ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-412/10 от 04.05.2010 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-412/2010

18 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2010 года. Полный текст решения изготовлен 18 мая 2010 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сарыглар Р.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Избирательной комиссии Республики Тыва

к   Счетной палате Республики Тыва

о   признании недействительным представления от 13.01.2010 № СП-06-02/9 и акта проверки исполнения Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» за 2008 и 9 месяцев 2009 года от 08.12.2009, в части расчетов надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 11.01.2010г.,

от ответчика: ФИО2 представителя по доверенности от 05.04.2010г., ФИО3 представителя по доверенности от 26.04.2010 года,

установил:

Избирательная комиссия Республики Тыва(далее-Избирательная комиссия) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Счетной палате Республики Тыва(далее-Счетная палата) о признании недействительным представления от 13.01.2010 № СП-06-02/9 и акта проверки исполнения Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» за 2008 и 9 месяцев 2009 года от 08.12.2009, в части расчетов надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

В судебном заседании представитель Избирательной комиссии заявленные требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представители Счетной палаты Республики Тыва с заявлением не согласились по доводам, изложенным в отзыве.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, установил следующее.

Счетной палатой, 08 декабря 2009 года, во исполнение плана работы на 2009 год, утвержденного её председателем 05.10.2009г., и на основании распоряжения о проведении контрольного мероприятия от 02.02.2009г. №7-р и удостоверения на право проведения контрольного мероприятия от 02.02.2009г. № 7 проведена проверка целевого использования средств, выделенных на Избирательную комиссию в 2007 и 2008 г.г., в ходе которой были установлены нарушения статей 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с последующими изменениями и статей 6 и 7 Закона РТ от 29.12.2004 г. № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» ведущим специалистам, работающим в Монгун-Тайгинском и Тоджинском кожуунах районные коэффициенты и надбавки застаж работы, работающим в районах Крайнего Севера выплачивается в размере 40 и 50 процентов соответственно вместо 50 и 80 процентов.

Так, на момент проверки стаж работы ведущих специалистов Тоджинского и Монгун-Тайгинского кожуунов ФИО5 и ФИО4 в Центризбиркоме составлял 7 лет 1 месяц, в результате допущенных нарушений статей 6 и 7 Закона № 1054 ВХ-1 за 2008 год и 9 месяцев 2009 г. не начислены и не выплачены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах на общую сумму 84201 рубля 75 копеек (без перерасчета пособий по временной нетрудоспособности и отпускных), в том числе ФИО5 - 51993 рубля 2 копейки (за счет средств республиканского бюджета - 22929 рублей 22 копейки, средств федерального бюджета -29063 рубля 98 копеек), ФИО4 - 24156 рублей 40 копеек (за счет средств республиканского бюджета - 10551 рубль 04 копейки, средств федерального бюджета -13605 рублей 36 копеек), о чем был составлен акт проверки исполнения Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» за 2008 и 9 месяцев 2009 года от 08.12.2009г.

13 января 2010 года, на основании акта проверки исполнения Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» за 2008 и 9 месяцев 2009 года от 08.12.2009, в адрес Избирательной комиссии вынесено представление № СП-06-02/09, согласно резолютивной части которого Счетная палата предлагает обсудить результаты проведенной проверки, принять меры к исполнению статей 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статей 6 и 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва», о принятых мерах сообщить в срок до 12 февраля 2010г.

Полагая, что оспариваемое представление не соответствует действующему законодательству и нарушает её законные права, Избирательная комиссия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представители Счетной палаты повторно ходатайствовали о прекращении производства по делу в связи с тем, что представление Счетной палаты не обладает признаками ненормативного правого акта, так как является промежуточным документом, предлагающим лицу исправить допущенные нарушения, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, в подтверждение сослались на определение Арбитражного суда Республики Тыва от 03.12.2009г. о прекращении производства по делу № А69-2303/2009-6 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.03.2009г. № КА-А40/1677-09.

Арбитражный суд, рассмотрев, в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленное ходатайство о прекращении производства по делу, отказывает в его удовлетворении по следующим основаниям.

Заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и незаконно возлагает на них какие-либо обязанности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Согласно третьего абзаца резолютивной части оспариваемого представления Счетная плата, ссылаясь на статью 25 Закона Республики Тыва от 07 декабря 2001 г. № 1200 «О Счетной палате Республики Тыва», указало Избирательной комиссии на возможность обращения в соответствующий суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично представлений либо предписаний Счетной палаты, обжаловать действия ее должностных лиц, а также обратиться с жалобой в соответствующую палату Великого Хурала Республики Тыва.

