ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-703/17 от 12.07.2017 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, дом 91

тел./факс (394 22) 2-11-96; е-mail: info@tyva.arbitr.ru

www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-703/2017

19 июля 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 19 июля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Ханды А.М., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ламажап Ч.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Садоводческого некоммерческого товарищества "Ласточка" ИНН (<***>), ОГРН (1151719001785)

к Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва"

о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва", выраженном в неисполнении обязанности по обеспечению земельным участком для ведения садоводства, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка на праве безвозмездного пользования по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский район, на 8 км. юго-западнее от с. Суг-Бажы, с кадастровым номером 17:04:1101001:151, обязании Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" обеспечить земельным участком для ведения садоводства в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, обязании Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" при определении местоположения земельного участка, представляемого Садоводческому некоммерческому товариществу "Ласточка" и права, на котором он предоставляется, предоставить земельный участок расположенный по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский район, на 8 км. юго-западнее от с. Суг-Бажы, с кадастровым номером 17:04:1101001:151, на праве безвозмездного пользования, и признании недействительным постановления от 23.03.2017 № 253 "Об отмене постановлений администрации Каа-Хемского района",

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО1, председателя СНТ "Ласточка" согласно Выписке из ЕГРЮЛ, ФИО2, представителя по доверенности от 15.04.2017г.,

от ответчика – ФИО3, представителя по доверенности от 30.01.2017г.,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Ласточка" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва", выраженном в неисполнении обязанности по обеспечению земельным участком для ведения садоводства, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка на праве безвозмездного пользования по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский район, на 8 км. юго-западнее от с. Суг-Бажы, с кадастровым номером 17:04:1101001:151, обязании Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" обеспечить земельным участком для ведения садоводства в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, обязании Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" при определении местоположения земельного участка, представляемого Садоводческому некоммерческому товариществу "Ласточка" и права, на котором он предоставляется, предоставить земельный участок расположенный по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский район, на 8 км. юго-западнее от с. Суг-Бажы, с кадастровым номером 17:04:1101001:151, на праве безвозмездного пользования, и признании недействительным постановления от 23.03.2017 № 253 "Об отмене постановлений администрации Каа-Хемского района"(с учетом принятого арбитражным судом изменения предмета заявленного требования в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, по доводам изложенным в заявлении и в уточнённом заявлении, представитель ответчика не согласился, по доводам, изложенным в отзыве и в дополнительном отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего спора.

Садоводческое некоммерческое товарищество "Ласточка"(СНТ "Ласточка") зарегистрировано в качестве юридического лица 27 ноября 2011 года налоговым органом за основным государственным регистрационным номером 1151719001785, ИНН <***>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 10.04.2017г.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в связи с обращением в его адрес председателя СНТ "Ласточка"(исх. от 20.01.2016), в целях поддержки семей, имеющих детей-инвалидов(250 семей), в своём письме от 10.02.2016 № Э4-273, просило председателя Администрации Каа-Хемского кожууна рассмотреть возможность выделения садоводческому некоммерческому товариществу "Ласточка" земельного участка площадью 25 гектаров, расположенного на территории Каа-Хемского кожууна(за мостом в сторону села Суг-Бажи), из категории земель населённых пунктов с разрешенным использованием под садоводство и огородничество.

14.03.2016, СНТ "Ласточка" обратилось к Администрации Каа-Хемского кожууна с заявлением о выделении земельного участка площадью 25 га., расположенного на территории Каа-Хемского кожууна(за мостом в сторону села Суг-Бажи), из категории земель населённых пунктов с разрешенным использованием под садоводство и огородничество, приложив к заявлению письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 10.02.2016 № Э4-273(л.д.44, том1).

На основании заявления председателя правления СНТ "Ласточка", постановлением Администрации Каа-Хемского района от 21.03.2016 № 274 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе для его последующего предоставления без проведения торгов, из категории земель сельскохозяйственного назначения, границы территориальной зоны не установлены, расположенного по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский крайон, на 8 км юго-западнее от с.Суг-Бажы, общей площадью 250000 кв.м., разрешенное использование - для ведения гражданами садоводства и огородничества(л.д.36 том 1).

