г. Кызыл «31» декабря 2019 года. | Дело № А69-795/18 |
Резолютивная часть решения объявлена «25» декабря 2019 года. Полный текст решения изготовлен «31» декабря 2019 года.
Судья Арбитражного суд Республики Тыва Ондар Ч.Ч., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Артык-оол М.А., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление АО «Тываэнергосбыт» к ООО УК «Жилищно-эксплуатационные услуги – 2, третьи лица Служба по тарифам Республики Тыва, АО «Тываэнерго» о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 663 722,40 рублей, за период с 01.11.2017г. по 31.12.2017г,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – по доверенности от 19.11.2019г.,
от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 13.08.2019г.,
от третьих лиц Службы по тарифам Республики Тыва, АО «Тываэнерго» – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Тываэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационные услуги-2», третьи лица Служба по тарифам Республики Тыва, АО «Тываэнерго» о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 663 722,40 рублей, за период с 01.11.2017г. по 31.12.2017г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены АО "Тываэнерго", Служба по тарифам Республики Тыва.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие третьих лиц.
В ходе рассмотрения иска в целях проверки расчета задолженности по ходатайству ответчика истцом были представлены дополнительные документы, в частности расчеты суммы по финансово-лицевым счетам за ноябрь-декабрь по каждому потребителю, акты замеров площадей мест общего пользования многоквартирных домов, копии технических паспортов, копии поквартирного расхода населения, которые были приобщены судом к материалам дела и исследованы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи со всеми документами, имеющимися в материалах дела.
По предложению суда, сторонами на основании представленных документов подготовлены расчеты. Производились сверки между сторонами.
Представитель истца, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнении и в пояснениях.
В судебном заседании ответчик пояснил, что не согласен с расчетом истца, представил пояснения к своим расчетам. Признает задолженность за ноябрь 2017 года в размере 191 181,54 рублей, за декабрь 2017 года в размере 115 974,87 рублей, в остальной части исковых требований просит отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, арбитражный суд установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Тываэнергосбыт", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442, справкой от 28.02.2007 N 45 и постановлением от 11.04.2007 N 59 Службы по тарифам Республики Тыва с 01.04.2007 на территории Республики Тыва, выполняет функции гарантирующего поставщика.
ООО УК «ЖЭУ-2» в спорный период являлось управляющей компанией многоквартирных домов (далее – МКД), расположенных в г. Кызыле по адресам: ул. Дружба 25, ул. Дружба 27, ул. Красноармейская 170, ул. Титова 15, ул. Ленина 81, ул. ФИО3 1, ул. Ангарский бульвар 10, ул. О.Лопсанчапа 35/2, ул. О.Лопсанчапа 37/2, ул. О.Лопсанчапа 37/3, ул. О.Лопсанчапа 39, ул. О.Лопсанчапа 41, ул. Кочетова 55/2, ул. Кочетова, 59/2, ул. Титова 35, ул. Кочетова 99, ул. Кочетова 106, ул. Красноармейская, 168, ул. Красноармейская 174, ул. Красноармейская 178, ул. Рабочая 250, Щетинкина-Кравченко 76. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не опровергается ответчиком.
Из материалов дела следует, что ООО УК «ЖЭУ-2» в спорный период потребляло электрическую энергию без заключения с АО «Тываэнергосбыт» договора энергоснабжения.
29.01.2018 АО "Тываэнергосбыт" направило ответчику претензию, в которой предлагало уплатить ответчику в течение 10 дней образовавшуюся задолженность.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения истец обратился с исковым заявлением о взыскании задолженности за период с 01.11.2017 по 31.12.2017 в Арбитражный суд Республики Тыва.
Арбитражный суд, выслушав сторон, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления истец просит взыскать задолженность по оплате потребленной электрической энергии за период с 01.11.2017 по 31.12.2017 на общедомовые нужды многоквартирных домов в размере 663 722,40 рублей.