В соответствии со статьей 19 Закон Республики Тыва от 07.12.2001 N 1200 в "О Счетной палате Республики Тыва", Счетная палата по результатам проведенных ею ревизий, проверок и обследований направляет органам государственной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления, руководителям проверяемых юридических лиц представления, обязательные для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного республике ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено ими в указанный в представлении срок или, если срок не указан, не позднее чем в месячный срок со дня получения. О принятом по представлению решении и о результате рассмотрения представления, решениях и мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно.

Кроме того, в соответствии со статьей 25 вышеуказанного закона следует, что органы власти и управления Республики Тыва, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане вправе обратиться в соответствующий суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично представлений либо предписаний Счетной палаты, обжаловать действия ее должностных лиц, а также обратиться с жалобой в соответствующую палату Великого Хурала Республики Тыва.

Таким образом, законодатель, указывая, что предписание Счетной палаты может быть обжаловано в суд, определил правовую природу предписания как ненормативного правового акта.

Принимая во внимание приведенные выше нормативные положения арбитражный суд считает, что оспариваемое представление содержит обязательные для Избирательной комиссии предписания, в виде обсуждения результатов проведенной проверки, принятия мер к исполнению статей 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статей 6 и 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва», и сообщения о принятых мерах в срок до 12 февраля 2010г., и законодатель, указывая, что предписание Счетной палаты может быть обжаловано в суд, сам определил его правовую природу предписания как ненормативного правового акта, следовательно, является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, представители Счетной палаты ссылаясь на Регламент Счетной палаты Республики Тыва, утвержденного решением коллегии Счетной палаты Республики Тыва от 08 июля 2003 года № 1, указывают, что акт проверки исполнения Закона РТ от 29 декабря 2004 года № 1054
BX-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» за 2008 и 9 месяцев 2009 года от 08.12.2009г. подписан председателем и главным бухгалтером Избирательной комиссии без возражений, что свидетельствует об их согласии с актом проверки, в случае не согласия с выводами, содержащимися в акте они должны были представить свои возражения и замечания.

Согласно пункта 9.2.2.Регламента Счетной палаты Республики Тыва, утвержденного решением коллегии Счетной палаты Республики Тыва от 08 июля 2003 года № 1 акты по результатам проведенных мероприятий представляются для ознакомления ответственным должностным лицам и (или) руководителям проверяемых государственных органов, организаций. Ознакомление с актом производится в срок не более 5 суток. Ознакомление с актом производится под расписку. В случае несогласия должностного лица с фактами, изложенными в акте, должностному лицу предлагается подписать акт с указанием на наличие замечаний. Замечания излагаются в письменном виде сразу или направляются в Счетную палату в срок до 5 рабочих дней после представления акта для ознакомления. Письменные замечания должностных лиц проверяемых объектов являются неотъемлемыми приложениями к акту.

Арбитражный суд считает вышеуказанный довод представителей Счетной палаты неправильным, поскольку сам факт подписания акта проверки со стороны проверяемой организации не является выражением согласия с теми данными, которые отражены в акте, его подписание акта означает только факт ознакомления с актом проведенной проверки.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд не находит оснований для прекращения производства по настоящему делу и переходит к рассмотрению настоящего дела, изучив материалы которого и выслушав доводы и возражения представителей сторон, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- наличие полномочий на его принятие у государственного органа;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Избирательная комиссия, в заявлении указывает на превышение Счетной палаты своих полномочий, которое выразилось в поверке исполнения не только республиканского, но и федерального бюджета, поскольку Счетная палата является органом государственной власти, который осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением республиканского бюджета.

Арбитражный суд не может согласиться с указанным доводом Избирательной комиссии по следующим основаниям.

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным правоотношениям.

В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются, в том числе, органы государственного (муниципального) финансового контроля, получатели бюджетных средств.

Действительно, финансирование Избирательной комиссии Республики Тыва, в том числе и расходов на оплату труда, осуществляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

Так, в соответствии Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 № 67-ФЗ финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год(пункт 14 ст. 20 Закона).

Согласно пункта 3 статьи Закона Республики Тыва от 05.02.2001 N 777

"Об избирательной комиссии Республики Тыва" финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии Республики Тыва предусматривает расходы на выплату работающим на постоянной (штатной) основе членам и работникам аппарата Избирательной комиссии Республики Тыва разницы между денежным содержанием, установленным законом Республики Тыва, и размером денежных средств выделяемых на оплату труда Избирательной комиссией Российской Федерации.

