Арбитражный суд Республики Тыва
Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)
http://www.tyva.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл Дело № А69-3467/2019 28 января 2020 года.
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2020 года. Полный текст решения изготовлен 28 января 2020 года
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи А.А. Калбак при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кызыл-оол З.М., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: 668400, Республика Тыва, <...>)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес нахождения: 630091, <...>)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 14.11.2019 № 30-04-13/19-128П,
при участии в судебном заседании: от заявителя: ФИО1 (предъявлен паспорт) от административного органа – не явились;
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу (далее – административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 14.11.2019 № 30-04-13/19-128П.
До судебного заседания от административного органа поступил отзыв на заявление с приложением материалов административного дела, которым просили отказать в
удовлетворении заявления. В отзыве административный орган заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Суд приобщил представленные документы к материалам дела
В силу части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителя административного органа.
В судебном заседании заявитель поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что оказывала только консультационные услуги и услуги технического характера, в частности разрабатывала проекты договоров, проверяла документы, при передаче денежных средств между сторонами договоров не присутствовала, в кредитные организации и государственные органы не ходила, документы сторон договоров уполномоченные органы не сдавала. Денежные средства принимала от сторон договора, в качестве оплаты именно за услуги консультативного и технического характера, по приходно-кассовому ордеру.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства настоящего спора.
ФИО1 зарегистрирована 09.04.2013 Межрайонной ИФНС № 2 по Республике Тыва в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за ОГРНИП <***>.
Основным видом деятельности ФИО1 является посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (ОКВЭД 68.31.1)
Из материалов дела следует, что на основании приказа административного органа от 02.07.2019 N 36/н должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по СФО в период с 03.07.2019 по 27.09.2019 проведена камеральная проверка предпринимателя за период с 01.01.2018 по 30.06.2019 на предмет соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115- ФЗ).
Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма № 20-04-12/19-43К от 30.09.2019.
Копия акта проверки направлена в адрес предпринимателя 30.09.2019 посредством электронной почты. Доказательств направления акта проверки № 20-04-12/19-43К от 30.09.2019 посредством почтовой связи административным органом не представлено.
Телеграммой от 30.09.2019 ИП Сенди А.В. извещена о необходимости явки в административный орган 02.10.2019 к 15-00 час., для участия в составлении протокола об административном правонарушении по фактам выявленных нарушений по признакам правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением № 20-04-13/19-128 от 16.10.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении продлено.
Постановлением № 20-04-13/19-128ИП от 14.11.2019 ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Основанием для привлечения предпринимателя к указанной ответственности послужили выявленные в ходе проверки факты неисполнения обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля, непредставления в административный орган в трехдневный срок сведений об 11 операциях, подлежащих обязательному контролю, а именно: по договорам купли-продажи квартир от 22.10.2018, 25.10.2018, 22.11.2018, 23.11.2018, 05.12.2018, 17.01.2019, 28.01.2019, 18.02.2019, 05.03.2019, 11.04.2019, 13.05.2019.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
В силу части 1 статья 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Исходя из ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего
оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом, в силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808, пунктом 58 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29.07.2014 N 191, Перечнем должностных лиц Росфинмониторинга и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 24.06.2009 N 141, протокол об административном правонарушении от 02.10.2019 составлен, постановление о назначении административного наказания от 14.11.2019 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной компетенции. Указанное обстоятельство не оспаривается.
Протокол об административном правонарушении № 20-04-13/19-128 от 02.10.2019 в отношении ФИО1 составлен без её участия.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что административным органом 30.09.2019 на электронный адрес агентства недвижимости «Домус» направлена информация о необходимости явки по адресу административного органа 02.10.2019 к 15 час. 00 мин. для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, уведомление о необходимости явки 02.10.2019 к 15 час. 00 мин была вручена отцу предпринимателя 01.10.2019.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд полагает, что административным органом не предприняты все необходимые и достаточные меры для извещения ИП ФИО1 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие реализации данных прав обусловлено тем, что административным органом не учтена значительная удаленность места осуществления деятельности предпринимателя и её места жительства (г. Кызыл, Республика Тыва) и местом нахождения административного органа (г. Новосибирск). Время прохождения наземного транспорта между городами Кызыл и Новосибирск составляет 29 часов.
