ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-3085/13 от 11.11.2013 АС Республики Тыва

              Арбитражный судРеспублики Тыва

         667000 г. Кызыл, ул. Кочетова, 91, телефон для справок: 2-11-96(8-394-22)

             Именем Российской Федерации

            Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                                                Дело № А69-3085/2013

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2013 года.  Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Тыва под председательством судьи Ханды А.М, при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарём помощником судьи Калбак А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по

заявлениюОбщества с ограниченной ответственностью «Лунсин»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 12 сентября 2013 года № 93-13/53,

при участии судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 19.10.2013 № 1,

от административного органа: ФИО2, представителя по доверенности от 10.01.2013 № 12-06-24/12, ФИО3, представителя по доверенности от 15.10.2013 № 12-05/1-24/2197, ФИО4, представителя по доверенности от 26.09.2013,

установил:

Общество с ограниченной  ответственностью «Лунсин»(далее  - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва(далее – Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 12 сентября 2013 года № 93-13/53.

Представитель Общества заявленные требования поддержал.

Представители Административного органа не согласились с заявленными требованиями, по доводам изложенным в отзыве на заявление.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства спора.

Согласно свидетельству о постановке на учёт РФ в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ от 27.07.2007  Общество с ограниченной  ответственностью «Лунсин» зарегистрировано, Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Тыва, за основным государственным регистрационным номером 1055406364980, ИНН <***>.

Административным органом на основании плана контрольной работы на 2013 год проведена плановая проверка соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.01.2012 по текущий 2013 год, в ходе которой в том числе было установлено, что в нарушение части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закона № 173-ФЗ) из кассы общества по расходному кассовому ордеру от 31.05.2013 № 659 выданы под отчёт денежные средства в размере 100 000 рублей иностранному сотруднику – переводчику Лю Фусяну, что получило отражение в акте проверки от 30.08.2013 № 122.

По результатам проверки 29 августа 2013 года административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 93-13/53 по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Протокол был составлен в присутствии представителей общества ФИО5 и ФИО7(по доверенности).

Постановлением о назначении административного наказания от 12.09.2013 года общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Общество, посчитав привлечение его к административной ответственности незаконным, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании оспариваемого постановления незаконным и  его отмене.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение(ч.4 ст. 210 АПК РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме(ч.7 ст.210 АПК РФ).

Полномочия административного органа, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего оспариваемое решение

В соответствии со статьёй 23.60 КоАП РФ органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Ее статус определен Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациям.

Компетенция Территориальных управлений на рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства установлена пунктом 5 Положения о Территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 29.08.2013 N 93-13/53 составлен уполномоченным на то должностным лицом - государственным инспектором отдела финансового контроля в отраслях экономики Территориального управления Росфиннадзора в Республике Тыва ФИО2, а постановление от 12.09.2013 № 93-13/53 вынесено руководителем Территориального управления ФИО6, в пределах предоставленных им полномочий.

Законные основания для привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из оспариваемого обжалуемого постановления и пояснений представителей административного органа следует, что обществу вменяется осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, а именно выдача из кассы общества по расходному кассовому ордеру под отчёт денежных средств иностранному сотруднику, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Федеральным законом от 12.11.2012 N 194-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ внесены изменения, которые изложены в следующей редакции:

осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

В связи с чем, арбитражный суд соглашается с доводом административного органа, о том, что правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.03.2008 N 10840/07 по делу N А33-1127/2007 по настоящему спору не применимы.

Диспозиция указанной статьи является бланкетной и отсылает к нормам валютного законодательства.

Основным актом валютного законодательства является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Исходя из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

Общество создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, что подтверждается представленными арбитражному суду свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 02.10.2013 № 1303.

 Следовательно, общество является резидентом, а его иностранный работник нерезидентом, что сторонами не оспаривается и подтверждается.

По мнению административного органа, общество выдавая под отчёт денежные средства в валюте РФ иностранному сотруднику допустило нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ содержит перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации. Спорная ситуация к данному перечню не относится.

