ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-597/15 от 29.04.2015 АС Республики Тыва

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ул. Кочетова, д. 91, г.Кызыл, Республика Тыва, 667000

телефон для справок: (394-22) 2-11-96, е-mail: info@tyva.arbitr.ruhttp://tyva.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                                                   Дело № А69-597/2015

     Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2015 года. Полный текст решения изготовлен 25 мая  2015 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Санчат Э.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретаря судебного заседания Салчак С. С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения Управления автомобильных дорог Республики Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>) (ГКУ «Тываавтодор») о признании недействительным представления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва (ИНН <***> ОГРН <***>) (Росфиннадзор) от 10 февраля 2015 года № 12.

;

при участии в заседании:

от заявителя –  ФИО1 – представитель по доверенности № 080-р от 17.02.2015.,

от ответчика – ФИО2 – представитель по доверенности от 15.04.2015

  ФИО3 – представитель по доверенности от 04.03.2015.

установил:

Государственное учреждение Управление автомобильных дорог Республики Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>) (ГКУ «Тываавтодор») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва (ИНН <***> ОГРН <***>) (Росфиннадзор) от 10 февраля 2015 года № 12..

Представитель ГКУ «Тываавтодор» заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, представив отзыв.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что на основании удостоверения от 01 сенятбря 2014 года № 77 в соответствии с пунктом 8- Плана контрольной работы Росфиннадзора на 2014 года и пунктом 36 Плана контрольной работы Территориального управления Росфиннадзора в Республике Тыва на 2014 год(раздел 2), проведена выездная проверка правомерности использования целевого расходования средств, выделенных из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансового обеспечения мероприятий по ликвидации последствий землетрясений, происшедших на территории Республики Тыва в 2011 -2012 годах, в Государственном учреждении Управление автомобильных дорог Республики Тыва(неиспользованные средства за 2012год).

В результате проверки установлены следующие нарушения: неправомерное расходование средств в 2013году выделенных из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, выразившееся в неправомерном выборе способа размещения заказов на выполнение аварийно-восстановительных работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на автомобильных дорогах Республики Тыва на общую сумму 253511608 руб., в том числе из средств для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение аварийно-восстановительных работ на объектах автомобильных дорог, пострадавших от ливневых дождей в сумме 70338474руб., из средств частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий землетрясения произошедшего 26 февраля 2012 года в сумме 183173134руб., о чем был составлен акт № 77 от 31 декабря 2014 года.

На основании акта руководителем Службы внесено представление № 12 от 10 февраля 2015 года с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, устранить выявленные нарушения, о результатах исполнение представления проинформировать службу в течении 30 дней со дня получения.

Не согласившись с Представлением, ГКУ «Тываавтодор» обратилось в суд о признании Представления недействительным.

Оценив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующему.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В предмет доказывания по делам об оспаривании ненормативных правовых актов входит вопрос о наличии полномочий у органа по принятию соответствующего акта.

Согласно статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль осуществляет, в том числе Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 77 от 04.02.2014, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Согласно пункту 5.14.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

Таким образом, акт проверки 05.05.2014 № 14 и представление № 42 от 29.09.2014 вынесено Управлением в пределах предоставленных полномочий.

Согласно пункту 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Данная норма отсылает к Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливает единый порядок размещения заказов в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Таким образом, при несоблюдении требований действующего законодательства получатель бюджетных средств не вправе принимать бюджетные обязательства и соответственно производить оплату (расходование) средств федерального бюджета.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», заказчик вправе разместить заказ путем запроса котировок у участников размещения заказа, которые прошли предварительный отбор, в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям.

Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера осуществляется без ограничения цены контракта.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) установлено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Как следует из материалов дела, целью заключения оспариваемых в рамках настоящего дела государственных контрактов являлось выполнение работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций на объектах автомобильных дорог на территории Республики Тыва.

Контракты заключены по результатам размещения заказов путем запроса котировок

В связи с спецификой закупок в рамках главы 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» возникает сложность с определением объема услуг на момент заключения государственного контракта, что влечет за собой установление максимальной цены государственного контракта.

На основании системного толкования главы 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», суд приходит к выводу, что применение указанных в ней процедур связано с необходимостью принятие срочных мер, нетерпящих отлагательств по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В соответствии с материалами дела режим чрезвычайных ситуаций регионального характера, введенный на территории Республики Тыва с 26.02.2012 года, отменен с 23марта 2012 года Постановлением Правительства Республики Тыва от 22.03.2012 г. № 129«Об отмене режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Республики Тыва».

Режим чрезвычайных ситуаций регионального характера, в связи с сильными дождями, введенный на территории Республики Тыва с 17.08.2012года, отменен с 29августа 2012года Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.08.2012г. 480«Об отмене режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Республики Тыва».

Государственные контракты на выполнение аварийно-восстановительных работ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах автомобильных дорог, пострадавших от ливневых дождей и связанных с землетрясением заключены 09.06.2012, 05.06.2013, 06.12.2013.

Суд приходит к выводу о том,  что после возникновения чрезвычайных ситуаций и заключением государственных контрактов прошло значительное время и необходимость  в принятии срочных мер, нетерпящих отлагательств по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и прекращение действия характерных для них опасных факторов в период заключения государственных контрактов отсутствовала. У заявителя имелась возможность провести торги в соответствии с главой 3.1 Федерального закона 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Таким образом, судом не установлены основания для признания оспариваемого заявителем пункта Представления Росфиннадзора недействительным. В связи, с чем в удовлетворении требования Государственного учреждения Управление автомобильных дорог Республики Тыва о признании недействительным Представления Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва № 12 от 10 февраля 2015 года следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления государственного учреждения Управления автомобильных дорог Республики Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным представления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республики Тыва (ИНН <***> ОГРН <***>)  от 10 февраля 2015 года № 12 отказать в полном объеме.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья

     Э.А. Санчат