В случае обеспечения более длительного периода между направлением уведомления о необходимости явки в административный орган, предпринимателю была бы предоставлена возможность обеспечить свою явку, либо явку представителя и предприниматель мог и должен был узнать всю интересующую его информацию по нарушениям, выявленным в результате проведения проверки, сформировать свою
правовую позицию и в случае необходимости обратиться за правовой помощью, что позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц, урегулированы Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 115-ФЗ).
Статьей 3 Закона № 115-ФЗ установлено, что для целей этого закона под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом
независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: 1) организация и осуществление внутреннего контроля; 2) обязательный контроль; 3) запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; 4) иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 5 Закона № 115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Права и обязанности, возложенные этим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются в том числе на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В соответствии с пунктами 1.1, 4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
Подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в том числе идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи
7 этого Федерального закона, а также документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена, сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию названных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 (далее - Требования от 30.06.2012 N 667) настоящий документ определяет требования, предъявляемые при разработке, в частности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - индивидуальные предприниматели), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - правила внутреннего контроля).
Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения
обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию (пункт 3 Требований от 30.06.2012 N 667).
В соответствии с пунктами 2 и 5 указанных Требований правила внутреннего контроля являются документом, который устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля, определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию. В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в соответствии с пунктов 2.1 и 2.4 которого, идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, проверку наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона, определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу, выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска, обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
Организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки в соответствии с
пунктом 2.5 Положения фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
Проведенной административным органом проверкой установлено, что в проверяемом периоде ИП ФИО1 оказаны услуги по заключению 11 договоров купли- продажи недвижимого имущества на сумму, превышающую 3 миллиона рублей:
№ | ФИО сторон договора | Сумма | Дата | Основания совершения операции | Назначение | Дата до которой необходимо направить сообщение |
ФИО2 ФИО3 ФИО4 | ||||||
ФИО5 ФИО6 ФИО7 ФИО8 ФИО9 | ||||||
ФИО10 Хуваалга М.В. | ||||||
ФИО11 ФИО12 ФИО13 | ||||||
ФИО14 ФИО15 ФИО16 | ||||||
ФИО17 Тюлюш Ч.В. | ||||||
ФИО18 ФИО19 | ||||||
ФИО20 ФИО21 | ||||||
ФИО22 ФИО23 | ||||||
ФИО24 Монгуш А.А. | ||||||
ФИО25 ФИО26 |
Исходя из указанных обстоятельств, административный орган пришел к выводу о том, что ИП ФИО1 является лицом, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно – оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а потому, на нее распространяется обязанность по исполнению всех требований, установленных статьей 7
Закона № 115-ФЗ. А поскольку проверкой установлено, что предпринимателем в отношении клиентов идентификация не проводилась, анкеты клиентов не составлены, мероприятия по выявлению наличия среди клиентов организация и физических лиц, в отношении которых применены либо должны быть применены меры по замораживанию (блокировке) денежных средств или иного имущества не проведены, а также у предпринимателя отсутствует организация внутреннего контроля по разработке и реализации правил внутреннего контроля, не назначено должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Между тем, как видно из буквального содержания статьи 5 Закона N 115-ФЗ и Требований от 30.06.2012 N 667, правила внутреннего контроля разрабатываются индивидуальными предпринимателями, именно оказывающими названные посреднические услуги, что не является равнозначным требованием ко всем индивидуальным предпринимателям, только указавшим такой вид деятельности в качестве основной (код ОКВЭД 68.31), но фактически не осуществляющие эту деятельность.
В связи с вышеизложенным под оказанием лицом посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в контексте статьи 5 Закона N 115-ФЗ следует понимать такие виды посредничества, когда лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, участвует в такой сделке и, таким образом, осуществляет подконтрольные операции с денежными средствами или названным имуществом.
Таким образом, ни Законом N 115-ФЗ, ни Требованиями от 30.06.2012 N 667 на индивидуальных предпринимателей, которые фактически не осуществляют подконтрольные операции, не возложены обязанность предоставления вышеуказанных сведений в административный орган и не является основанием для возложения на него ответственности за непредоставление информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом которые он сам не осуществляет.
