ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-508/17 от 07.06.2017 АС Республики Тыва

  Решения арбитражных судов. Электронное правосудие         // .b-popupDocumentBody{ font-size: 12px; font-family: arial,sans-serif; } .b-popupDocumentBody .text{ color: #383c45; padding: 0 20px 20px 20px; } .b-popupDocumentBody .text h1, .b-popupDocumentBody .text h2, .b-popupDocumentBody .text h3, .b-popupDocumentBody .text h4, .b-popupDocumentBody .text h5, .b-popupDocumentBody .text h6 { margin: 10px 0; text-align: center; background: none; color: #383c45; } .b-popupDocumentBody .text p{ margin: 10px 0; } .b-popupDocumentBody .image{ text-align: center; padding: 20px 20px 0 20px; margin-bottom: 40px; } ////  

Арбитражный суд Республики Тыва

667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, дом 91

тел./факс (394 22) 2-11-96; е-mail: info@tyva.arbitr.ru

www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл Дело № А69-508/2017

15 июня 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2017 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Калбак А.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Салчак А.Э, рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва к Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва о признании незаконным пункт 1 представления от 27.01.2016 № 12-18-24/480,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, на основании доверенности от 11.10.2016,

от ответчика (до перерыва): ФИО2, на основании доверенности от 03.12.2015 № 12-14-21/11318, (после перерыва): ФИО3 на основании доверенности от 09.03.2017 № 12-09-18/15-1243,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее – заявитель, УФРС по РТ) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва (далее – УФК по РТ, административный орган) о признании незаконным пункт 1 представления от 27.01.2016 № 12-18-24/480.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 10.03.2017 в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения ненормативного правого акта – пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Тыва от 27.01.2017 г. № 12-18-24/480 отказано.

В судебном заседании, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 10.30 до 14.00 часов 07 июня 2017 года.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил признать недействительным пункт 1 представления от 27.01.2016 № 12-18-24/480, считает, что исходя из положений Указа Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных служащих» в случае направлении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в служебные командировки обязательного письменного закрепления решения руководителя соответствующего федерального органа не требуется. Решение о командировании руководителя УФРС по РТ в г. Барнаул дано устным поручением заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии А.Г. Плитко. В ходе рассмотрения дела в подтверждение факта нахождения руководителя УФРС по РТ в г. Барнаул с 15 по 17 января 2017 года представитель заявителя представила письмо Управления Росреестра по Алтайскому краю, также авансовый отчет о расходовании денежных средств, с приложенными первичными расходными документами.

Представитель административного органа не согласился с заявленными требованиями, считает, что Управлением Росреестра по РТ произведено перечисление средств федерального бюджета на командировочные расходы руководителю при отсутствии разрешения представителя нанимателя, когда как в соответствии с пунктом 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Также административный орган просил суд обратить внимание на то, что день издания приказа о командировании 29.12.2015 позже дня перечисления средств федерального бюджета на расчетный счет руководителя 28.12.2015.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего спора.

Как следует из материалов дела, приказом УФК по РТ от 30.09.2016 № 634 «О назначении ревизии» пункта 39 Плана контрольной работы на 2016 год проведена выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва за 2013-2015 годы.

УФК по РТ составлен акт выездной ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 25.11.2016, на основании которого вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства от 27.01.2017 № 12-18-24/480, которым УФРС по РТ предложено в срок до 40 дней с даты получения представления рассмотреть его и принять меры по устранению причин и условий совершения, проинформировать о результатах исполнения не позднее 10 дней с даты исполнения представления.

Не согласившись с пунктом 1 представления, согласно которому Управлению Росреестра по Республике Тыва вменяется перечисление средств федерального бюджета на командировочные расходы руководителю Управления Росреестра по Республике Тыва С.В. Тулуш при отсутствии письменного разрешения представителя нанимателя, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта необходимо, чтобы он не соответствовал закону или иному нормативному правовому акту, нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также 3 обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (в редакции действующий с 13.04.2016) утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила), которые определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

В пункте 18 Правил указано, что решение о проведении проверки, ревизии или обследования оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа).

Контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (ее территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия (пункт 29 Правил).

По подпункту "а" пункта 9 Правил должностными лицами Федерального казначейства, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, являются руководитель Федерального казначейства (ее территориального органа), к компетенции которых относятся вопросы осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с пунктом 62 Правил по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил должностные лица, указанные в пункте 9 настоящих Правил, имеют право выдавать представление об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил, Федеральная казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении данных полномочий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ее территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункта 68 указанных Правил).

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управление Федерального казначейства по Республике Тыва от 30.09.2016 № 634, проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности за 2013-2015 гг., в соответствии с пунктом 39 Плана контрольной работы УФК по РТ на 2016 год.

По результатам проверки составлен акт от 25.11.2016 № 39 и и.о. руководителем выдано представление № 12-18/24/480 от 27.01.2017.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что УФК по РТ при проведении проверки и вынесении представления действовал в соответствии с Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Представление № 12-18/24/480 от 27.01.2017 выдано и.о. руководителя УФК по РТ в пределах установленных полномочий.

В силу положений статьи 6 БК РФ заявитель является получателем бюджетных средств, следовательно, обязано принимать бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

На основании пункта 2 статьи 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений помимо прочего включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Как следует представление N 12-18-24/480 вменено в обязанность УФРС по РТ принять меры по устранению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В качество допущенного нарушения административный орган указывает на отсутствие разрешения представителя нанимателя при командировании руководителя ФИО4, чем нарушено статьи 70,161,162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 3, 4 Порядка и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 № 813.

В ходе проверки выявлено и в акте выездной ревизии от 25.11.2016 № 39 (страница 26) указано, что в 2015 г. бухгалтерией Управления Росреестра по Республике Тыва на основании приказа Управления Росреестра по Республике Тыва от 25.12.2015 N 407-к, по заявке на кассовый расход от 28.12.2015 N ФБ 001420 перечислены средства федерального бюджета на командировочные расходы руководителю Управления Росреестра по Республике Тыва С.В. Тулуш в общей сумме 131 782,19 рубля при отсутствии разрешения представителе нанимателя (вышестоящей организации Росреестра) о направлении в служебную командировку С.В. Тулуш, что является неправомерным расходованием средств федерального бюджета в обшей сумме 131 782,19 рубля.

Из материалов дела следует, и сторонами в судебном заседании подтверждено, что руководитель УФРС по РТ в период с 15 по 17 января 2016 года находилась в командировке в Управлении Росреестра по Алтайскому краю, что также следует из письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 27.03.2017 года № 02-02016-ЮК.

В подтверждения факта нахождения на командировке заявителем представлен авансовый отчет с первичными документами. Кроме того, представитель заявителя указывает, что решение о командировании руководителя в г. Барнаул дано устным поручением заместителя руководителя Росреестра А.Г. Плитко, за которым на основании Приказа Росреестра от 21 октября 2014 г. N П/491 "О распределении обязанностей между руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и заместителями руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", закреплены вопросы организации кадрового и организационно-штатного обеспечения деятельности центрального аппарата Росреестра и территориальных органов Росреестра. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно пункту 2.42 приказу Росреестра от 28.02.2011 N П/52 (ред. от 26.11.2012) "Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Командирование федеральных государственных гражданских служащих и работников Службы (далее - работники) осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.45. вышеуказанного приказа Росреестра, командирование, не предусмотренное планом командировок, осуществляется по решению Руководителя, а также с учетом предложений структурных подразделений о командировании государственных служащих и работников, согласованных с заместителями Руководителя (в соответствии с распределением обязанностей), структурным подразделением, осуществляющим функции финансово-экономической деятельности, и структурным подразделением, осуществляющим функции планирования, организации и контроля.