Согласно части 2 статьи 1 Закона используемые в данном Законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пункт 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании содержит исчерпывающий перечень операций, отнесенных к числу валютных:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

(пп. "ж" введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

(пп. "з" введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

(пп. "и" введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

На предложение арбитражного суда административный орган определил спорную ситуацию в качестве валютной операции как: отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации, по подпункту «б» пункта 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ.

Так, согласно подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ валютной операцией, в том числе является отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях.

Из материалов дела следует, что по расходному кассовому ордеру от 31.05.2013 № 659 выданы под отчёт денежные средства в размере 100 000 рублей иностранному сотруднику – переводчику Лю Фусяну, при этом бухгалтерская проводка по данному расходному кассовому ордеру отражена как: Дебет 71.01. Кредит 50.01.

Согласно приказа от 15.03.2012 № 19/13, для ведения текущей деятельности и на хозяйственные, канцелярские, представительские и иные расходы, переводчику Лю Фусяну установлен лимит выдачи в подотчёт денежных средств в сумме 500 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) каждый факт хозяйственной жизни оформляется первичным учетным документом.

Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (ч. 8 ст. 3 Закона о бухгалтерском учете).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П, которое определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения.

В силу пункта 4.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату. Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н и Инструкции по его применению, для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, предназначен счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Бухгалтерская проводка по операциям с подотчетными лицами, в том числе: Дебет 71 Кредит 50 – касса.

В совокупности с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктом 4.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н следует. что работнику под отчёт выдаются наличные денежные средства на расходы, связанные с осуществлением деятельности работодателя(юридического лица или индивидуального предпринимателя), за которые он обязан отчитаться с представлением авансового отчёта с прилагаемыми подтверждающими документами, суммы по которым будут разнесены работодателем согласно рекомендаций Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, при этом, выдаваемые подотчётные суммы, не отчуждаются в пользу работника, являются собственностью работодателя.

В связи с этим, выдачу обществом своему иностранному работнику под отчёт денежных средств нельзя отнести к валютной операции, предусмотренной подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ и по смыслу и целям использования этой валюты(подп.«а» п. 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Кроме того, если по мнению административного органа, Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ содержит требование об обязательном осуществлении спорных расчётов через банковские счета в уполномоченных банках, то тогда вероятно должны быть предусмотрены перечень документов и информации, которые должны быть представлены резидентом в уполномоченные банки, связанные с проведением спорных расчётов.

Вместе с тем, выдача обществом своему иностранному работнику под отчёт денежных средств не входит в Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов, содержащийся в Приложении 2 к Инструкции Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".

Тот подход который занял административный орган по настоящему спору не соответствовал бы основному принципу валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации - исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов и обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций(статья 3 Закона № 173-ФЗ).

Частью 6 статьи 4 Закона № 173-ФЗ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

С учетом вышеуказанного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности

Процедуру привлечения общества к административной ответственности арбитражный суд считает соблюденной, права общества, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, обеспечены.

Так, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением от 23.08.2013 № 12-05/1-26/1598, имеющим штамп входящей корреспонденции общества № 800 от 20.08.2013.

При составлении протокола об административном правонарушении присутствовали представители общества ФИО5, доверенность которого содержало специальное правомочие по представлению интересов общества по административным делам с № 93-13/8 по № 93-13/72, и ФИО7.

Указанные представители общества присутствовали при вынесении оспариваемого постановления, со стороны общества были представлены возражения.

В данном случае, права общества, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, обеспечены.

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Административным органом оспариваемое постановление вынесено в пределах годичного срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории правонарушений.

Иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Сумма штрафа назначена обществу в пределах минимального размера санкции и в соответствии с ч.1 ст.15.25. КоАП РФ, в размере ¾ суммы незаконной валютной операции в размере 75 000 рублей(100 000 х ¾).

При указанных обстоятельствах у административного органа не имелось оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене, в порядке части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о назначении административного наказания от 12 сентября 2013 года № 93-13/53 признать незаконным и отменить его полностью.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней в Третий арбитражный апелляционный суд со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                             А.М. Ханды