ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-492/2022 от 12.09.2022 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

19 сентября 2022 года

Дело № А69-492/2022

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2022 года. Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2022 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хайдып Н.М.,

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания Салчак Т.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (дата регистрации: 19.04.2017, ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, адрес: 660022, Красноярский край, г.Красноярск, ул. Аэровокзальная, д. 21, стр.3, пом. А11)

к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (ОГРН 1021700516001 дата регистрации: 30.12.2002, ИНН 1701009846, зарегистрированного по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чехова, д. 2)

о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 2 530,04 руб., пени по типовому договору за период с 11.02.2020 по 03.05.2022 в сумме 1467,39 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., пени, начисленные на сумму задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации, за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная с 04.05.2022 по день фактического погашения долга,

при участии представителей:

от истца: Попова В.В. – генерального директора по приказу от 28.01.2022 № 7,

от ответчика: не явились;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277) (далее – истец, общество, ООО "СТ-ТБО") обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (ОГРН 1021700516001, ИНН 1701009846) (далее – ответчик, УФСИН по РТ) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 2 530,04 руб., пени по типовому договору за период с 11.02.2020 по 03.05.2022 в сумме 1467,39 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., пени, начисленные на сумму задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации, за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная с 04.05.2022 по день фактического погашения долга.

В судебном заседании 05.09.2022 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 12 сентября 2022 года в связи с необходимостью дополнительного исследования доказательств по делу.

В судебное заседание ни до перерыва, ни после перерыва ответчик, извещенный надлежащим образом (почтовое уведомление от 17.06.2022), не явился, заявлений/ходатайств о невозможности проведения заседания суда в его отсутствие не направлял.

Определение, выполненное в форме электронного документа, а также информация об объявленном перерыве размещены на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва в сети "Интернет": http://www.tyva.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru).

При таком положении судебное заседание проводится в отсутствие ответчика, уведомленного надлежащим образом,

в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

09.09.2022 от истца через систему подачи документов в электронном виде "Мой Арбитр" поступило уточненное исковое заявление, которым истец просил взыскать с ответчика задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по типовому договору в размере 2 530,04 руб., пени по типовому договору за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 1 406,38 руб., пени, начисленные на сумму задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации, за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная с 17.04.2021 по день фактической оплаты основного долга, с учетом действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.

Судом принято уточнение исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц; представитель истца уполномочен по доверенности на уточнение исковых требований.

В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования. Отметил, что уточнение направлено по адресу ответчика.

Изучив материалы дела, арбитражным судом установлено следующее:

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1172468025960.

Как следует из материалов дела, обществу по результатам проведенного конкурсного отбора приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 N 102-од присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва; 29.05.2018 с обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

ООО "СТ-ТБО" приступило к исполнению своих обязанностей по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с момента утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

11.08.2018 (газета "Тувинская правда", выпуск N 88 (18129)), 18.08.2018 (газета "Тувинская правда", выпуск N 90 (18131)), 08.12.2018 (газета "Тувинская правда", выпуск N 137) и одновременно на официальном сайте регионального оператора www.st-tbo.ru размещена публичная оферта и типовой договор на оказание услуги по обращению с ТКО.

Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2019 № 50 утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва на 2020 год в размере 562,23 руб./куб.м.

Государственный контракт на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 268 (ИКЗ 191170100984617010100101780013811244) между истцом (региональный оператор) и ответчиком (заказчик) заключён 27.08.2019. В приложении № 1 контракта указано место (площадка) накопления ТКО: г. Кызыл, ул. Ровенская, 39, г. Кызыл, ул. Энергетиков, 5, количество контейнеров – 3 шт., объемом 0,75 куб.м. Дата начала оказания услуг - 29.08.2019. Контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет своё действие на отношения, возникшие с 29.08.2019 до 31.12.2019, а по финансовым обязательствам – до их полного исполнения (пункт 32 контракта). Под расчётным периодом понимается один календарный месяц. Цена составляет 579,94 руб. за 1 куб. м., включая НДС (пункт 5 контракта).

