АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А-69-355/2009-3
24 апреля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2009 г. Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2009 г.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Донгак Ш.О., рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью «Адыг» о признании недействительным ненормативного правового акта Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва
с участием представителей сторон:
заявителя - ООО «Адыг»: ФИО1 по доверенности от 20.10.2008;
налогового органа: ФИО2 по доверенности от 24.03.2009;
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Адыг» (заявитель, ООО «Адыг») обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва (налоговый орган, ответчик) - решения № 10742 от 18.06.2008 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, дополнительных заявлений и ходатайств не представил.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что решение вынесено в соответствии с налоговым законодательством. При этом, представитель налогового органа подтвердил, что налоговым органом проверены представленные обществом счета-фактуры и товарно-транспортные накладные и не оспаривает факт оплаты за приобретенные товары (работы, услуги) обществом по указанным документам.
Налоговый орган указывает, что обществом пропущен срок обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности.
Исследовав материалы дела, дела суд установил.
ООО «Адыг» зарегистрировано Регистрационной палатой при Правительстве Республики Тыва 06.12.1999 за № РТ-0098.
21.01.2008 ООО «Адыг» в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (НДС) за декабрь 2007 года, согласно которой сумма налога к возмещению из бюджета составила 7 550 рублей (налоговая база – 13 149 695 рублей, начислено налога на добавленную стоимость - 2 366 945 рублей; сумма налоговых вычетов – 2 374 495 рубля).
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт № 4320 от 28.04.2008г., из которого следует, что Обществом для обоснованности применения налоговых вычетов в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не представлены подтверждающие документы, а именно соответствующие первичные документы и документы, подтверждающие принятие на учет товаров.
В рамках ст. 93 Кодекса налоговым органом налогоплательщику было направлено требование № 449 от 13.02.2008 о предоставлении документов. На требование налогового органа Обществом представлены следующие документы: книга продаж за декабрь месяц 2007, книга покупок за декабрь 2007, счета-фактуры, указанные в книге покупок за декабрь 2007.
Кроме того, при направлении 06.06.2008 в налоговый орган корректирующей налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 в связи с несвоевременным поступлением счетов-фактур от поставщика и невозможностью отражения данной операции в первичной декларации за декабрь 2007, налоговому органу дополнительно были направлены следующие документы: дополнительный лист книги покупок, счета-фактуры поставщика, товарные накладные и договор поставки товара.
В соответствии с требованием налогового органа от 29.08.2008 № 1182 Общество дополнительно направило копии счетов-фактур и товарных накладных за декабрь 2007 – на 160 листах, учетные ведомости по счетам 60, 62, 76, 90, 91 – на 20 листах и договор купли-продажи на 2 листах.
Таким образом, обществом в налоговый орган представлены все запрошенные документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.
По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение № 10742 от 18.06.2008 о привлечении ООО «Адыг» к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 473 389 рубля (2 366 945 x 20%). Этим же решением обществу предложено уплатить НДС в сумме 2 366 945 рублей пени в сумме 121 247 рублей.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности послужило, по мнению налогового органа, непредставление подтверждающих документов для обоснованности применения налоговых вычетов по НДС за декабрь 2007г.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО «Адыг» обратилось в Управление ФНС по РТ с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение № 10742 от 18.06.2008.
Управление ФНС по РТ рассмотрев апелляционную жалобу, оставило решение Межрайонной ИФНС № 1 по РТ без изменения, а жалобу без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно пункту 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, подлежащего уплате, на сумму налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации такие налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров.
Таким образом, условиями возникновения у налогоплательщика права на налоговый вычет являются: фактическая оплата с учетом налога на добавленную стоимость товара поставщику, принятие данных товаров на учет и наличие соответствующих первичных документов. Иных условий для применения налоговых вычетов налоговое законодательство не содержит.