Пунктом 2 вышеназванного постановления постановлено обеспечить постановку на государственный кадастровый учёт вышеуказанного земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"(л.д.36, том1).

Согласно раздела 6 кадастрового паспорта земельного участка от 23 марта 2016 года № 17/16-1-18207, в государственный кадастр недвижимости 23.03.2016 внесена запись о земельном участке с кадастровым номером 17:04:1101001:151, с адресом(описанием местоположения): Республика Тыва, Каа-Хемский крайон, на 8 км юго-западнее от с.Суг-Бажы, с площадью 250000 кв.м.+/-250кв.м., с разрешенным использованием: для ведения гражданами садоводства и огородничества и без сведений о правах(л.д.34 том 1).

На основании заявки СНТ "Ласточка", ООО ИПО "Землемер" подготовлен проект планировки и межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества "Ласточка", участок для размещения которого расположен в Каа-Хемском районе, на 8 км юго-западнее от с.Суг-Бажы(л.д.24-33, том 1).

Постановлением Администрации Каа-Хемского района от 25.04.2016 № 352 "Об утверждении планировки и межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества "Ласточка" утверждёны:

- проект планировки территории СНТ "Ласточка" согласно приложению № 1 "основная часть"

- проект межевания территории СНТ "Ласточка" согласно приложению № 2 "графическая часть"(л.д.39,том 1).

23 января 2017 года, СНТ "Ласточка" обратилось в Администрацию Каа-Хемского района с заявлением о заключении договора безвозмездного пользования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский крайон, на 8 км юго-западнее от с.Суг-Бажы, с кадастровым номером 17:04:1101001:151, с общей площадью 250000 кв.м., из категории земель: сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения гражданами садоводства и огородничества приложив к заявлению: постановление Администрации Каа-Хемского района от 21.03.2016 № 274 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" и постановление Администрации Каа-Хемского района от 25.04.2016 № 352 "Об утверждении планировки и межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества "Ласточка"(л.д.40, том 1).

Письмом от 21.02.2017, исх.№ 01-14/344, Администрация Каа-Хемского района, ссылаясь на подпункт 1 пункта 3 статьи 1, пункт 1 статьи 6, статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 79, статью 80 Земельного кодекса РФ, статьи 13 и 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Временное положение о порядке формирования фондов перераспределения земель № 32-10/82, утверждённое Советом министров РСФСР 29.01.1992, отказало СНТ "Ласточка" в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав на то, что в состав испрашиваемого земельного участка входят сельскохозяйственные угодья(пастбища) и изменение их целевого назначения не допускается в силу закона, кроме того, испрашиваемый земельный участок не был и не мог быть включён в фонд перераспределения земель, который формировался за счёт земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этом фонд, в настоящее время земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду на торгах(конкурсах, аукционах)(л.д. 41-43, том 1).

Полагая, что оспариваемый отказ Администрации Каа-Хемского района в предоставлении земельного участка не соответствует закону, СНТ "Ласточка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, арбитражный суд приходит к следующему.

Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации(далее – АПК РФ) установлено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

В силу части 1 статья 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

СНТ "Ласточка" отказано в предоставлении земельного участка, следовательно заявитель вправе его оспорить в арбитражном суде.

С учётом требований статьи 35 АПК РФ, настоящее дело подсудно Арбитражному суду Республики Тыва, исходя из места нахождения ответчика - Администрации Каа-Хемского района, принявшего оспариваемый отказ(Республика Тыва).

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно частям 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, в силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Администрацию Каа-Хемского района, отказ которого оспаривается.

А на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт(СНТ "Ласточка"), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, СНТ "Ласточка оспаривает отказ Администрации Каа-Хемского района в предоставлении земельного участка, ссылаясь на пункт 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.

