Арбитражный суд Республики Тыва
http://www.tyva.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл Дело № А69-3425/2020
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2021 г. Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2021 г.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш А.Ш., рассмотрев в судебном заседании заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Барун-Хемчикский» (МВД по РТ: ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Барун-Хемчикский» (далее – МО МВД по РТ, административный орган или заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Дело рассмотрено в открытом судебном заседании в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания в порядке ч. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовые уведомления от 11.02.2021 № 99772, от 10.02.2021 № 99774), а также публичное извещение о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва в сети Интернет по адресу: http://tyva.arbitr.ru (портал Федеральных арбитражных судов Российской Федерации: http:www.arbitr.ru).
Из заявления о привлечении к административной ответственности следует, что 08.12.2021 в рамках профилактического мероприятия «Алкоголь – Табак» около 15 час. 00 мин. выявлен факт незаконного оборота предпринимателем алкогольной продукции без сопроводительных документов, поэтому заявитель просит суд привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП ФИО1 не представлен отзыв на заявление, в связи с чем суд рассматривает спор по имеющимся в материалах дела доказательствам в порядке ч. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав возражения представителя предпринимателя, арбитражный суд установил:
ФИО1 зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва 23.11.2020 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером (ОГРНИП) <***>, ИНН <***>.
Как следует из материалов дела, 08.12.2020 в 15 час. 00 мин. в рамках профилактического мероприятия «Алкоголь – Табак» в ходе осмотра принадлежащего предпринимателю помещения магазина «Продуктовый магазин», расположенного по адресу: <...>, сотрудниками ГЭБ и ПК МО МВД России «Барун-Хемчикский» выявлен факт незаконного оборота, а именно: хранение алкогольной продукции без сопроводительных документов.
По результатам проверки должностным лицом МО МВД «Барун-Хемчикский» ФИО2 составлен протокол осмотра принадлежащих физическому лицу, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.12.2020. При составлении протокола об осмотре осуществлена видеосъемка.
Указанным протоколом изъята следующая алкогольная продукция: пивной напиток «Крепыш» объемом 1,3 литра в количестве 12 бутылок; пивной напиток «Минусинское живое» объемом 1,35 литра в количестве 72 бутылок; пивной напиток «Золото Хакасии» объемом 1,3 литра в количестве 102 бутылок; пивной напиток «Зеленогорское» объемом 1,35 литра в количестве 49 бутылок; пивной напиток «Старый мельник» объемом 0,45 литра в количестве 24 бутылок; пивной напиток «Bud» объемом 0,45 литра в количестве 15 банок; пивной напиток «Аян» объемом 0,5 литра в количестве 12 бутылок; пивной напиток «ESSA» объемом 0,45 литра в количестве 8 бутылок.
09.12.2020 старшим лейтенантом полиции Межмуниципального отдела МВД РФ «Барун-Хемчикский» ФИО3 составлен протокол № 2196 серии № 11 об административном правонарушении за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений в присутствии ИП ФИО1
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает требования административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Наличие полномочий Отделения МВД России по Республике Тыва на составление протокола об административном правонарушении установлено судом и лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривается.
Материалами дела подтверждается факт составления протокола об административном правонарушении № 2196 серии 11 от 09.12.2020 в присутствии индивидуального предпринимателя ФИО1, в связи с чем процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности административным органом не нарушена.
Установленный статьей 4.5 Кодекса годичный срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истек.
Согласно части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, образует, в том числе, хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции без документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ»).
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (пункт 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии вышеназванных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в частности при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2).
Форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила ее заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864, согласно которым в пункте 12 раздела "А" справки указываются номер и дата подтверждения фиксации информации в ЕГАИС.
Как следует из материалов дела, 08.12.2020 в 15 час. 00 мин. в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Алкоголь-Табак» около 15 час. 00 мин. в магазине «Продуктовый магазин», расположенного по адресу: <...>, выявлен факт незаконного хранения предпринимателем алкогольной продукции без сопроводительных документов.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными документами, а именно: протоколом осмотра от 08.12.2020; видеосъемкой от 08.12.2020; чеком от 08.12.2020; товарными накладными от 07.11.2020 № 14499; товарно-транспортным накладным от 07.11.2020; протоколом № 2196 серии № 11 от 09.12.2020 об административном правонарушении.
Оценив представленные документы, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку событие административного правонарушения, выразившееся в хранении алкогольной продукции без сопроводительных документов, соответственно, вина его в совершении подтверждены материалами дела.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют и предпринимателем не представлена соответствующая сопроводительная документация, удостоверяющая легальность их производства и оборота, в частности товарно-транспортная накладная, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что предпринимателем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, протоколом осмотра от 08.12.202020 изъята у предпринимателя алкогольная продукция, а именно: пивной напиток «Крепыш» объемом 1,3 литра в количестве 12 бутылок; пивной напиток «Минусинское живое» объемом 1,35 литра в количестве 72 бутылок; пивной напиток «Золото Хакасии» объемом 1,3 литра в количестве 102 бутылок; пивной напиток «Зеленогорское» объемом 1,35 литра в количестве 49 бутылок; пивной напиток «Старый мельник» объемом 0,45 литра в количестве 24 бутылок; пивной напиток «Bud» объемом 0,45 литра в количестве 15 банок; пивной напиток «Аян» объемом 0,5 литра в количестве 12 бутылок; пивной напиток «ESSA» объемом 0,45 литра в количестве 8 бутылок.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц (подпункт 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ).
При этом, изъятые в ходе проверки этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в том числе в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, а также производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка) подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 10.2, пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Закона № 171-ФЗ (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ также установлено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства - полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.
Следовательно, спорная алкогольная продукция находилась в незаконном обороте, в связи с чем к ней не может быть применен дополнительный вид наказания в виде конфискации. Поскольку арестованная в ходе производства по делу об административном правонарушении алкогольная продукция находилась в обороте без соответствующих документов, следовательно, подлежит изъятию из незаконного оборота и уничтожению, а не конфискации.
Данный вывод следует из пункта 1 Обзора, утвержденного 19.09.2018 Президиумом Верховного суда Российской Федерации, исходя из которого указанные в пункте 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.
Тем самым, с учетом правовой позиции Верховного суда РФ, изъятая алкогольная продукция подлежит уничтожению в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности и отягчающих вину, судом не установлено.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не производится.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 (ред. от 10.11.2011г.) в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Уплата административного штрафа производится по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Республике Тыва (МО МВД России «Барун-Хемчикский» по Респ. Тыва)
ИНН <***> КПП 170101001
Банк – Отделение – НБ Республики Тыва
БИК – 049304001
Счет 40101810050049510001
ОКТМО 93610000
КБК – 188 116 011 410 0016 140
назначение платежа - административный штраф
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Настоящее решение Арбитражного суда Республики Тыва изготовлено в форме электронного документа и направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (информационная система "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов (http://kad.arbitr.ru). В случае необходимости наличия решения на бумажном носителе суд направляет по ходатайству заинтересованного лица в пятидневный срок со дня поступления такого ходатайства с заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку (ст. 177 АПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), зарегистрированного по адресу: с. <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.
Алкогольную продукцию, указанную в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.12.2020, в силу п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» изъять и направить на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Чамзы-Ооржак А.Х.