В силу пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету и возмещению.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны в том числе порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания). Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Материалами дела подтверждается, что в подтверждение налоговых вычетов налогоплательщиком были представлены счета-фактуры, содержащие обязательные реквизиты, установленные пунктами 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и данный факт не оспаривается налоговым органом.
Счета-фактуры составляют и выставляют продавцы товаров (работ, услуг) при их приобретении налогоплательщиком.
Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
В материалах дела имеются товарные накладные, свидетельствующие о передаче товара. Представленные товарные накладные имеют дату их составления, соответствующую датам счетов-фактур. Налоговый орган не заявил о фальсификации указанных документов, не представил доказательств, опровергающих факт получения налогоплательщиком товара по спорным товарным накладным, либо получение товара в другом налоговом периоде. Следовательно, довод налогового органа о неоприходовании товаров является несостоятельным.
Из системного единства норм п. п. 1 и 2 ст. 169, 171 (п. 2) и 172 (п. 1) НК РФ следует, что счет-фактура - не единственное основание для принятия НДС к вычету. Принципиален факт уплаты предъявленных налогоплательщику сумм налога при приобретении им товаров (работ, услуг) для использования в производственных целях. Поэтому среди оснований вычета НДС закон называет документы, подтверждающие факт уплаты налога. В оспариваемом решении налоговой инспекции не ставится под сомнение факт уплаты заявителем сумм НДС, указанных в счетах-фактурах.
Из анализа указанных норм следует, что документами, на основании которых налогоплательщик вправе заявить налоговые вычеты, с учетом положений статей 169, 171 Налогового кодекса Российской Федерации являются счета-фактуры, а также платежные документы, подтверждающие оплату поставщику стоимости поставленного товара и НДС.
Из Определения от 02.10.2003 N 384-О Конституционного Суда Российской Федерации также следует, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты могут предоставляться на основании и иных документов, подтверждающих уплату НДС. Такой подход согласуется с конституционно-правовым смыслом вычетов по НДС, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации и изложенным в Постановлении от 20.02.2001 по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость".
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В силу пунктов 2, 5, 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо исключений из общего правила об извещении лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, в том числе, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Из материалов дела следует, что Общество не участвовало в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. Как видно из уведомления налогового органа № 14-04/7478, налоговая инспекция направила извещение Обществу о его участии в рассмотрении возражений по акту камеральной проверки от 28.04.2008 № 4320 10 июня 2008 (при этом дата в уведомлении исправлена), указав, что рассмотрение состоится 18.06.2008, т.е. после даты рассмотрения возражений общества налоговым органом, что лишило возможности налогоплательщика лично представить объяснения по акту камеральной проверки.
Согласно п. 12 ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям процедуры рассмотрения материалов проверки относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Необеспечение налоговым органом возможности обществу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов и представить объяснения 18.06.2008, является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и является основанием для признания решения налогового органа от 18.06.2008 № 10742 о привлечении к налоговой ответственности недействительным.
Довод налогового органа о пропуске срока обжалования решения № 10742 от 18.06.2008 о привлечении к налоговой ответственности отклонятся судом, поскольку налоговым органом указанное решение направлено обществу только 30.10.2008, а получено обществом 10.11.2008. Данный факт также подтверждается копией почтового уведомления и не отрицается налоговым органом.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
При подаче заявление ООО «Адыг» по платежным поручениям от 21.01.2009 № 36 и № 37 уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 рублей за принятие обеспечительных мер и 2 000 рублей за рассмотрение заявления, которая в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с налогового органа в пользу общества.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Общество с ограниченной ответственностью «Адыг».
Признать недействительным и несоответствующим п. 1 статьи 172, пункту 12 ст. 101.4, п. 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва № 10742 от 18.06.2008 года о привлечении к налоговой ответственности и обязать налоговый орган устранить нарушение прав налогоплательщика путем принятия вычета по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Адыг» государственную пошлину уплаченную по платежным поручениям от 21.01.2009 № 36 и № 37 в общей сумме 3 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.
Судья Ш.О. Донгак