ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-3292/15 от 25.11.2015 АС Республики Тыва

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ул. Кочетова, д. 91, г.Кызыл, Республика Тыва, 667000

телефон для справок: (394-22) 2-11-96, е-mail: info@tyva.arbitr.ru;  http://tyva.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-3292/2015

25 ноября 2015 года

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хайдып Н.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 14.09.2015г. № 93-15/6,

установил:

Индивидуальный предприниматель (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва (далее – ТУ ФБН, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 14.09.2015г. № 93-15/6.

В связи с наличием признаков, предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением от 29.09.2015г. заявление предпринимателя принято к производству Арбитражного суда Республики Тыва для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

Данное определение получено сторонами (почтовое уведомление № 66700086594429 и № 66700086594412), а также опубликовано на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва в сети Интернет по адресу: http://tyva.arbitr.ru (информационный ресурс: http:www.arbitr.ru)

С учетом изложенного, стороны извещены надлежащим образом о рассматриваемом судом деле.

  Определением от 29.09.2015г. судом предложено лицам, участвующим в деле, в срок до 16.10.2015г. выполнить следующие действия:

- заявителю представить при необходимости дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований;

- административному органу в соответствии с требованиями, установленными в пункте 5 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить письменный отзыв на заявленные требования с приложением доказательств с обоснованием доводов и возражений; заверенные соответствующим образом копии материалов дела об административном правонарушении.

Определением от 29.09.2015г. сторонам также предложено представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 13.11.2015г.

16.10.2015г. и 09.11.2015г. от административного органа поступили отзыв, а также материалы дела об административном правонарушении.

Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

Согласно представленным документам ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела, административным органом на основании поступивших 15.06.2015г. от уполномоченного банка – Восточно-Сибирского банка Сбербанка России материалов проведена камеральная проверка по соблюдению требования валютного законодательства Российской Федерации и вынесено определение № 93-15/6 от 20.07.2015г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.

Уведомлением от 26.08.2015г., административный орган пригласил предпринимателя на составление протокола об административном правонарушении 07.09.2015г. в 10.00 час.

07.09.2015г. административным органом в отношении предпринимателя в присутствии представителя по доверенности от 25.07.2015г. составлен протокол об административном правонарушении № 93-15/6, в котором отражено нарушение предпринимателем пункта 2.3 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012г. № 138-И, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.1 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 07.09.2015г., административный орган назначил  рассмотрение дела на 14.09.2015г. на 15.00 час.

14.09.2015г. и.о. руководителя административного органа вынесено постановление № 93-15/6 о назначении предпринимателю за вменяемое правонарушение наказания в виде наложения административного штрафа в размере 500 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статей 23.60, 28.3 Кодекса, части 2 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пунктов 1, 4, 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, приказа Федеральной службе финансово-бюджетного надзора от 17.11.2004 N 102 "О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях", протокол об административном правонарушении от 07.09.2015г. составлен, постановление по делу об административном правонарушении от 14.09.2015г. вынесено должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий.

Протокол от 07.09.2015г. № 93-15/6 составлен в присутствии представителя предпринимателя по доверенности, постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности от 14.09.2015г. № 93-15/6 вынесено в отсутствие предпринимателя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается проставленными телефонограммой и ходатайством представителя предпринимателя о рассмотрении дела без его участия.

С учетом изложенного, процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдена; права предпринимателя, установленные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Объективную сторону противоправного деяния образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании), в силу части 4 статьи 5 которого единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Представление форм учета и отчетности по валютным операциям регламентировано специальным нормативным актом - Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведение" (далее - Инструкция N 138).

Согласно пункту 1.5 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах отнесена к форме учета по валютным операциям.

В соответствии  в пунктом 2.3 Инструкции № 138-И справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции): при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет; при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.

Согласно пункту 3.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004г. № 111-И (далее – Инструкция № 111-И) уполномоченный банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления (зачисления) иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, направляет ему уведомление по форме, установленной уполномоченным банком (далее - уведомление). В уведомлении банк обязан указать, в том числе, и последнюю дату представления резидентом уполномоченному банку документов, указанных в пунктах 3.3 и 3.4 названной Инструкции (подпункт 3.1.4).

В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции № 111-И не позднее дня, указанного в подпункте 3.1.4 названной Инструкции № 111-И, резидент дает уполномоченному банку распоряжение об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, перечислении суммы в валюте Российской Федерации, полученной от обязательной продажи части валютной выручки, на свой банковский счет в валюте Российской Федерации, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после осуществления обязательной продажи (включая поступления в иностранной валюте, не являющиеся объектом обязательной продажи), на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте (далее - распоряжение).

Из пункта 3.4 Инструкции № 111-И следует, что в целях контроля за обязательной продажей части валютной выручки резидент представляет в уполномоченный банк справку, идентифицирующую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций, одновременно с распоряжением.

В соответствии с пунктом 3.10 Инструкции № 111-И обмен между уполномоченным банком и резидентом предусмотренными настоящей Инструкцией документами может быть осуществлен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между уполномоченным банком и резидентом.

Как следует из материалов дела, 07.10.2014г. между предпринимателем (Комитент) и резидентом - ООО "Аукционная компания "Союзпушнина" (г.Москва) (Комиссионер) заключен договор комиссии № 03/15-84, по условиям которого Комиссионер обязуется по поручению Комитента за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет Комитента, сделки в пользу предпринимателя по продаже на экспорт или на внутреннем рынке РФ пушно-меховых товаров на условиях, предусмотренным договором.

03.03.2015г. во исполнение договора платежным поручением № 21515 на транзитный валютный счет предпринимателя ФИО1 № 40802840271001012280 поступили средства в сумме 73 285,90 долларов США по коду валютной операции 61115 (расчеты в иностранной валюте между резидентами, являющимися комиссионерами (агентами, поверенными), и резидентами, являющимися комитентами (принципалами, доверителями), при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнение договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных средств).

Абаканским отделением № 8602 Восточно-Сибирского Сбербанка России было сформировано уведомление от 03.03.2015г. № 21515 о представлении справки не позднее 25.03.2015г.

Указанное уведомление было получено предпринимателем 30.03.2015г. В этот же день на основании его распоряжения № 2 с транзитного счета списана иностранная валюта и зачислены средства на рублевой счет в Абаканском отделении № 8602 Сбербанка России.

Из ответа Сбербанка РФ предпринимателю от 22.09.2015г. № 003131-2015-033845 следует, что уведомление о поступлении валютной выручки было сформировано на бумажном носителе и подготовлено для вручения клиенту при личной явке в банк.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что предприниматель ФИО1 не был информирован о поступлении на транзитный счет валюты, так как не был своевременно извещен о дате их поступления на счет.

Следовательно, в бездействии предпринимателя по непредставлению справки о валютных операциях не имеется состава правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении является основанием для прекращения производства в силу пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного следует признать, что у административного органа не имелось правовых оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В связи с изложенным постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва от 14.09.2015г. № 93-15/6 следует признать незаконным и подлежит отмене.

В связи с тем, что заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, ее взыскание не производится.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) удовлетворить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва от 14.09.2015г. № 93-15/6, г.Кызыл, о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 500 рублей признать незаконным и отменить его полностью.

Настоящее решение по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                    Н.М. Хайдып