ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-604/12 от 07.06.2012 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл

Дело № А69-604/2012-6

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2012 года. Полный текст решения изготовлен 14 июня 2012 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Павлов А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш Н.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва о признании решения от 23.01.2012 г. № 018/018/100-2012 недействительным,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 26.03.2012 г., ФИО2 – представитель по доверенности от 28.05.2012 г.,

от заинтересованного лица: ФИО3 – представитель по доверенности от 02.11.2011 г., ФИО4 – представитель по доверенности от 07.06.2012 г.,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва (далее по тексту – налоговый орган) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва (далее по тексту – Пенсионный фонд) о признании решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.01.2012 г. № 018/018/100-2012 недействительным.

На основании части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07 июня 2012 года до 14 часов 00 минут 07 июня 2012 года.

В судебном заседании представители налогового органа поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, и просят суд признать решение от 23.01.2012 г. № 018/018/100-2012 недействительным и отменить его полностью.

Представители Пенсионного фонда в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились по доводам, изложенным в отзыве на заявление, и просят суд отказать в удовлетворении заявления.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная проверка налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.

По результатам выездной проверки налогового органа был составлен акт от 07.12.2011 г. № 018/018/100-2011 в котором Пенсионный фонд отразил факт нарушения налоговым органом пенсионного законодательства.

На основании акта выездной проверки 07.12.2011 г. № 018/018/100-2011 Пенсионным фондом вынесено решение от 23.01.2012 г. № 018/018/100-2012 о привлечении налогового органа к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 27 976,2 рублей.

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 27.02.2012 г. 3 018/018/100-2012 налоговому органу предложено в срок до 15.03.2012 г. уплатить штрафы в сумме 24 222 рублей.

Не согласившись решением от 23.01.2012 г. № 018/018/100-2012 налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из положений части 2 статьи 197 и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ решение о признании недействительным ненормативного правового акта принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на ответчика.

В части 1 статьи 5, пункте 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена обязанность плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В пункте 1 части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Исходя из материалов дела, усматривается, что у налогового органа за отчетный период 2010 года имелась переплата по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии.

Указанное обстоятельство пенсионным фондом не оспаривается.

В силу части 5 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1).

В пункте 1 части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.

В рассматриваемом случае из решения Пенсионного Фонда следует, что налоговый орган привлечен к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на основании части 1 статьи 47 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа, рассчитанного исходя из сведений по накопительной части пенсии без учета данных по страховой части пенсии.

Вместе с тем страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части пенсии перечисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на один счет территориального управления Федерального казначейства, поэтому переплата страховых взносов по одной из частей пенсии, перекрывающая неуплату страховых взносов по другой части, не приводит к непоступлению средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.

В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 8 данной статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Пенсионным фондом начислен и предложен к уплате штраф без учета наличия у Пенсионного фонда обязанности по проведению самостоятельного зачета переплаты по страховым взносам в счет имеющейся у страхователя задолженности по пеням и (или) штрафам.

Налоговым органом при подаче заявления по платежному поручению от 23.03.2012 г. № 434035 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей, однако, при подаче заявления налоговый орган на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому уплаченная налоговым органом государственная пошлина подлежит возврату из бюджета на основании подпункта первого пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва удовлетворить.

Признать недействительным и отменить полностью решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва от 23.01.2012 г. № 018/018/100-2012.

Возвратить Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 23.03.2012 г. № 434035. Выдать справку.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месяца со дня его принятия.

Судья А.Г. Павлов