ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-3830/13 от 04.04.2014 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл

  Дело № А69-3830/2013

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2014 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Павлов А.Г., при ведении судебного протокола секретарем судебного заседания Монгуш Н.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва о признании представления от 01.11.2013 № 110 и Акта от 14.10.2013 № 146 в части установления финансовых нарушений бюджетного законодательства в виде осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва выплат 8 семьям единовременной материальной помощи с превышением предельного размера на семью (50 тысяч рублей) на сумму 130 000 рублей незаконными,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ховалыг Д.С. – представитель по доверенности от 10.01.2014, Монгуш Э.Ч. – представитель по доверенности от 02.04.2014,

от заинтересованного лица: Чат А.М. – представитель по доверенности от 14.01.2014,

установил:

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее по тексту – учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва (далее по тексту – уполномоченный орган) о признании представления от 01.11.2013 № 110 и Акта от 14.10.2013 № 146 в части установления финансовых нарушений бюджетного законодательства в виде осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва выплат 8 семьям единовременной материальной помощи с превышением предельного размера на семью (50 тысяч рублей) на сумму 130 000 рублей незаконными.

В судебном заседании 02 апреля 2014 года на основании части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв судебного заседания до 09 часов 40 минут 04 апреля 2014 года.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, и просит суд удовлетворить заявление.

Представители уполномоченного органа в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились по доводам, изложенным в отзыве, и просят суд в удовлетворении заявления отказать.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как видноиз материалов дела, уполномоченным органом проведена внеплановая проверка учреждения целевого расходования в 2012 году средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий землетрясений, произошедших на территории Республики Тыва в 2011 и 2012 годах. По результатам проверки уполномоченным органом составлен Акт внеплановой проверки от 14.10.2013 № 146.

На основании проведенной проверки уполномоченных органом в отношении учреждения вынесено представление от 01.11.2013 № 110.

Учреждение, не согласившись с представлением от 01.11.2013 № 110 и Актом от 14.10.2013 № 146 в части обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, выслушав доводы стороны, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что к ненормативным правовым актам относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Таким образом, ненормативный правовой акт - односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.

Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.

Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий. Они не могут затронуть прав и законных интересов лиц.

Ненормативные правовые акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер. Форма ненормативного правового акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.

Оспариваемый заявителем Акт внеплановой проверки от 14.10.2013 № 146 не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, так как по своему содержанию не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, не нарушает его прав и законных интересов и не влечет для него каких-либо иных неблагоприятных последствий, следовательно, данный акт не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, что является основанием для прекращения производства в части требования заявителя о признании Акта внеплановой проверки от 14.10.2013 № 146 незаконным на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из положений части 2 статьи 197 и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ решение о признании недействительным ненормативного правового акта принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

На основании пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны: другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане. Условием признания этих лиц членами семьи собственника является вселение их собственником в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи собственника требуется выяснить содержание волеизъявления собственника в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как член семьи собственника или жилое помещение предоставлялось им по иным основаниям.

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (подпункт "б").

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1353-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рыбакова Валерия Федоровича на нарушение его конституционных прав положениями подпунктов "б" и "в" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, подпунктов 3 и 5 пункта 1 Приложения № 2 к данным Правилам, статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", частей 3, 6 и 7 статьи 31 и пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации".

Согласно Порядку, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 04.08.2012 года № 441 «О расходовании средств, выделенных Правительству Республики Тыва из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий землетрясения, произошедшего на территории Республики Тыва 26 февраля 2012 года» в случае, если по одному адресу зарегистрированы члены двух и более семей, ведущих общее хозяйство, справка о составе семьи предоставляется каждой семьей.

Как видно из материалов дела, выплата денежных средств гражданам, перечисленным в акте, была произведена в указанных размерах исходя из того, что данные граждане являются членами разных семей, которые зарегистрированы в одном жилом помещении, но совместно с собственником жилья не проживают, что подтверждается копиями справок о составе семьи.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Уполномоченным органом в материалы дела доказательств несоответствия представленных дополнительных справок о составах семьей (с разбивкой на две семьи) не представлено.    

При таких обстоятельствах, суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о том, что заявленные требования учреждения подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь статьями 150, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Министерства труда и социальной политики Республики Тыва удовлетворить частично.

Признать недействительным и отменить представление Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва от 01.11.2013 года № 110 в части принятия мер по устранению причин и условий совершения нарушения.

Производство по требованию о признании незаконным акта проверки от 14.10.2013 года № 146 прекратить. 

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месяца со дня его принятия.

  Судья                                                                                                         А.Г. Павлов