Порядок и условия направления в командировку (командирования) федеральных государственных гражданских служащих определены Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Порядок). В соответствии с этим нормативным правовым актом федеральные государственные гражданские служащие направляются в служебные командировки по решению представителя нанимателя (руководителя государственного органа или его аппарата либо лица, замещающего государственную должность РФ) или уполномоченного им лица.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Порядка руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - по решению руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти (подп. "г" п. 3 Порядка).

Направление гражданского служащего в командировку в вышестоящие государственные органы осуществляется по письменному вызову руководителя этого государственного органа или по согласованию с ним, при этом срок служебной командировки не должен превышать пять дней, не считая времени нахождения в пути. Продление срока служебной командировки допускается в исключительных случаях, но не более чем на пять дней, представителем нанимателя или уполномоченным им лицом с письменного согласия руководителя государственного органа, в который командирован гражданский служащий, или уполномоченного этим руководителем лица (п. 5 Порядка).

На основании вышеизложенных норм, арбитражный суд считает, что в письменном виде решения должно быть в случае, направление гражданского служащего в командировку в вышестоящие государственные органы, в связи с чем в спорном случае при командировании руководителя Управления Росреестра по Республике Тыва в г. Барнаул, достаточно устного согласования с заместителями руководителя Росреестра (в соответствии с распределением обязанностей).

Кроме того, оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что в данном случае УФК по РТ не доказан факт нарушения учреждением бюджетного законодательства в силу следующего.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с их размером и целевым назначением в размере кодов статей экономической классификации, определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Организации вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, поступающими по определенной статье экономической классификации бюджетов, но только в пределах данной статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику помимо прочих расходы по проезду и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Согласно пункту 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, срок пребывания работника в командировке определяется по проездным документам, служебной записке или документам по найму жилого помещения.

В пункте 35 Порядка N 813 указано, что по возвращении из служебной командировки гражданский служащий в течение трех служебных дней обязан:

а) представить в государственный орган авансовый отчет об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах по установленной форме и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в служебную командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и иных связанных со служебной командировкой расходах, произведенных с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица;

б) представить в государственный орган отчет о выполненной работе за период пребывания в служебной командировке, согласованный с руководителем самостоятельного подразделения, в котором он постоянно проходит федеральную государственную гражданскую службу.

Судом установлено и сторонами подтверждается, что в 2015 году на основании приказа от 25.12.2015 № 407-к по заявке на кассовый расход от 28.12.2015 № ФБ 001420 перечислены средства федерального бюджета на командировочные расходы руководителю Управления ФИО5 в общей сумме 131 782, 19 руб., по завершении которых составлены авансовый отчет на сумму об израсходованных в связи с командировкой суммах с приложением подтверждающих документов (авиабилеты и расходы по проживанию).

Необходимым условием для учета указанных расходов в составе затрат, учитываемых при служебных командировках, является соблюдение установленного порядка документального подтверждения расходов по командировкам применительно к пунктам 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749.

Согласно пункту 12 вышеуказанного Положения, расходы по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы и по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Таким образом, заявителем выполнены все вышеназванные положения при направлении работника по месту нахождения Управление Росреестра по Алтайскому краю и оплата командировочных расходов руководителю Управления ФИО5 произведена с соблюдением установленного порядка документального подтверждения расходов по командировкам, то есть указанные расходы являются затратами на командировки, в связи с чем, отсутствие письменного разрешения организации не может служить основанием для признания данных расходов неправомерным списанием средств федерального бюджета.

Ссылка в акте проверки на то, что день издания приказа руководителя Управления Росреестра по Республике Тыва С.В. Тулуш «О командировании в г. Барнаул» (29.12.2015) указанного в заявке на кассовый расход от 28.12.2015 N 1420, позже дня перечисления средств федерального бюджета на расчетный счет руководителя С.В. Тулуш (28.122015), арбитражный суд считает следствием технической ошибки.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд признает пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Тыва от 27.01.2017 № 12-18-24/480 г. N 33 незаконным на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва удовлетворить.

Признать незаконным и отменить пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Тыва от 27.01.2016 № 12-18-24/480.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья А.А. Калбак