Суд установил, что спорные правоотношения регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и иными нормативными правовыми актами в сфере энергетики.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из материалов дела, ответчик являлся управляющей компанией в жилых многоквартирных домах, указанных истцом, договор между истцом и ответчиком на поставку электрической энергии в спорный период не был заключен.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Из положений указанных норм следует, что по общему правилу управляющая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с ресурсоснабжающей организацией. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья (если договор управления с управляющей организацией был заключен органами управления товарищества собственников жилья и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или ресурсоснабжающая организация.
Порядок заключения управляющей и ресурсоснабжающей организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Соответствующие разъяснения изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос N 9). Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Таким образом, при отсутствии заключенного управляющей и ресурсоснабжающей организациями договора о приобретении коммунального ресурса отношения между ними могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом, а управляющая организация может быть признана исполнителем коммунальных услуг при установлении, в том числе, следующих обстоятельств: управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса. Следовательно, незаключение договора не освобождает ответчика от своевременной оплаты поставленной истцом в отношении его объектов электроэнергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, в силу положений статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг является обязанным лицом по оплате поставленных ресурсоснабжающими организациями коммунальных ресурсов.
При этом в силу своего статуса (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) ответчик обязан, с одной стороны, предоставить коммунальные услуги собственникам и иным нанимателям в многоквартирном доме, в том числе услугу по электроснабжению; с другой, - рассчитаться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы для собственников помещений установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно пункту 40 Правила N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к Правилам N 354. Согласно данным формулам расчет размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды производится исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади индивидуального жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, тариф на соответствующий коммунальный ресурс.
Согласно пункту 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ. В Приложении к Правилам N 306 имеется формула для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды уполномоченными органами.
Расчеты АО "Тываэнергосбыт" произведены в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 01.08.2017 N 347 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Республики Тыва", где указывается единица измерения: кВт.ч в месяц на кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также в соответствии с постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от30.12.2016 N 88 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Тыва на 2017 год".
Согласно Постановлению Правительства Республики Тыва от 01.08.2017 N 347 единица измерения: кВт/ч в месяц на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 01.08.2017 N 347 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Республики Тыва" нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды на территории Республика Тыва установлены в следующем размере: многоквартирные дома, не оборудованные лифтами 2-этажные дома - 1,86; многоквартирные дома, не оборудованные лифтами 3-6 этажные дома - 2,72; многоквартирные дома, оборудованные лифтами - 3,52.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 30.12.2016 N 88 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Тыва на 2017 год" установлены следующие тарифы: для населения и приравненных к ним потребителей с 01.01.2017 по 30.06.2017-3, 15 руб.; с 01.07.2017 по 31.12.2017-3, 30 руб.; для населения, проживающих в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электропитательными установками (приравненные к ним) с 01.01.2017 по 30.06.2017-2,20 руб.; с 01.07.2017 по 31.12.2017-2, 31 руб.
Относительно доводов ответчика по определению задолженности по оплате электроэнергии, поставленной в спорный период в дом по ул. Ангарский 10 суд пришел к следующим выводам.
Данный дом по ул. Ангарский, д.10 передан в управление ответчика с 06.09.2017. Задолженность по данному дому определялась по показаниям приборов учета.
Довод ответчика о том, что данные показания приборов учета не соответствуют принятым показаниям по акту допуска приборов учета в эксплуатацию от 24.10.2017 по счетчику № 100081305-002176,1 разница составляет 529,1 квт.ч., по счетчику № 099488652 разница составляет 246 квт.ч не обоснован, т.к. не представлены доказательства, опровергающие приведенные доводы.
Несогласие ответчика с расчетом истца по дому по ул. Лопсанчапа 41 за ноябрь 2017 года также не подтверждается доказательствами.
Довод ответчика о несогласии с размерами площадей мест общего пользования и состава общего имущества многоквартирного дома является несостоятельным.
Расчет истца осуществлен исходя из показаний прибора учета (в отношении многоквартирного дома, оборудованных ими) и установленного в законном порядке тарифа на электроэнергию, в отношении домов, где приборы учета отсутствуют – исходя из площади мест общего пользования и установленного в Республике Тыва норматива.