До заключения контракта истцом оказаны ответчику услуги по вывозу ТКО в период январь, февраль 2020 года на общую сумму 2 530,04 руб.:

- за январь 2020 года по акту от 31.01.2020 № 282 в размере 843 руб. 35 коп. (1,5 куб.м. х 562,23),

- за февраль 2020 года по акту от 29.02.2020 № 642 в размере 1686 руб. 69 руб. (3 куб.м. х 562,23).

Истец, посчитав, что правоотношения между региональным оператором и ответчиком до заключения государственного контракта регулируются типовым договором, обратился к ответчику с претензией от 04.10.2021 № 271 об оплате задолженности в размере 2 530,04 руб.

Оставление претензии без ответа явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы истца, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

На основании пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.

В силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В пунктах 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом пункте 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Согласно пункту 7 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 Правил.

При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил (пункт 8 Правил N 505).

Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Таким образом, учитывая приведенные нормы права, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.

Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурсного отбора приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 № 102-од истцу был присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва, с ним заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018.

Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2019 № 50 утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва на 2020 год в размере 562,23 руб./куб.м.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 21.04.2020 N 92-од статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен МУП "Благоустройству".

Указанный приказ вступил в силу со дня официального опубликования - 30.04.2020.

Согласно пункту 41 Правил N 1156 юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.

Таким образом, истец обязан выполнять услуги по вывозу ТКО до определения нового регионального оператора, т.е. до 30.04.2020.

В рамках настоящего дела истец обратился с требованием о взыскании задолженности за период январь, февраль 2020 года.

Следовательно, истец в указанный период правомерно оказывал услуги и вправе требовать оплаты оказанных услуг. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В подтверждение факта оказания услуг истец представил:

- акты от 31.01.2020 № 282, от 29.02.2020 № 642;

- маршрутные журналы за январь, февраль 2020 года;

- договор от 03.06.2019 № 13-пр, заключённый между ООО «СТ-ТБО» (региональный оператор) и ООО «Современный дом» (исполнитель) на оказание услуг по транспортированию ТКО, сроком действия договора с 03.06.2019 по 31.12.2019. Дополнительным соглашением от 31.12.2020 стороны установили срок окончания договора от 03.06.2019 № 13-пр – 31.12.2020.

Материалами дела подтверждается, что ТКО вывозились с мест (площадок) накопления ТКО: г. Кызыл, ул. Ровенская, 39, г. Кызыл, ул. Энергетиков, 5, количество контейнеров – 3 шт., объемом 0,75 куб.м.

Расчет произведен исходя из установленного постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2019 № 50 единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Тыва на 2020 год в размере 562,23 руб./куб.м.:

- за январь 2020 года по акту от 31.01.2020 № 282 в размере 843 руб. 35 коп. (1,5 куб.м. х 562,23),

- за февраль 2020 года по акту от 29.02.2020 № 642 в размере 1686 руб. 69 руб. (3 куб.м. х 562,23).

С учетом изложенного, истцом оказаны ответчику услуги по вывозу ТКО в период январь, февраль 2020 года на общую сумму 2 530,04 руб.

Ответчик услуги не оплатил, акты не подписал. Мотивированный отказ представлен также не был.

На основании пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации результаты работ подрядчика и приемка их заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ, может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Поскольку мотивированного отказа от принятия работ (услуг) ответчиком истцу заявлены не были, соответственно, в силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для непринятия односторонних актов оказанных услуг в качестве допустимого доказательства по делу у суда не имеется.

Доказательств неоказания или ненадлежащее оказание региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), равно как и заключение договора с иным лицом на оказание услуг по обращению с ТКО ответчиком не представлено, доказательств осуществления транспортирования ТКО каким-либо другим лицом из материалов дела также не установлено.

Доказательств нарушения истцом обязательств по вывозу ТКО и (или) доказательств, свидетельствующих о наличие каких-либо иных оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг по вывозу ТКО, в материалы дела также не представлено.