В целях привлечения организации (предпринимателя) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренное частью 1 или 2 статьи 15.27 КоАП РФ, должно быть установлено, что на соответствующего субъекта распространяются требования Закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним
подзаконных актов (Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 N 308-АД15-14999, от 11.05.2016 N 44-АД16-5, от 08.04.2019 N 77-АД19-1).
Анализ заключенных договоров позволяет прийти к выводу о том, что договоры купли-продажи недвижимого имущества заключены между сторонами договоров, ИП ФИО1 не значится стороной сделок, не действовала от имени сторон договора, стороны договоров доверенности на имя ИП ФИО1 с правом заключения от их имени договоров купли-продажи, операции с денежными средствами не производились, поручений таких её не давалось.
Соответственно, в силу пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие таких действий не порождают прав и обязанностей у предпринимателя.
Формулировки в преамбулах договоров купли-продажи квартир в части указания наименования агентства недвижимости «Домус», с указанием адреса нахождения и номера телефона агентства, не могут свидетельствовать об оказании посреднических услуг предпринимателем.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что договоры от 22.10.2018, 25.10.2018 удостоверены нотариусом г. Кызыла ФИО27, договоры от 22.11.2018, 05.03.2019, 13.05.2019 составлены на бланках Центра недвижимости от Сбербанка ДомКлик.
Представленные административным органом реестры заключенных на оказание услуг, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества ИП ФИО1 за 2018- 2019 годы, также не могут свидетельствовать об осуществлении посреднических услуг предпринимателем, поскольку из них невозможно однозначно установить за какие услуги были оплачены денежные средства; договоров на оказание посреднических услуг и платежных документов с указанием назначения платежа административным органом не представлено.
Операций с имуществом, подлежащим контролю в соответствии с Законом № 115- ФЗ, а также с денежными средствами, предпринимателем самостоятельно не производилось, стороной в спорных сделках, повлекших установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3 Закона № 115- ФЗ) в отношении недвижимого имущества по вышеуказанным договорам предприниматель не являлся. Денежные средства, получаемые предпринимателем, являлись оплатой её консультационных услуг и услуг технического характера и не имели отношения к средствам, уплачиваемым за приобретение объектов недвижимости. Такие
услуги не относятся к сделкам, в отношении которых следует выполнять требования статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а потому заявителя нельзя признать субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Само по себе отнесение предпринимателя к перечню, содержащемуся в статье 5 Закона № 115-ФЗ, не влечет для него возникновения обязанности по соблюдению указанных нормативных требований при оказании услуг, не связанных с осуществлением им операций с денежными средствами и иным имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Однако в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Закона N 115-ФЗ под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.
В абзацах 3 и 4 пункта 17 Информационного письма Росфинмониторинга от 10.02.2016 N 50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли" дано разъяснение территориальным органам о применении положений статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ в части определения понятия "клиента", подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что клиентами по отношению к агенту являются принципал и покупатель/продавец имущества, а сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках агентского договора, представляются агентом.
Таким образом, с учетом установленных судами в настоящем деле обстоятельств, ни покупатели объектов недвижимости - физические лица, ни продавцы – физические лица, клиентами предпринимателя не являлись, посредническая деятельность для них предпринимателем не велась.
Из установленных судом обстоятельств следует, что операции с имуществом, подлежащим контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ, а также с денежными средствами (при приобретении гражданами в личную собственность квартир) непосредственно предпринимателем не производились; стороной в сделках, повлекших установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и
обязанностей, предприниматель при совершении действий на основании выданной агентом доверенности не являлся, услуги носили консультационный и сопроводительный характер, что при рассматриваемых обстоятельствах в конкретном случае является
деятельностью, не относящейся к посредническим услугам в том смысле, как это предусмотрено статьей 5 Закона N 115-ФЗ.
Таким образом, выводы административного органа о наличии в действиях предпринимателя состава вмененного её административного правонарушения следует признать необоснованным.
Отсутствие составов правонарушений в действиях предпринимателя исключает возможность привлечения его к административной ответственности (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ),
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Схожая правовая позиция изложена в Определении Верховного суда от 13 декабря 2019 г. N 309-ЭС19-23010, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2015 № А45-3423/2015.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу от 14.11.2019 № 30-04- 13/19-128П признать незаконным и отменить полностью.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней в Третий арбитражный апелляционный суд со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной
подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Калбак А.А.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 09.10.2019 3:20:45
Кому выдана Калбак Аяна Александровна