Арбитражный суд Республики Тыва
667000, г.Кызыл, ул. Кочетова, д.91, телефон/факс: (394-22) 2-11-96,
http://tyva.arbitr.ru, электронная почта: info@tuva.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл | Дело № А69-3335/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2015 г. Полный текст решения изготовлен 30 июня 2015 г.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш А.Ш. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании заявление Автономного учреждения «Тес-Хемское специализированное лесохозяйственное учреждение» (ОГРН 1071714000160, ИНН 1706004506) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Тыва (ОГРН 1041700690096, ИНН 1714005510) о признании недействительным решения от 30.09.2013 № 1714-08/33 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании: Оюна К.Д. – представителя заявителя по доверенности от 01.09.2014 и Куулар А.Х. – представителя налогового органа по доверенности от 09.02.2015 № 013,
установил:
Автономное учреждение «Тес-Хемское специализированное лесохозяйственное учреждение» (далее – учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Тыва(далее – налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительным ненормативного правового акта - решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении от 30.09.2013 № 1714-08/33.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 11.11.2014 производство по делу № А69-3335/2014 было приостановлено в порядке пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью рассмотрения данного дела до разрешения другого дела № А69-1985/2014, рассматриваемого арбитражным судом.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 28.05.2015 производство по делу возобновлено в связи устранением обстоятельств, послужившим основанием для приостановления производства по делу в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что спариваемым решением налогового органа доначислены суммы налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость, при этом учреждение имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, а не представление заявления на освобождение от исполнения обязанностей не может являться основанием для утраты права на применение налоговых вычетов согласно статьей 145 Налогового кодекса РФ. По мнению заявителя, при проведении выездной налоговой проверки и вынесении оспариваемого судебном порядке решения налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности. По основаниям, указанным в заявлении, учреждение просит признать недействительным оспариваемое решение.
Налоговой инспекцией представлен отзыв на заявление и в судебном заседании его представитель, не согласившись с заявленными требованиями учреждения в полном объеме, пояснила, что учреждением не представлено уведомление об использовании права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, а также документы, подтверждающие такое право, поэтому налоговым органом доначислены суммы налогов, пени на них и штрафы. Кроме того, имеются судебные акты, которыми подтверждены обоснованность доначисления сумм налогов, а также соблюдение налоговым органом процедуры привлечения к налоговой ответственности. Согласно доводам, изложенным в отзыве на заявление, налоговая инспекция просит отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, арбитражный суд установил:
Из материалов дела следует, что Автономное учреждение «Тес-Хемское специализированное лесохозяйственное учреждение» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1071714000160, ИНН 1706004506.
На основании решения 01.07.2013 № 1714-08/33 инспекцией проведена выездная налоговая проверка Автономного учреждения «Тес-Хемское специализированное лесохозяйственное учреждение» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов по всем налогам и сборам за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки от 27.08.2013 № 1714-08/33, врученном Чорбаан М.В. 27.08.2013, что подтверждается отметкой о вручении на последнем листе акта.
По результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 30.09.2013 № 1714-08/33 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату и не полную уплату сумм налогов в общей сумме 41 647 руб., п. 1 ст. 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление налоговым агентом удержанных сумм НДФЛ в виде штрафа в сумме 35 287 руб., п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) сведений в общей сумме 6 000 руб. Названным решением учреждению предложено уплатить сумму неуплаченных налогов в общей сумме 384 666 руб. и начисленные на них пени в размере 81 765 руб., в том числе: по налогу на доходы с физических лиц – 176 434 руб. и пени на них – 31 824 руб.; НДС – 111 660 руб. и пени на них – 36 263 руб.; земельный налог – 84 933 руб. и пени на них – 12 023 руб.; УСН – 11 639 руб. и пени на них – 1 655 руб.
Решение от 30.09.2013 № 1714-08/33 вынесено в отсутствие законного представителя учреждения, надлежащим образом извещения о дате, месте и времени принятия решения по результатам материалов выездной налоговой проверки, что подтверждается извещением от 17.09.2013 № 1721-08/33, врученного Чорбаан М.Ю. от 17.09.2013 г.
Указанное решение учреждением обжаловано в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва.
Решением Управления от 30.09.2014 № 02-12/6404 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 30.09.2013 № 1714-08/33 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 30.09.2013 № 1714-08/33, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2013 № 1714-08/33 недействительным.
Оценив и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования являются необоснованными и подлежащими отказу по следующим основаниям:
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта лежит на органе, который принял акт.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом не установлены существенные нарушения процедуры привлечения учреждения к налоговой ответственности и принятия оспариваемого решения от 30.09.2013 № 1714-08/33, так как налоговым органом соблюдены положения статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации в части вручения законному представителю учреждения акта выездной налоговой проверки, обеспечения учреждению возможности представить возражения на акт проверки, участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения.
