.
Таким образом, в ходе проведение внеплановой документарной проверки административным органом установлено, что АО «ТЭПК» не исполнило в установленный срок (до 01.07.2018) предписание от 05.05.2017 № НАТЗ-247-в/3, согласно которому в соответствии с пунктом 7.2. статьи 11, статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» АО «ТЭПК» должен был получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна».
Предписанием от 24.07.2018 № Т-339в/1 Роприроднадзор повторно обязал в срок до 01.04.2019 получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна».
Не согласившись с вышеуказанным предписанием АО «ТЭПК» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Согласно пункту 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора), согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор.Пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор, а также в пределах своей компетенции в области обращения с отходами.В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 16.01.2018 N 19 "Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва" Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва, сокращенное наименование Межрегиональное управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Красноярского края и Республики Тыва. В пункте 4 Положения закреплены Полномочия Межрегионального управления Росприроднадзора, к которым, в том числе, относится государственный надзор в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом "з" постановления Правительства Российской Федерации от 08 мая 2014 года N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре" федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора являются государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.
Предписание от 24.07.2018 № Т-339в/1 выдано государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва ФИО3 уполномоченным должностным лицом в пределах своей компетенции. Процедура организации и проведения плановой проверки, установленная Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) соблюдена, о наличии нарушений не заявлено.Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Положения пункта 7.2. статьи 11 Закона N 174 предусматривают, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе: проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 174-ФЗ заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Закона N 174-ФЗ непредставление документации на экологическую экспертизу, а также реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Таким образом, экологическая экспертиза должна проводиться в отношении проектной документации всех объектов размещения отходов, вне зависимости от того, осуществляется ли на них обезвреживание отходов или нет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «ТЭПК» оспаривает предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва от 24.07.2018 № Т-339в/1 об обязании в срок до 01.04.2019 получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна», поскольку указанная проектная документация предусматривает размещение отходов V класса опасности (вскрышные породы при добыче угля).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ закреплены следующие понятия:
отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом;
размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
под обезвреживанием отходов понимается обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В пунктах 3.1 и 3.11 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, указано, что отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.
Под складированием отходов в п. 5.31. ГОСТ 30772-2001 понимается деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а пунктом 1 статьи 20 названного Закона предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Отходы добычи полезных ископаемых, включая вскрышные породы от добычи угля открытым способом, включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (код отхода – 21111111205, Блок 2).
Как следует из материалов дела, АО «ТЭПК» владеет лицензией на пользование недрами КЗЛ 00469 ТЭ сроком действия до 20.05.2033, выданной с целью разведки и добычи каменного угля на Элегестском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна в Республике Тыва. В указанную лицензию внесены изменения 19.09.2016, где целевое назначение определено как разведка и добыча полезных ископаемых, дата окончания действия лицензии до 31.12.2044.
Добычу каменного угля по пласту 6.11 на Западном блоке Элегестского месторождения недропользователь ведет в соответствии с проектной документацией –«Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой работки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» (далее - технический проект), которая получила
положительное заключение Государственной экспертизы(ФГУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ») от 15.04.2011 № 363-11/ТГЭ-7138/15 (№ в Реестре 00-1-4-1437-11) и согласована в установленном порядке с Федеральным агентством по недропользованию (Протокол заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых от 27.12.2011 № 73/11-стп).
Из представленного административным органом свидетельства № BGPI007N от 22.06.2017 следует, что объект АО «ТЭПК» (пласт 6.11 с Западного участка Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна) относится к объектам I категории (код объекта 93-0117-001010-П) отказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается представленным.
Как следует из проектной документации «при ведении работ в границах 1 этапа отработки пласта 6.11, вскрышные породы складируются в первый ярус внешнего отвала, а также, после создания достаточного опережения вскрышных и добычных работ организуется внутренний отвал в карьерной выемке. При ведении горных работ в границах 2 этапа отработки вскрышные породы складируются во внешний отвал».
Как следует из акта проверки годовой объем отвалов вскрышных пород, образовавшихся на Элегестском месторождении (пласт 6.11) в результате деятельности общества составили: в 2014 – 77.2 тыс. м3, за 2015 год – 354,6 тыс.м3, за 2016 год – 836 тыс.м3. Обществом факт размещения вскрышных пород на отвале горных пород не оспаривается.
