ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-792/2021 от 23.06.2021 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                                                      Дело № А69-792/2021

24 июня 2021 года

Резолютивная часть  решения объявлена 23 июня 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 24 июня 2021 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Калбак А.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Сендажы А.Н., рассмотрев дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. (Прокуратура Республики Тыва: ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации сельского поселения сумон Эйлиг-Хемский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес нахождения: 668210, Республика Тыва, <...>)

- о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского района Республики Тыва,

- об обязании в течение 3 месяцев разработать и утвердить схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского района Республики Тыва,

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – прокурор Республики Тыва,

от ответчика – не явились,

                                                                     установил:

заместитель прокурора Республики Тыва Дябкин С.Н. (далее – заявитель, Прокуратура) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации сельского поселения сумон Эйлиг-Хемский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее -  ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского района Республики Тыва; об обязании в течение 3 месяцев разработать и утвердить схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского района Республики Тыва.

В судебное заседание представители ответчика не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым конвертом с определением суда 21.04.2021, направленный по месту нахождения ответчика возвращен отделением связи с отметкой "истёк срок хранения",, в нарушение статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик отзыв на заявление не представил. Указанное поведение свидетельствует о затягивании процесса и о злоупотреблении с его стороны процессуальными правами.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей ответчика.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего спора.

Администрация сумон Эйлиг-Хемский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» зарегистрирована в качестве юридического лица 15.04.1994 за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.03.2021.

Прокуратурой Улуг-Хемского района проведена проверка в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства при реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», по результатам которой установлено, что администрацией не исполнена требования статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, а именно: отсутствует схема размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

По указанному нарушению федерального законодательства 22.01.2021 прокурором Улуг-Хемского района вынесено представление № 8-355в-2020.

Письмом от 26.02.2021 № 2 Администрация сумона Эйлиг-Хемский Улуг-Хемского района Республики Тыва пояснила, что представление № 8-355в-2020 от 22.01.2021 рассмотрено, в настоящее время подготовлен проект нормативного правового акта об утверждении схемы нестационарных торговых объектов и будет направлен в прокуратуру района до 10.03.2021.

Признав бездействие администрации муниципального района незаконным, и установив, что администрацией сумона Эйлиг-Хемский Улуг-Хемского района Республики Тыва не исполнена требования статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав доводы прокурора, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор участвует в судебном процессе самостоятельно в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

 Прокуратура вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если она полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 198 Кодекса).

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Улуг-Хемского района во исполнение задания прокуратуры Республики Тыва проведена проверка исполнения законодательства о защите прав предпринимателей при реализации мероприятий национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1 пункт 4 статьи 4 Федерального закона N 381-ФЗ).

Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Федерального закона от N 381-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Закон определяет нестационарный объект как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Федерального закона N 381-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При проведении прокуратурой Улуг-Хемского района проверки в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства при реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» было установлено, что администрацией не исполнена требования пункта 2 части 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ на территории с. Эйлиг-Хемский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.

В порядке прокурорского реагирования прокуратурой Улуг-Хемского района в адрес председателя администрации направлено представление от 22.01.2021 № 8-355 в-2020.

Администрацией по результатам рассмотрения представления дан ответ о том, что представление № 8-355в-2020 от 22.01.2021 рассмотрено, в настоящее время принимаются меры по устранению нарушений федерального законодательства, разрабатывается схема размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хемский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.

В связи с этим прокуратурой Улуг-Хемского района было установлено неправомерное бездействие администрации, выразившегося в разработке и не утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хемский Улуг-Хемского района Республики Тыва в установленном порядке.

На дату обращения прокурора с заявлением в арбитражный суд и в ходе рассмотрения заявления в арбитражном суде доказательства подтверждающие наличие утвержденной и согласованный с уполномоченным органом (Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва) схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хемский Улуг-Хемского района Республики Тыва не представлены.

Таким образом, суд считает доказанным факт бездействия администрации, выразившееся в разработке и не утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хемский Улуг-Хемского района Республики Тыва, поскольку требования законодательства о торговой деятельности в части утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов не выполнены, что противоречит требованиям Закона о торговой деятельности.

При таких обстоятельствах арбитражным судом на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В качестве меры по устранению нарушений прав и законных интересов заявителя суд полагает необходимым обязать Администрацию сельского поселения сумона Эйлиг-Хемский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва разработать и утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хемский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

 Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

 Руководствуясь статьями 167, 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                            Р Е Ш И Л:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. (Прокуратура Республики Тыва: ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения сумон Эйлиг-Хемский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хемский муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва".

 Обязать Администрацию сельского поселения сумон Эйлиг-Хемский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» разработать и утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Эйлиг-Хемский муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва".

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                                             А.А. Калбак