Действительно, согласно пункта 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.

Вместе с тем, названные нормативные положения можно отнести к бланкетным и отсылающим к положениям Федерального закона от 15.04.1998 № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон № 66-ФЗ) и поскольку спорные правоотношения именно связаны с предоставлением земельного участка для ведения коллективного садоводства, то нормы Земельного кодекса РФ подлежат применению с учётом положений Федерального закона № 66-ФЗ.

Так, согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 16.04.2015 N 309-ЭС14-6056, предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства (садоводства) должно осуществляться в порядке земельного законодательства с учетом положений Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Сам Федеральный закон № 66-ФЗ прямо указывает, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (статья 14).

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд считает ссылки представителя Администрации Каа-Хемского района на нормативные положения Федерального закона № 66-ФЗ правильными.

Федеральный закон № 66-ФЗ предполагает проведение ряда процедур, предшествующих непосредственному рассмотрению и принятию решения по вопросу о предоставлении земельного участка.

Так, федеральный закон № 66-ФЗ предусматривает предоставление земельного участка объединению граждан (статья 1), при этом обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (статья 13).

Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом № 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в таких целях (Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2016 по делу № 309-КГ16-1219, А60-23628/2014).

Вместе с тем, из материалов дела не следует и не подтверждается, что члены СНТ "Ласточка", в порядке предусмотренном Федеральным законом № 66-ФЗ, самостоятельно обращались в Администрацию Каа-Хемского района.

В данном случае, арбитражный суд также соглашается с доводом представителя Администрации Каа-Хемского района о том, что СНТ "Ласточка" создано не в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 66-ФЗ, его местонахождение не находится на территории Каа-Хемского района и доказательств того, что члены товарищества там же зарегистрированы не представлены, и отмечает, что сам по себе факт существования садоводческого некоммерческого товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации Каа-Хемского района предоставить ему испрашиваемый земельный участок для размещения садоводческого товарищества на льготных условиях в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 66-ФЗ.

Вместе с тем, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, за исключением требования о признании незаконным бездействия Администрации Каа-Хемского района, выражённом в неисполнении обязанности по обеспечению СНТ "Ласточка" земельным участком для ведения садоводства, по следующим основаниям.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства в безвозмездное пользование на срок не более чем пять лет (пп. 11 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4. ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации(далее - ЗК РФ) договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Порядок такого предоставления земельных участков регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ, который осуществляется следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 ЗК РФ.

Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ.

Из материалов дела следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в связи с обращением в его адрес председателя СНТ "Ласточка"(исх. от 20.01.2016), в целях поддержки семей, имеющих детей-инвалидов(250 семей), в своём письме от 10.02.2016 № Э4-273, просило председателя Администрации Каа-Хемского кожууна рассмотреть возможность выделения садоводческому некоммерческому товариществу "Ласточка" земельного участка площадью 25 гектаров, расположенного на территории Каа-Хемского кожууна(за мостом в сторону села Суг-Бажи), из категории земель населённых пунктов с разрешенным использованием под садоводство и огородничество.

14.03.2016, СНТ "Ласточка" обратилось к Администрации Каа-Хемского кожууна с заявлением о выделении земельного участка площадью 25 га., расположенного на территории Каа-Хемского кожууна(за мостом в сторону села Суг-Бажи), из категории земель населённых пунктов с разрешенным использованием под садоводство и огородничество, приложив к заявлению письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 10.02.2016 № Э4-273(л.д.44, том1).

На основании заявления председателя правления СНТ "Ласточка", постановлением Администрации Каа-Хемского района от 21.03.2016 № 274 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе для его последующего предоставления без проведения торгов, из категории земель сельскохозяйственного назначения, границы территориальной зоны не установлены, расположенного по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский крайон, на 8 км юго-западнее от с.Суг-Бажы, общей площадью 250000 кв.м., разрешенное использование - для ведения гражданами садоводства и огородничества(л.д.36 том 1).