Разделом 6 проектной документации предусматривается рекультивация нарушенных земель с целью восстановления хозяйственной ценности природных комплексов и угодий и, главным образом, для сокращения отрицательного воздействия на окружающую среду, необходимо проведение работ по рекультивации нарушенных земель.
Кроме того, в проектной документации (том 2, стр.88, 89) указывается, что основанием карьерных автодорог на транспортных бермах и рабочих площадках являются скальные породы, поэтому временные дороги устраиваются без покрытия, на отдельных участках, с целью выравнивания возможна отсыпка верхней части дороги гравелисто-песчанным грунтом или щебенем.
В письме от 17.09.2018 главный инженер АО «ТЭПК» поясняет, что в соответствии с разделом 11.2.1 «Охрана и рациональное и пользование земельных ресурсов. Рекультивация земель» (лист 180) проектной документации «Дополнение к Техническому проекту «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» 113/1-ТР рекультивационные работы горнотехнического направления выполняются в течение года после завершения горных работ на разрезе. Однако в настоящее время горные работы на разрезе не завершены.
По данным статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2014-2016 АО «ТЭПК» рекультивация земель не производилось, данных об образовании вскрышных пород и их использование в деятельности общества статистические отчетности также не содержат (том 2 л.д. 13-14).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в результате производственной деятельности АО «ТЭПК» по добыче угля открытым способом образуются отвалы вскрышных пород, которые являются отходами производства, а хранение отходов вскрышных пород на отвале горных пород до их использования является размещением отходов на объекте размещение отходов. Следовательно, АО «ТЭПК» как организация осуществляющее эксплуатацию объектов размещения отходов (отвалы горных пород) обязаны разрабатывать и представлять на государственную экологическую экспертизу проектную документацию, где предусмотрено их размещение.
Подлежат отклонению как необоснованное довод представителя АО «ТЭПК» о том, что постановление, вынесенное мировым судьей от 13.08.2018 № 5-496/2018 (т. 1 л.д. 132-134), относятся к числу судебных актов, имеющих преюдициальное значение для настоящего дела, поскольку согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. То есть, свойством преюдиции обладают только фактические обстоятельства, установленные судом по другому делу, а не правовые выводы суда по оценке доказательств. Вместе с тем арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Кроме того, в постановлении мирового судьи, на которое ссылается представитель заявителя, рассматривался вопрос о привлечении к административной ответственности АО «ТЭПК» по части 1 статьи 19.5 КоАП за неисполнение обществом о невыполнении требований предписания 05.05.2017, а в рамках настоящего дела оспаривается законность предписания от 24.07.2018.
Довод заявителя о том, что на основании протоколов испытаний выданными аккредитованными органами (Сертификат соответствия РОСС RU/АД44.Н050065 № 0158146 и Сертификат соответствии требованиям экологической безопасности РОСС RU.31391.04ИБФ0.250 № 0000072) подтверждается, что вскрышные породы, образующиеся при добыче угля на месторождении, не являются отходами, а являются экологически безопасным строительным материалом и необходимость получения заключения государственной экологической экспертизы на Технические условия «Грунтовый строительный материал», не влияют на вывод суда о том, что образующиеся в процессе добычи полезного ископаемого вскрышные породы пласта 6.11 Эелегестского месторождения являются отходами 5 класса опасности, независимо от того обстоятельства, что впоследствии общество намеревается использовать их, и их размещение, на отвалах является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, на которую необходимо получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Ссылка представителя заявителя, на пункты 5-6 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Приказ Минприроды России от 25.02.2010 N 50) и утверждение о том, что в данном случае вскрышные породы будут использоваться в процессе рекультивации и, следовательно, не являются отходами арбитражным судом отклоняется, поскольку Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты, и в указанных пунктах говорится именно о лимитах на размещение отходов в недрах для юридических лиц для решения вопроса платы за размещение вскрышных пород, а в настоящем деле рассматривается вопрос о проведении государственной экологической экспертизы.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что Управление Росприроднадзора по Республике Тыва правомерно выдало заявителю предписание по устранению выявленных нарушений, и указанное предписание соответствуют требованиям действующего законодательства, является законным, обоснованным и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
С учетом вышеизложенного, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование АО «ТЭПК» о признании недействительным предписания № Т-339в/1 о 24.07.2018 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления заявление Акционерного общества «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № Т-339в/1 от 24.07.2018, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья А.А. Калбак