Вместе с тем, из вводной части акта проверки от 08.12.2009 следует, что предметом проверки явилось исполнение Закона Республики Тыва от 29.12.2004 г. № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва», т.е., республиканского закона, следовательно предмет проверки связан проверкой средств республиканского бюджета.

Согласно статьей 1 и 2 Закона Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва» от 07.12.2001г. № 1200 Счетная палата Республики Тыва является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым палатами Великого Хурала Республики Тыва и им подотчетным, задачами которой, в том числе являются организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных и целевых фондов органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями; контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей республиканского бюджета и бюджетов республиканских государственных целевых и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

В процессе реализации задач, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением республиканского бюджета и использованием государственных целевых и внебюджетных фондов, что предусматривает, в том числе: организацию и проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением республиканского бюджета в текущем году; проведение комплексных ревизий, тематических проверок и обследований по отдельным разделам и статьям республиканского бюджета, государственных целевых и внебюджетных фондов(статья 10 Закона).

Согласно статьей 18 и 19 Закона Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва» от 07.12.2001г. № 1200 Счетная палата проводит ревизии, проверки и обследования финансово-хозяйственной деятельности, в том числе: органов государственной власти и местного самоуправления, ведомств и организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, средств от продажи и использования республиканской собственности и государственных целевых и внебюджетных фондов; по результатам проведенных ею ревизий, проверок и обследований направляет органам государственной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления, руководителям проверяемых юридических лиц представления, обязательные для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного республике ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Исходя из вышеназванных норм Счетная палата обладало полномочиями по проведению проверки Избирательной комиссии и вынесению оспариваемого представления.

Согласно текста оспариваемого представления следует, что Счетной палатой в соответствии с планом работы на 2009 год в Избирательной комиссии проведена проверка исполнения Закона РТ от 29.12.2004 г. № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» за 2008 год и 9 месяцев 2009 года, в ходе которой были выявлены финансовые нарушения на сумму 84,2 тыс.руб., а именно нарушения статей 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с последующими изменениями и статей 6 и 7 Закона РТ от 29.12.2004 г. № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» ведущим специалистам, работающим в Монгун-Тайгинском и Тоджинском кожуунах районные коэффициенты и надбавки застаж работы, работающим в районах Крайнего Севера выплачивается в размере 40 и 50 процентов соответственно вместо 50 и 80 процентов.

Так, на момент проверки стаж работы ведущих специалистов Тоджинского и Монгун-Тайгинского кожуунов ФИО5 и ФИО4 в Центризбиркоме составлял 7 лет 1 месяц, в результате допущенных нарушений статей 6 и 7 Закона № 1054 ВХ-1 за 2008 год и 9 месяцев 2009 г. не начислены и не выплачены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах на общую сумму 84201 рубля 75 копеек (без перерасчета пособий по временной нетрудоспособности и отпускных), в том числе ФИО5 - 51993 рубля 2 копейки (за счет средств республиканского бюджета - 22929 рублей 22 копейки, средств федерального бюджета -29063 рубля 98 копеек), ФИО4 - 24156 рублей 40 копеек (за счет средств республиканского бюджета - 10551 рубль 04 копейки, средств федерального бюджета -13605 рублей 36 копеек), о чем был составлен акт проверки исполнения Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» за 2008 и 9 месяцев 2009 года от 08.12.2009г.

Избирательная комиссия не соглашаясь с оспариваемым представлением указывает, что в соответствии со статьей 6Закона РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» следует, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом важным условием является нахождение организации в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям.

Согласно Положению об Аппарате Центральной избирательной комиссии Республики Тыва, утвержденной Постановлением Центризбиркома РТ от 26.12.2002 № 135/698, Аппарат Избирательной комиссии Республики Тыва является структурным подразделением Избирательной комиссии Республики Тыва. Местом нахождения комиссии, а соответственно и Аппарата комиссии является <...> (ст. 7 Регламента Избирательной комиссии Республики Тыва, утвержденного Постановлением Центризбиркома РТ от 06.06.2003 № 147/814).

Специалисты ФИО5 и А. Чыргал согласно структуре и штатам, утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 22 апреля 2008г. № 54/244-5, являются специалистами Информационного центра. Информационный центр является структурным подразделением Аппарата Избирательной комиссии Республики Тыва. Работники Информационного центра являются государственными служащими Аппарата Избирательной комиссии Республики Тыва

Соответственно, указанные работники являются работниками Аппарата, местонахождение которого г. Кызыл и начисление надбавки для данных специалистов как для работников районов Крайнего Севера является незаконным.

