АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ул. Кочетова, д. 91, г.Кызыл, Республика Тыва, 667000
телефон для справок: (394-22) 2-11-96, е-mail: info@tyva.arbitr.ru; http://tyva.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл | Дело № А69- 799/2014 |
14 мая 2014 года
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Санчат Э.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ 667000 <...> ИНН (1701037530) ОГРН (1041700531730), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва 667010 <...> ИНН (1701037770) ОГРН (1041700531982) об оспаривании решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах № 3933 от 26.11.2013.
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (далее по тексту – заявитель, Управление, Росреестр) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва (далее по тексту – налоговый орган, Инспекция) об оспаривании решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах № 3933 от 26.11.2013.
В связи с наличием признаков, предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением суда от 17 марта 2014 года заявление судом принято к производству в порядке упрощенного производства, срок на обжалование постановления судом восстановлен.
Указанное определение получено заявителем 19.03.2014г., ответчиком 20.03.2013, что подтверждается почтовым уведомлением № 66700072172402, 66700072172396.
Определение суда о принятии искового заявления (заявления) и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 17 марта 2014 года опубликовано в сети Интернет на портале Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru/.
Согласно указанному определению судом предложено лицам, участвующим в деле в срок до 07.04.2014г. представить оригиналы доказательств для обозрения, письменный мотивированный отзыв на заявление с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов, в случае оплаты, доказательства оплаты задолженности, до 28.04.2014 - дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Налоговым органом 07.04.2014 представлено ходатайство о продлении срока представления письменного мотивированного отзыва на заявление, в связи с неполучением копии заявления. 09.04.2014 представлен письменный отзыв на заявление с приложением доверенности и подтверждающих доказательств, которым просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд приобщил поступившие документы к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее:
Как следует из материалов дела, в налоговый орган 14.10.2013 г. и 18.10.2013 г. поступило два заявления от налогоплательщиков ФИО1 и ФИО2 с просьбой рассчитать налог на имущество физических лиц. В ходе проверки налоговым органом установлено, что объект недвижимости по адресу: <...> (принадлежащий ФИО2) в базе данных налогового органа был зарегистрирован на ФИО3 с 19.04.2007 года. Сведения об отчуждении им данного объекта отсутствовали, также сведений о регистрации права собственности от 29.02.2012г. на данный объект ФИО2 в налоговый орган не поступало. Объект недвижимости по адресу: <...>. 51-4 (принадлежащий ФИО1) в базе данных налогового органа был зарегистрирован па физических лиц: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8. ФИО9 с долей владения по 1/6 каждому с 21.10.2011 года. Сведения об отчуждении указанными выше физическими лицами данного объекта отсутствуют, также сведения о регистрации прав собственности 03.08.2012 года на данный объект ФИО1 в налоговый орган не поступало.
В связи с чем, специалистом налогового органа 22.10.2013 г. составлен акт № 4395 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), а именно - непредставление сведений о праве собственности на объекты недвижимости органами Росреестра. Заявителем акт подписан 24.10.2013 г.
О времени и месте рассмотрения акта Заявитель был надлежащим образом извещен, что подтверждается уведомлением о вызове налогоплательщика назначенное на 26.11.2013г. в 10.00 ч., полученным Заявителем (вх. № 5998 от 24.10.2013г.).
По результатам рассмотрения акта, пояснений, в присутствии доверенного представителя Заявителя, что подтверждается протоколом рассмотрения от 26.11.2013 года, было принято решение № 3933 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Управление Росреестра привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего кодекса, в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
Решение получено Управлением Росреестра 02.12.2013 года.
Управление обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва с апелляционной жалобой на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва от 26.11.2013 № 3933.
Апелляционная жалоба Управления Росреестра оставлена без удовлетворения.
Управление Росреестра, посчитав привлечение к налоговой ответственности незаконным, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании решения незаконным и его отмене.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов лиц в сфере экономической деятельности.
Недоказанность одного из указанных обстоятельств влечет отказ в удовлетворении заявления.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения № 3933 от 26.11.2013, вынесенного в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, Управлением соблюдены условия, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
Судом проверена процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемого решения о привлечении к налоговой ответственности, Налоговым кодексом Российской Федерации. Нарушений не установлено. Управлению была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представить объяснения и возражения.
В соответствии с п. 101 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, в случае, если на вопросы, содержащиеся в письменном запросе, ответ не может быть дан должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, и для подготовки ответа требуется получение информации от структурного подразделения инспекции ФНС России, в компетенцию которого входит рассмотрение таких вопросов, и (или) от органа (организации, должностного лица), указанного в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации, или иного органа государственной власти, государственного внебюджетного фонда, органа местного самоуправления, должностное лицо не позднее 7 рабочих дней со дня регистрации письменного запроса:
2) направляет запрос в соответствующий орган (организацию, должностному лицу), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, включая региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.
На основании п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пп. 5.1.1, 5.1.3, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 10,11 ст. 85 Налогового кодекса РФ формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
В соответствии со ст. 5 Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы, утвержденных приказами ФНС РФ, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 основные показатели обмена информацией (органы, участвующие в обмене, требования к форматам и структуре файлов, регламент обмена) определяются в порядке информационного обмена, который утверждается совместным приказом Росреестра и ФНС России (далее - Порядок информационного обмена).