Претензий к истцу со стороны ответчика в спорный период не предъявлялось, акты о нарушении обязательств в соответствии с условиями типового договора ответчиком не составлялись.

С учетом изложенного, факт оказания истцом услуг за спорный период по вывозу ТКО с адресов ответчика: г. Кызыл, ул. Ровенская, 39, г. Кызыл, ул. Энергетиков, 5, следует считать подтвержденным материалами дела.

Расчет размера ежемесячной платы за вывоз ТКО осуществлен истцом исходя из количества и объема контейнеров.

В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.

Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением N 1156, также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

С учетом изложенного, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.

Проверив расчет задолженности истца, суд признает его арифметически верным, соответствующим обстоятельствам дела и порядку расчета платы за вывоз ТКО, установленным нормами материального права.

С учетом изложенного, требование истца о взыскании долга подлежит удовлетворению в предъявленной им сумме в размере 2530,04 руб. основного долга.

Истцом также заявлено требование о взыскании пеней за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 1406,38 руб.

Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.

Проверив представленный расчет неустойки, суд приходит к выводу, что расчет выполнен арифметически верно в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями законодательства: мораторий, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в отношении ответчика не может быть применен, так как спорное здание не является многоквартирным жилым домом. Мораторий, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников», также не может быть применен, поскольку ответчик не относится к числу хозяйствующих субъектов, к которым указанный мораторий подлежит применению, в частности ответчик не относится к числу лиц, код основного вида деятельности которых, включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Учитывая отсутствие доказательств оплаты задолженности, правильность расчета пени, а также тот факт, что действие моратория на ответчика не распространяется, требование истца о взыскании пени подлежат удовлетворению в заявленном им размере.

Также истцом заявлено требование о взыскании неустойки, начисленной на сумму основного долга, исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная с 17.04.2021 по день фактической оплаты основного долга.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

Поскольку факт нарушения обязательств подтвержден, а доказательств оплаты основного долга не представлено, требования истца о начислении неустойки на сумму задолженности по день фактического ее погашения по 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации является обоснованным.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

В период действия указанного моратория неустойка по день фактической оплаты долга начислению не подлежит.

Указанный мораторий распространяется на ответчика, доказательств наличия оснований для неприменения моратория, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, в указанной части требование подлежит удовлетворению с учетом действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".

Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

Согласно статьям 101, 106, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с пунктами 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В силу пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении №454-О от 21.12.2004, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и, тем самым, на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

В обоснование заявленного требования истцом представлены в материалы дела: договор на оказание услуг от 17.01.2022 № 17/01/2022, из которого следует, что исполнитель по заданию истца (заказчика) обязуется осуществить подготовку и подачу искового заявления к ответчику о взыскании задолженности; акт сдачи-приемки оказанных услуг от 17.01.2022, согласно которому оказанные услуги по составлению и направлению иска приняты; расходный кассовый ордер от 17.01.2022 № 3 на сумму 10 000 рублей.

Оценив указанные документы и иные материалы дела, суд считает, что истец документально подтвердил несение расходов на оплату услуг представителя, размер понесенных издержек и их связь с настоящим делом.

Вместе с тем, взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда, оценка разумности судебных расходов осуществляется судом по внутреннему убеждению исходя из конкретных обстоятельств дела и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.

Законодательством Российской Федерации установлен принцип свободы в заключении договоров, в том числе и на оказание юридических услуг. Сторона вправе заключить договор с представителем на любую сумму. Экономическая целесообразность таких расходов оценке судом не подлежит. Таким образом, лицо, участвующее в деле, вправе заключить договор с представителем на любую сумму. В то же время, при отнесении судебных издержек на другую сторону по делу, суд оценивает их разумность и обоснованность в целях соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле.

Барьером необоснованному возмещению судебных расходов в законодательстве является институт оценки их чрезмерности.