Ответчик представил контррасчет, из которого следует, что из-за отсутствия токоприемников в подвальных помещениях, в шести многоквартирных домах площади мест общего пользования уменьшены на основании акта замера мест общего пользования по адресам: ул. Дружба, д.25, ул. Дружба, 27, ул. Красноармейская, д.170, ФИО3, д.1, ул. Ленина, д.81, ул. Титова, д.15.
Сведения о составе и состоянии общего имущества в соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - постановление N 491), отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Таким образом, суд считает, что площади мест общего пользования подтверждаются техническими паспортами.
Своевременная корректировка и актуализация данных технического паспорта МКД является прямой обязанностью управляющей организации и необходима, в том числе, для правильного исчисления размера платы за жилищно-коммунальные услуги, поскольку информация о площадях жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, указанная в техническом паспорте, используется при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В рассматриваемом случае ответчик, являясь управляющей организацией, в силу вышеназванных норм права обязан был принять меры по актуализации технического паспорта этого МКД, однако указанные действия не осуществил.
Ответчик не оспаривая данные о площадях, указанных в технических паспортах, на официальном сайте ГИС ЖКХ и которые явились основаниями для расчета истца, ссылается на замеры, представленные им в материалы дела, считает, что они являются основаниями для расчета.
Вместе с тем, истец указывает, что произведенные замеры от 05.03.2019г. по спорным адресам: <...> не подписаны ответчиком. При проведении повторной проверки для замеров площадей мест общего пользования 16.04.2019г. выяснилось, что установленные ранее в подвальных помещениях токоприемники были удалены со стороны ответчика.
На основании вышеизложенного, суд считает, что довод ответчика является несостоятельным, т.к. представленные им замеры не являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу.
Кроме того, замеры произведенные сторонами к спорному периоду не относятся.
Также, довод ответчика о том, что по спорным домам не производилась минусовка является необоснованным, поскольку не представлено опровергающих доказательств об объемах потребленной электроэнергии.
С учетом представленных истцом документов и расчета, в частности, по 3 домам (ул. Кочетова 106, ул. Красноармейская 170, ул. Кочетова 55/2) из общей площади сминусованы, в том числе площади подвальных помещений, сданных в аренду. При этом истец обоснованно исходил и того, что арендаторы заключили с истцом отдельные договоры энергоснабжения и производят оплату за потребленную электроэнергию напрямую АО "Тываэнергосбыт". Истцом на обозрение суда представлены договоры и к ним дополнительные соглашения, между АО «Тываэнергосбыт» и ПАО «Тывасвязьинформ», ООО «ИТ-Системы», ПАО «Ростелеком».
Ответчик не представил суду доказательств опровергающих приведенные доводы.
Также, ответчик, со своей стороны, оспаривая правильность расчета, не представил суду, необходимые для проверки расчетаколичество жителей, а также иные документы в подтверждение возражения.
Согласно части 1 статьи 64 и статьям 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Поскольку содержать места общего пользования в спорном многоквартирном доме, в том числе контролировать и оплачивать потребление электрической энергии ресурсоснабжающей организации должна управляющая компания, когда она является исполнителем коммунальных услуг в отношении конечных потребителей, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика задолженности.
Кроме того, факт оплаты собственниками жилых помещений многоквартирных домов собственного потребления электроэнергии гарантирующему поставщику не отменяет обязанности управляющей организации по оплате электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку истцу предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, то расходы по госпошлине по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 102, 167-176 и 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖЭУ-2» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес:667000, <...>) в пользу Акционерного общества "Тываэнергосбыт" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата постановки на учет 25.10.2006, адрес: 667000, <...>) задолженность за потребленную электрическую энергию за период с 01.11.2017 по 31.12.2017 в размере 663 722,40 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖЭУ-2» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 16 274, 45 рублей.
Решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) в срок, не позднее месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Ондар Ч.Ч.