Таким образом, налоговой инспекцией соблюдена процедура привлечения АУ «Тес-Хемское специализированное лесохозяйственное учреждение» к налоговой ответственности.
Оспаривая решение налогового органа от 30.09.2013 в части доначисления налога на добавленную стоимость и на доходы физических лиц, учреждение полагает, что АУ «Тес-Хемское специализированное лесохозяйственное учреждение» имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 30.09.2013 № 1714-08/33 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату и не полную уплату сумм налогов в общей сумме 41 647 руб., п. 1 ст. 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление налоговым агентом удержанных сумм НДФЛ в виде штрафа в сумме 35 287 руб., п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) сведений в общей сумме 6 000 руб. Названным решением учреждению предложено уплатить сумму неуплаченных налогов в общей сумме 384 666 руб. и начисленные на них пени в размере 81 765 руб., в том числе: по налогу на доходы с физических лиц – 176 434 руб. и пени на них – 31 824 руб.; НДС – 111 660 руб. и пени на них – 36 263 руб.; земельный налог – 84 933 руб. и пени на них – 12 023 руб.; УСН – 11 639 руб. и пени на них – 1 655 руб.
При этом, в материалах дела имеется решение Арбитражного суда Республики Тыва от 15 октября 2014 года по делу № А69-1985/2014 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Тыва к Автономному учреждению «Тес-Хемское специализированное лесохозяйственное учреждение» о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 537 798 руб. 79 коп., которым заявление налогового органа удовлетворено частично, а именно: с учреждения в пользу налогового органа взыскана задолженность по налогам, пени и штрафам в общей сумме 519 894 рублей 79 копеек из них: налог на доходы с физических лиц в сумме 176 434 рубля и пени 31 824 рубля; налог на добавленную стоимость в сумме 100 193 рубля 79 копеек и пени на них в сумме 36 263 рубля; земельный налог в сумме 84 933 рубля и пени на них в сумме 12 023 рубля; единый налог по упрощенной системе налогообложения в сумме 11 639 рублей и пени на них в сумме 1655 рублей; налоговые санкции в общей сумме 64 930 рублей, для перечисления в соответствующие бюджеты; производство по делу в части взыскания штрафных санкций в сумме 17 904 рублей прекращено в связи с отказом от иска; с учреждения в доход бюджета Российской Федерации взыскано 2000 рублей судебный расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 решение Арбитражного суда Республики Тыва от 15.10.2014 по делу А69-1985/2014 оставлено в силе, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебными актами по делу А69-1985/2014 подтверждены правомерность доначисления суммы налогов, пени и штрафов, указанных в оспариваемом в судебном порядке решении налогового органа, соответственно, вывод налогового органа о доначисления суммы налогов, пени и штрафов подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Кодекса).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Тыва от 15.10.2014 по делу № А69-1985/2014 установлен факт наличия у учреждения задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 519 894 рублей 79 копеек, законность требования инспекции № 2545 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.12.2013. Данные обстоятельства имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, обстоятельства наличия у учреждения задолженности по налогам, пени и штрафу с учетом судебных актов по делу № А69-1985/2014, имеющих преюдициальное значение, не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела по оспариванию решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении от 30.09.2013 № 1714-08/33 по результатам выездной налоговой проверки. Тем более, что наличие задолженности и правильность их начисления учреждение не оспаривает.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов учреждения решением налоговой инспекции.
Таким образом, суд, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, проанализировав приложенные к нему документы и изучив материалы дела, приходит к выводу, что ненормативный правовой акт налоговой инспекции принят в соответствии с фактическими обстоятельствами выездной налоговой проверки и с учетом положений глав 21, 23, 26.2 и 31 Налогового кодекса Российской Федерации и не усматривает оснований для признания решения от 30.09.2013 № 1714-08/33 недействительным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные акты, действия и решения государственных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы учреждение, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом доказано соответствие закону ненормативного правового акта, а учреждение не представил доказательств нарушения этим актом его прав и законных интересов, суд, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса, считает отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Автономного учреждения «Тес-Хемское специализированное лесохозяйственное учреждение» (ОГРН 1071714000160, ИНН 1706004506) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Тыва (ОГРН 1041700690096, ИНН 1714005510) о признании недействительным решения от 30.09.2013 № 1714-08/33 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения отказать, признав оспариваемый ненормативный правовой акт соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.
Судья Чамзы-Ооржак А.Х.