Кроме того, в оспариваемом представлении указано, что ФИО5 и А. Чыргал являются специалистами Тоджинского и Монгун-Тайгинского кожуунов, данные работники не являются служащими администраций кожуунов(районов), поскольку являются специалистами Аппарата Избирательной комиссии Республики Тыва, помимо этого, местом жительства ФИО4 является г. Кызыл.

В обоснование заявленного довода Избирательная комиссия представила

- Регламент Центральной избирательной комиссии Республики Тыва, утвержденный постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 06.06.2003 № 147/814, согласно статье 7 которого местом постоянного нахождения Комиссии является – Российская Федерация, <...>;

- Положение об аппарате Центральной избирательной комиссии Республики Тыва, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 26.12.2002 № 135/698, согласно пунктов 1.1 и 3.1, которого следует, что аппарат Центральной избирательной комиссии Республики Тыва является структурным подразделением ЦИН Республики Тыва, обеспечивающим его деятельность и организующим контроль за выполнением постановлений ЦИК Республики Тыва и распоряжений председателя ЦИК Республики Тыва, его структура включает в себя, в том числе информационный центр;

- распоряжение председателя Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 23.10.2002 № 01-10/78лс «О приеме на работу ФИО4», согласно которому ФИО6 принимается переводом на должность ведущего специалиста Информационного центра ЦИК РТ, исполняющего обязанности системного администратора комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии Монгун-Тайгинского кожууна с 23 октября 2002 года;

- распоряжение председателя Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 01.11.2002 № 01-10/84лс «О приеме на работу ФИО5», согласно которому ФИО5 принимается переводом на должность ведущего специалиста Информационного центра ЦИК РТ, исполняющего обязанности системного администратора комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии Тоджинского кожууна с 01 ноября 2002 года;

- а также должностную инструкцию работника информационного центра ЦИК Республики Тыва, исполняющего функциональные обязанности системного администратора комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии, утвержденную распоряжением председателя ЦИК Республики Тыва от 01.10.2002 № 01-10/60 и должностной регламент ведущего специалиста – системного администратора Избирательной комиссии Республики Тыва, утвержденную распоряжением председателя ЦИК Республики Тыва от 19.010.2010 № 01-10/1,

оценив которые, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что ФИО4 и ФИО5 приняты на должность ведущих специалистов Информационного центра ЦИК РТ, исполняющих обязанности системного администратора комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии Монгун-Тайгинского и Тоджинского кожуунов(районов), следовательно являются сотрудниками аппарата Центральной избирательной комиссии Республики Тыва, местонахождение которого определено местом постоянного нахождения ЦИК Республики Тыва – Российская Федерация, <...>.

Вместе с тем, представители Избирательной комиссии в судебном заседании пояснили, что ФИО5, в связи с отсутствием жилья в г.Кызыле, работает и живет в Тоджинском кожууне, а ФИО4 проживает и работает в г.Кызыле.

Арбитражный суд, изучив вышеуказанный довод Избирательной комиссии, представленные доказательства приходит к следующему.

Вопросы, касающиеся труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, урегулированы главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Установленные главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заключаются в том, что оплата их труда производится с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Это связано с тем, чтобы возместить работникам дополнительные материальные затраты и физиологические неудобства, возникающие в связи с работой в экстремальных природно-климатических условиях и удаленностью от территорий страны с иными климатическими условиями, а также поощрением их длительной трудовой деятельности в таких местностях.

В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, которые согласно статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ(статья 317 ТК РФ).

Аналогичное положение содержится в статье 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в преамбуле которого закреплен принцип компенсации дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам только в связи с работой и проживанием в особых условиях.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Местом фактического выполнения ФИО5 трудовой функции и проживания является Тоджинский кожуун, относящийся к указанным районам и местностям, следовательно на неё распространяются государственные гарантии и компенсации, установленные главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и вывод Счетной палаты о допущенных нарушениях статей 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статей 6 и 7 Закона РТ от 29.12.2004 г. № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва», в отношении ведущего специалиста Информационного центра ЦИК РТ, исполняющего обязанности системного администратора комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии Тоджинского кожууна ФИО5 является правильным.

В отношении ФИО4 вывод Счетной палаты о её праве на государственные гарантии и компенсации, установленные главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в ходе судебного рассмотрения не получил своего подтверждения, поскольку доказательства, подтверждающие место фактического выполнения ФИО4 трудовой функции и проживания в Монгун-Тайгинском кожууне, относящегося к указанным районам и местностям, арбитражному суду не были представлены.