Пунктом 2 вышеназванного постановления постановлено обеспечить постановку на государственный кадастровый учёт вышеуказанного земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"(л.д.36, том1).

Согласно раздела 6 кадастрового паспорта земельного участка от 23 марта 2016 года № 17/16-1-18207, в государственный кадастр недвижимости 23.03.2016 внесена запись о земельном участке с кадастровым номером 17:04:1101001:151, с адресом(описанием местоположения): Республика Тыва, Каа-Хемский крайон, на 8 км юго-западнее от с.Суг-Бажы, с площадью 250000 кв.м.+/-250кв.м., с разрешенным использованием: для ведения гражданами садоводства и огородничества и без сведений о правах(л.д.34 том 1).

На основании заявки СНТ "Ласточка", ООО ИПО "Землемер" подготовлен проект планировки и межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества "Ласточка", участок для размещения которого расположен в Каа-Хемском районе, на 8 км юго-западнее от с.Суг-Бажы(л.д.24-33, том 1).

Постановлением Администрации Каа-Хемского района от 25.04.2016 № 352 "Об утверждении планировки и межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества "Ласточка" утверждёны:

- проект планировки территории СНТ "Ласточка" согласно приложению № 1 "основная часть"

- проект межевания территории СНТ "Ласточка" согласно приложению № 2 "графическая часть"(л.д.39,том 1).

23 января 2017 года, СНТ "Ласточка" обратилось в Администрацию Каа-Хемского района с заявлением о заключении договора безвозмездного пользования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский крайон, на 8 км юго-западнее от с.Суг-Бажы, с кадастровым номером 17:04:1101001:151, с общей площадью 250000 кв.м., из категории земель: сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения гражданами садоводства и огородничества приложив к заявлению: постановление Администрации Каа-Хемского района от 21.03.2016 № 274 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" и постановление Администрации Каа-Хемского района от 25.04.2016 № 352 "Об утверждении планировки и межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества "Ласточка"(л.д.40, том 1).

С учётом вышеуказанного следует, что Администрация Каа-Хемского района по обращению СНТ "Ласточка" дало согласие на начало процедуры по предоставлению земельного участка в безвозмездное пользование без проведения торгов, и начало её, в соответствии с общим порядком, предусмотренным нормами Земельного кодекса Российской Федерации, а не в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 66-ФЗ.

Вышеназванными доказательствами подтверждается соблюдение СНТ "Ласточка" процедуры по предоставлению земельного участка в безвозмездное пользование без проведения торгов, регламентируемой нормативными положениями статьи 39.14 ЗК РФ, при положительном сопровождении со стороны Администрации Каа-Хемского района.

Нуждаемость в предоставлении такого земельного участка, как того требует Федеральный закон № 66-ФЗ и пункт 11 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ, подтверждается списком членов СНТ "Ласочка" и представленными свидетельствами о рождении и справками серии МСЭ(об инвалидности) на детей членов товарищества.

Испрашиваемый земельный участок, поставлен на государственный кадастр недвижимости(кадастровый номер 17:04:1101001:151), с площадью 250000 кв.м.+/-250кв.м., с разрешенным использованием: для ведения гражданами садоводства и огородничества, сведения о правах не зарегистрированы.

Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий:

осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Вместе с тем, письмо Администрации Каа-Хемского района от 21.02.2017, исх.№ 01-14/344, в котором содержится отказ СНТ "Ласточка" в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не подпадает ни под одно из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 ЗК РФ.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание тот факт, что Администрация Каа-Хемского района по обращению СНТ "Ласточка" дало согласие и начало процедуру предоставления земельного участка в безвозмездное пользование без проведения торгов, в порядке предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, при этом спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 23 марта 2016 года № 17/16-1-18207, в результате проведённых СНТ "Ласточка" за свой счёт соответствующих работ постановлением Администрации Каа-Хемского района от 21.03.2016 № 274 утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории для его последующего предоставления без проведения торгов, и постановлением Администрации Каа-Хемского района от 25.04.2016 № утверждёны проекты планировки и межевания территории СНТ "Ласточка", что указывает на соблюдение СНТ "Ласточка" процедуры по предоставлению земельного участка в безвозмездное пользование без проведения торгов, регламентируемой нормативными положениями статьи 39.14 ЗК РФ, то отказ Администрации Каа-Хемского района в предоставлении СНТ "Ласточка" испрашиваемого земельного участка, который по основаниям не соответствует положениям статьи 39.16 ЗК РФ нельзя признать правомерным, что является основанием для признания его недействительным, согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учётом вышеприведённых доводов, представленные Администрацией Каа-Хемского района: протокол заседания межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений, поступивших от граждан на выделение земельных участков от 25.03.2016 № 3; представление прокурора Каа-Хемского района от 29.04.2017 № 6-12ж/2017; обращения арендаторов, чабанов и жителей сумона Суг-Бажынский Каа-Хемского района, не могут повлиять на оценку законности (незаконности) оспариваемого отказа.

Принимая во внимание вышеизложенное, действия Администрации Каа-Хемский район Республики Тыва, выраженные в постановлении от 23.03.2017 № 253 "Об отмене постановлений Администрации Каа-Хемского района", отменяющие ранее вынесенные постановления от 21.03.2016 № 274 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" и от 25.04.2016 № 352 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества "Ласточка" нельзя признать правильными, а потому данное постановление подлежит признанию недействительным, в порядке части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что признав решение органа местного самоуправления недействительным и его бездействие незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

СНТ "Ласточка" в качестве меры для восстановления нарушенного права просит обязать Администрацию Каа-Хемского района обеспечить земельным участком для ведения садоводства, при определении местоположения земельного участка, представляемого Садоводческому некоммерческому товариществу "Ласточка" и права, на котором он предоставляется - предоставить земельный участок расположенный по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский район, на 8 км. юго-западнее от с. Суг-Бажы, с кадастровым номером 17:04:1101001:151, на праве безвозмездного пользования.

Принимая во внимание, что способ восстановления нарушенных прав должен соответствовать закону и способствовать реальному восстановлению нарушенных прав и законных интересов СНТ "Ласточка", в лице его членов, имеющих детей инвалидов, арбитражный суд полагает, что указанный способ восстановления нарушенного права соответствует основному требованию.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию Каа-Хемского района совершить испрашиваемые действия.

Поскольку по обращениям СНТ "Ласточка" Администрацией Каа-Хемский кожуун выносились постановления, а именно: от 21.03.2016 № 274 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" и от 25.04.2016 № 352 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества "Ласточка", а по заявлению от 23.01.2017 был дан ответ 21.02.2017(исх.№ 01-14/344), т.е., до истечения установленных статьёй 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" сроков, то арбитражный суд соглашается с доводом представителя ответчика об отсутствии бездействия со стороны Администрации Каа-Хемского района.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва,

решил:

отказ, выраженный в письме Администрации Каа-Хемский район Республики Тыва от 21.02.2017 № 01-14/344 признать недействительным.

Обязать Администрацию Каа-Хемский район Республики Тыва обеспечить земельным Садоводческое некоммерческое товарищество "Ласточка" ИНН (<***>), ОГРН (1151719001785) для ведения садоводства, при определении местоположения земельного участка, представляемого Садоводческому некоммерческому товариществу "Ласточка" и права, на котором он предоставляется - предоставить земельный участок расположенный по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский район, на 8 км. юго-западнее от с. Суг-Бажы, с кадастровым номером 17:04:1101001:151, на праве безвозмездного пользования.

Признать недействительным постановление Администрации Каа-Хемский район Республики Тыва от 23.03.2017 № 253 "Об отмене постановлений Администрации Каа-Хемского района".

В остальной части заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья А.М.Ханды