ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-4205/15 от 23.03.2016 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова  ул., 91,  г. Кызыл,  667000            

       тел./факс (394 22) 2-11-96;  е-mail: info@tyva.arbitr.ru

www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-4205/2015

23 марта 2016 года

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чигжит Ш.С., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Монгуш Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ограниченной ответственностью "Водоканал"

к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва

о признании недействительным пункта 2.2.9 договора аренды;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании недействительным пункта 2.2.9 договора аренды государственного имущества от 16.07.2015 г. № 349, заключённого между обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

В судебное заседание не явились стороны по делу, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель истца после перерыва, объявленного с 22.03.2016 г. до 23.03.2016 г., в судебное заседание не явилась.

Представителем ответчика 29.02.2016 г. представлен отзыв на иск с возражениями.

Как следует из материалов дела, 11.06.2015 г. для заключения договора аренды Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обратилось с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике о даче согласия на предоставление государственной преференции обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях путем передачи в аренду недвижимого и движимого имущества.

23.06.2015 г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва вынесло решение о даче согласия на предоставление государственной преференции:

1) Срок предоставление государственной преференции - один год;

2) Цель предоставления государственной преференции - обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с видами деятельности по водоснабжению и водоотведению согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

3) В течение указанного срока Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и провести соответствующие процедуры.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 17.1, пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23.06.2015 г. № 5-1563, постановления Правительства Республики Тыва от 15.07.2015 г. №334 «О передаче государственного имущества  Республики Тыва в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" (Арендатор) заключён договор № 349 от 16.07.2015 г., предметом которого  является аренда государственного имущества, относящегося к казне Республики Тыва, в количестве 36 объектов недвижимого имущества, общей площадью 6032,9 кв.м., с балансовой стоимостью 53778569 руб. (далее объекты аренды), для использования по назначению в целях обеспечения жизнедеятельности населения г. Кызыла, приравненного к районам Крайнего Севера.

В соответствии с пунктом 1.2. договора передача объектов оформляется актом приема-передачи (с указанием на фактическое состояние Объектов аренды), который составляется и подписывается сторонами в двух экземплярах. Размер арендной платы определяется в приложении № 2 к настоящему договору.

В Приложении № 2 к договору аренды N 349 от 16.07.2015 г. стоимость арендной платы за пользование  государственным имуществом составила сумму 1004800 руб. в год.

Акт приема-передачи приобщается к настоящему Договору и является его неотъемлемой частью. При отсутствии акта приема-передачи настоящий Договор считается незаключенным.

Срок договора установлен с 16.07.2015 г. по 15.06.2016 г. (пункт 1.3 договора).

Актом приёма-передачи от 16.07.2015 г. государственное имущество передано.

В соответствии с п. 1.3 договор действует с 16.07.2015 г. по 15.06.2016 г.

Согласно 2.2.9 договора, арендатор обязался своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт объектов аренды.

Как следует из искового заявления, ООО «Водоканал» не имеет возможности производить капитальный ремонт объектов, которые находятся в аренде, так как у организации отсутствуют денежные средства. По состоянию на 01.12.2015 года дебиторская задолженность составляет 21650 тыс.руб., а кредиторская задолженность составляет 8469 тыс.руб.

Произвести капитальный ремонт на объектах Минземимущества Республики Тыва невозможно, так как требует значительных затрат.

Согласно Проектно-сметной документации системы аэрации блока аэратенок очистных сооружений г. Кызыл сводный сметный расчет составляет 10706,26 тыс. руб. Система аэрации блока аэратенок очистных сооружений г. Кызыла это только небольшая часть всего комплекса, который находится в аренде. Для того чтобы провести капитальный ремонт очистных сооружений ориентировочно требуется миллиард руб.

Для организации работ по капитальному ремонту необходимо сначала построить другой новый объект очистных сооружений, который будет на время капитального ремонта выполнять функции очистки сточных вод, так как объекты, подлежащие капитальному ремонту необходимо вывести из технологической цепочки.

На основании решения УФАС по Республике Тыва преференция ООО «Водоканал» дана со сроком на один год. Тем самым срок заключенного договора аренды заканчивается 15.06.2016 г., т.е. буквально через полгода. В дальнейшем договор аренды не может заключатся с нами. Поскольку в разрешении антимонопольного органа указаны ограничения. Поэтому будут проводится торги для заключения концессионного соглашения. Тем самым, в 2016 году весь комплекс может и не обслуживаться ООО "Водоканал".

Объекты принятые истцом согласно договору аренды имеют удовлетворительное состояние, так как эти здания и сооружения 1959-х гг. С момента сдачи их в эксплуатацию прошло 56 лет.

Истец обратился к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва с предложением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды государственного имущества № 349 от 16.07.2015 г.

В связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с иском о признании пункта 2.2.9 договора № 349 от 16.07.2015 г. недействительным.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям:

Предметом спора является признание недействительным пункта 2.2.9 договора аренды № 349 от 16.07.2015 г., обязывающего Арендатора производить за свой счёт текущий и капитальный ремонты объектов аренды.

Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Согласно Уставу, основной целью создания общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" является обеспечение процесса водоснабжения и водоотведения через системы водопроводной и канализационной сетей, начисление и сбор платежей за оказанные услуги.

Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 27.10.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

В силу положений части 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференциями являются действия органов власти по предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, в том числе путем предоставления государственного или муниципального имущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях и порядке, установленных, соответственно, частью 1 статьи 19 и статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва вынесло решение от 23.06.2015 г. о даче согласия на предоставление государственной преференции общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" сроком на один год в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В течение указанного срока Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва предписано осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и провести соответствующие процедуры.

Во исполнение чего, между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и ООО "Водоканал" заключён договор № 349 от 16.07.2015 г. о предоставлении ООО "Водоканал" в аренду государственного имущества, относящегося к казне Республики Тыва, в количестве 36 объектов недвижимого имущества, общей площадью 6032,9 кв.м., с балансовой стоимостью 53778569 руб., для использования по назначению в целях обеспечения жизнедеятельности населения г. Кызыла, приравненного к районам Крайнего Севера.

Согласно пункту 2.2.9 договора № 349 от 16.07.2015 г., ООО "Водоканал" обязалось своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт объектов аренды.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 41.3 Федерального закона 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, обязан в том числе поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Таким образом, Федеральным законом 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" прямо предусмотрена обязанность арендатора осуществлять текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объектов горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Общество, заявив требование о признании недействительным пункта 2.2.9 договора № 349 от 16.07.2015 г., не обосновала со ссылками на нормы права или условия договора законность такого требования.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого пункта договора аренды государственного имущества (сетей водопроводно-канализационного хозяйства) недействительным.

При принятии искового заявления к производству, по ходатайству истцу предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины.

Учитывая, что в удовлетворении требований истца отказано, государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 6000 руб. подлежит взысканию с истца.

Поскольку истец находится в трудном финансовом положении, суд считает возможным снизить взыскиваемую сумму государственной пошлины до 2000 руб.

Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167-170,  180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании недействительным пункта 2.2.9 договора аренды государственного имущества от 16.07.2015 г. № 349, заключённого между обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, отказать.  

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                                  Ш.С.Чигжит