Избирательная комиссия, кроме того, в заявлении указывает, что суммы указанные в оспариваемом представлении не соответствуют действительности, поскольку при их расчете были допущены арифметические ошибки.

Так, в акте проверки в расшифровке начисленной заработной платы за ноябрь 2008 г. по федеральному бюджету ФИО5 указано 13612 р., фактически начислено 9044 р., в расшифровке заработной платы А. Чыргал по федеральному бюджету за июль 2009 г. сумма 1031,4 р. указана 2 раза.

Согласно представленной Избирательной комиссией расчетно-платежной ведомости за ноябрь 2008г. № 62 ФИО5 начислено по федеральному бюджету 9 044 руб..

В соответствии пунктом 1.2. акта проверки от 08.12.2009г. ФИО4 по федеральному бюджету за 2008г. расчетные показатели за июль месяц дважды были отражены, что ошибочно повлияло на итоговые суммы расчетов проверки.

При указанных обстоятельствах, доводы Избирательной комиссии о допущенных Счетной палатой арифметических ошибках арбитражный суд признает подтвержденными и обоснованными.

Вместе с тем, арбитражный суд считает оспариваемое представление не противоречащим закону и не нарушающим законные интересы Избирательной комиссии в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.

Так, согласно резолютивной части оспариваемого представления Счетная палата предлагает Избирательной комиссии обсудить результаты проведенной проверки, принять меры к исполнению статей 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статей 6 и 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва», о принятых мерах сообщить в срок до 12 февраля 2010г., данный текст имеет информационный характер о допускаемых нарушениях закона, а не властно-распорядительный характер, указывающий на необходимость совершения определенных действий, неисполнение которых может повлечь неблагоприятные для Избирательной комиссии последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что не может быть расценено как нарушающим права и законные интересы заявителя и противоречащим закону.

При указанных обстоятельствах, в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое представление не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы Избирательной комиссии в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, в части признания оспариваемого представления недействительным.

Избирательная комиссия также просит признать недействительным акт проверки исполнения Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» за 2008 и 9 месяцев 2009 года от 08.12.2009, в части расчетов надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Арбитражный суд рассмотрев, заявление Избирательной комиссии и акт проверки от 08.12.2009г., приходит к выводу о неподведомственности настоящего спора, исходя из следующих оснований.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный правовой акт представляет собой акт индивидуального характера, изданный уполномоченным должностным лицом, влекущий возникновение, изменение или прекращение прав, обязанностей лица, которому он адресован, обязательный для исполнения и, как следствие, влекущий наступление неблагоприятных последствий в случае его неисполнения.

В соответствии со статьей 19 Закон Республики Тыва от 07.12.2001 N 1200 в "О Счетной палате Республики Тыва", Счетная палата по результатам проведенных ею ревизий, проверок и обследований направляет органам государственной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления, руководителям проверяемых юридических лиц представления, обязательные для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного республике ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено ими в указанный в представлении срок или, если срок не указан, не позднее чем в месячный срок со дня получения. О принятом по представлению решении и о результате рассмотрения представления, решениях и мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно.

Следовательно, оспариваемый акт проверки, в отличие от представления, как следует из текста приведенной нормы, не является обязательным для исполнения, и его направление проверяемой стороне не влечет каких-либо обязанностей и юридических последствий.

Аналогичный вывод следует из текста самого оспариваемого акта проверки, поскольку он не содержит каких-либо обязанностей и юридических последствий.

Кроме того, законодатель, указывая, что представление или предписание Счетной палаты может быть обжаловано в суд, в соответствии со статьей 25 вышеуказанного закона, согласно которой следует, что органы власти и управления Республики Тыва, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане вправе обратиться в соответствующий суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично представлений либо предписаний Счетной палаты, обжаловать действия ее должностных лиц, а также обратиться с жалобой в соответствующую палату Великого Хурала Республики Тыва, не определил правовую природу акта проверки как ненормативного правового акта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 150-151, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Избирательной комиссии Республики Тыва к Счетной палате Республики Тыва, в части признания недействительным представления от 13.01.2010 № СП-06-02/9 отказать.

Производство по заявлению Избирательной комиссии Республики Тыва к Счетной палате Республики Тыва, в части признания недействительным акта проверки исполнения Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» за 2008 и 9 месяцев 2009 года от 08.12.2009, в части расчетов надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия либо путем подачи кассационной жалобы в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Тыва в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу.

Судья А.М.Ханды