В соответствии с п. 4.1 совместного приказа Росреестра N П/302, ФНС РФ N .Y1MB-7-1 1 495 а от 12.08.2011 «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» принятыми считаются только те сведения, которые прошли ФЛК согласно Протоколу обработки. Сведения, не прошедшие ФЛК, после исправления ошибок в соответствии с Протоколом обработки в течение 10 рабочих дней со дня его поступления передаются Управлениями Росреестра в Управления ФНС России повторно.
Кроме того, в соответствии с параграфом 11 Приложения № 3 к Порядку обмена сведениями в электронном виде, утвержденного совместным приказом Росреестра N П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011г. реквизит «цена сделки» является необязательным к заполнению (Табл. 4.12), т.е. отсутствие указанного реквизита в составе файла со сведениями соответствует требованиям ФЛК и не может являться причиной не выгрузки сведений по вышеуказанным объектам.
В материалах дела отсутствуют доказательства о повторном направлении Управлением Росреестра сведений с исправленными ошибками и получении их УФНС России по РТ (таких как Протокол обработки), также как и письменного либо иного уведомления УФНС России по РТ о невозможности предоставления отдельных сведений либо о продлении сроков предоставления.
Исходя из вышеизложенного, Управление Росреестра обязано было устранить причины технических ошибок программного обеспечения и выгрузить вышеуказанные сведения для предоставления в налоговый орган в электронной форме.
Тем самым Управлением Росреестра не исполнена в полном объеме обязанность, предусмотренная п. 4 ст.85 Налогового кодекса РФ.
Кроме того. 18.10.2013 г. в налоговый орган поступило заявление ФИО10 с просьбой произвести перерасчет земельного налога физических лиц на земельный участок, в связи с тем, что данный земельный участок находится в аренде, а не принадлежит ФИО10 на праве собственности. ФИО10 к заявлению приложена копия выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной 22.08.2013 года № 01/105/2013-62. В ходе проверки налоговым органом установлено, что сведение о виде права на земельный участок поступило как собственность, а фактически земельный участок имеет вид права - аренда. Срок, на который установлено ограничение (обременение) права с 09.04.1999г. по 09.04.2024г.
Как указывает Заявитель исправленная информация по сведениям о регистрации прав на объекты недвижимости физического лица ФИО10 была направлена в Управление ФНС России по РТ 28.10.2013г. в составе сведений за 10-дневный период.
Однако, в региональной базе данных УФНС России по РТ по состоянию на 28.12.2013г. (момент рассмот рения апелляционной жалобы Заявителя в УФНС России по РТ) и на 01.04.2014 года отсутствуют сведения о принятии через каналы связи данных, направленных Управлением Росреестра. Дата принятия последних данных по ФИО10 от Управления Росреестра датирована в базе: 02.07.2012г.
Таким образом, Управление Росреестра не представило доказательств передачи исправленных данных в Управление ФНС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
Пункт 4 ст. 85 НК РФ определяет, что органы Росреестра обязаны предоставить сведения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. В данном случае просрочка предоставления сведений составляет существенно больше чем 10 дней. При этом Управлением Росреестра не было принято необходимых мер по уведомлению налогового органа о невозможности предоставления сведений в срок и по устранению технических ошибок программного обеспечения.
Поскольку Заявителем не доказана передача исправленных данных о регистрации прав на объект недвижимости по ФИО10, то, налоговый орган обоснованно привлек Управление Росреестра к ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно за неправомерное несообщение.
В соответствии с п. 101 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, в случае, если для подготовки ответа требуется получение от органа (организации, должностного лица), указанного в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации, должностное лицо не позднее 7 рабочих дней со дня регистрации письменного запроса:
2) направляет запрос в соответствующий орган (организацию, должностному лицу), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, включая региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с п. 4.4 совместного приказа Росреестра N П/302, ФНС РФ N ММВ-7-1 1/495@ от 12.08.2011 при наличии противоречий в информации, предоставленной Управлением Росреестра ранее и необходимости исправления сведений, передача таких исправленных сведений осуществляется в соответствии с пунктами 4.1 или 4.2 настоящего Порядка, т.е. в течение 10 дней.
Как указывает налоговый орган в региональной базе данных УФНС России по РТ по состоянию на 28.12.2013г. отсутствуют сведения о принятии через каналы связи данных, направленных Управлением Росрееестра. Дата принятия последних данных о правах на объекты недвижимости ФИО10 от Управления Росреестра датирована в базе: 02.07.2012г.
Таким образом, подтверждается довод налогового органа о том, что Управление Росреестра не представило исправленных сведений о регистрации прав на объекты недвижимости физического лица ФИО10
Кроме того, в апелляционной жалобе направленной управлением Росреестра в налоговый орган указывает на то, что ошибка обнаружена Управлением Росреестра 01.10.2013 г. и устранена через 18 дней, а именно 18.10.2013г. В этот период от Управления Росреестра в адрес УФНС России по РТ. а также Межрайонной инспекции № 1 ФНС России по РТ заявлений об обнаружении ошибок в предоставленных сведениях, в том числе с указанием предполагаемой даты направления исправленных данных, не поступало. Исправленная информация, как признает Заявитель, была направлена только 28.10.2013 г.
Нарушение порядка предоставления запрашиваемых сведений, выразившееся в неправомерном несообщении сведений налоговому органу, в данной ситуации могло выразиться в существенном нарушении прав налогоплательщика, а именно незаконном доначислении суммы налога в размер 323 713, 59 руб., а также привлечении к налоговой ответственности.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва об оспаривании решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах № 3933 от 26.11.2013 вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва отказать полностью.
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | Э.А. Санчат |