Оценочная категория разумности, лишенная четких критериев определенности в тексте закона, тем самым, позволяет суду по собственному усмотрению установить баланс между гарантированным правом лица на компенсацию имущественных потерь, связанных с правовой защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса, с одной стороны, и необоснованным завышением размера такой компенсации вследствие принципа свободы договора, предусмотренного гражданским законодательством Российской Федерации, - с другой.

Определяя размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя, суд исходит из того, что разумность размеров судебных расходов как категория оценочная определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела, связанных со сложностью, характером спора и категории дела, объема выполненной работы.

Определение размера оплаты услуг представителя исходя из рекомендуемых минимальных ставок по размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами Адвокатской палаты Республики Тыва физическим и юридическим лицам, утвержденных Решением Совета Адвокатской палаты Республики Тыва, само по себе не свидетельствует о разумности указанных расходов, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела (объем выполненной представителем работы и время, необходимое для подготовки квалифицированным специалистом представленных в материалы дела процессуальных документов).

Рекомендуемые минимальные ставки по размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами Адвокатской палаты Республики Тыва физическим и юридическим лицам, утвержденных Решением Совета Адвокатской палаты Республики Тыва, сами по себе являются сводной информацией о минимальной стоимости юридических услуг в Республике Тыва в соответствующий период времени, не учитывающей категорию, сложность дела и фактический объем, проделанной работы представителя.

Суд, учитывает характер спора (исковые требования обоснованы неисполнением ответчиком обязательств за конкретный период), настоящий спор не является сложным, исковое заявление является типовым иском для данной категории споров, иск не содержит в себе анализа запутанных фактических обстоятельств дела или сложных правовых конструкций, пакет документов, приложенный к иску, является стандартным (объем представленных представителем доказательств в обоснование иска не является объемным). Кроме того, из сервиса «Картотека арбитражных дел» усматривается, что исковое заявление истца является одним из многих однотипных исков, предметом иска по всем делам является взыскание задолженности за оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и неустойки. Объем и содержание подготовленного представителем искового заявления, а также время, необходимое квалифицированному специалисту на подготовку соответствующих процессуальных документов.

Учитывая изложенное, оценив характер спора и результаты рассмотрения дела, сложность дела, расценки на юридические услуги, содержание иска, количество времени, необходимое квалифицированному специалисту на подготовку иска, и, исходя из принципа разумности и соразмерности, суд приходит к выводу, что заявленная к взысканию сумма расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. является явно завышенной и не соответствующей критерию разумности, в связи с чем признает разумной стоимость услуги по составлению и подачи иска в суд в размере 7 000 руб.

В связи с этим, исходя из требований части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы на оплату услуг представителя подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 7 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Государственная пошлина за рассмотрение иска составляет 2000 руб. При подаче иска в суд истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражном суде", следует, что в случае, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.

Согласно пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Указанные государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания.

Согласно вышеприведенным законоположениям УФСИН по РТ относится к числу органов исполнения наказаний, входящих в структуру ФСИН России, а, следовательно, являясь ответчиком по настоящему делу, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.

Учитывая вышеизложенное, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО", зарегистрированного по адресу: 660022, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, д. 21, строение 3, помещение А11, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 19.04.2017 за ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 30.12.2002 за ОГРН 1021700516001, ИНН 1701009846, зарегистрированного по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чехова, д. 2, в пользу общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО", зарегистрированного по адресу: 660022, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, д. 21, строение 3, помещение А11, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 19.04.2017 за ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 2 530,04 руб., пени за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 1 406,38 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.

В остальной части требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказать.

Производить с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 30.12.2002 за ОГРН 1021700516001, ИНН 1701009846, зарегистрированного по адресу: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чехова, д. 2, в пользу общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО", зарегистрированного по адресу: 660022, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, д. 21, строение 3, помещение А11, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 19.04.2017 за ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, взыскание неустойки, начисленной на сумму основного долга исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная с 17.04.2021 по день фактической оплаты основного долга, с учетом действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья Н.М. Хайдып