000 , г. Кызыл, ул. Кочетова, дом 91
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл | Дело № А69-800/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2016 года. Полный текст решения изготовлен 23 мая 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Павлов А.Г., при ведении судебного протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Монгуш Н.М., рассмотрев в судебном заседании заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Тыва к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о признании частично недействительным акта выездной проверки и недействительным представления от 03.02.2016 № 12-05-18/04,
при участии в судебном заседании:
ФИО1 представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Тыва по доверенности от 24.03.2016,
ФИО2 – представителя УФК по Республике Тыва по доверенности от 04.05.2016,
установил:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Тыва (далее по тексту – учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее по тексту – надзорный орган) о признании частично недействительным акта выездной проверки и недействительным представления от 03.02.2016 № 12-05-18/04.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 12 мая 2016 года до 15 часов 20 минут 16 мая 2016 года.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, и просит суд удовлетворить заявление.
Представитель надзорного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд установил.
Из материалов дела следует, что надзорным органом проведена плановая выездная проверка учреждения по вопросам исполнения законодательства о контрактной системе за 2014 год.
По результатам проверки надзорным органом составлен Акт выездной плановой проверки от 24.12.2015 № 125, на основании которого учреждению вынесено представление от 03.02.2016 № 12-05-18/04.
Не согласившись с Актом выездной плановой проверки от 24.12.2015 № 125 в части и с представлением от 03.02.2016 № 12-05-18/04 в полном объеме, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что к ненормативным правовым актам относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Таким образом, ненормативный правовой акт - односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.
Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий. Они не могут затронуть прав и законных интересов лиц.
Ненормативные правовые акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер. Форма ненормативного правового акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.
Оспариваемый учреждением Акт выездной плановой проверки от 24.12.2015 № 125 не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, так как по своему содержанию не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, не нарушает его прав и законных интересов и не влечет для него каких-либо иных неблагоприятных последствий, следовательно, данный акт не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, что является основанием для прекращения производства в части требования заявителя о признании Акта выездной плановой проверки от 24.12.2015 № 125 частично недействительным, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта необходимо, чтобы он не соответствовал закону или иному нормативному правовому акту, нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов лиц в сфере экономической деятельности.
Согласно статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль осуществляет, в том числе Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н (далее по тексту – Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора), территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 5.14.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.
Таким образом, Акт выездной плановой проверки от 24.12.2015 № 125 и представление от 03.02.2016 № 12-05-18/04 вынесено надзорным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Как видно из материалов дела, управлению вменяется следующее нарушение:
- допущено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, выразившееся в не отражении на счете бюджетного учета 502.20 «Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)» принятых на 2014 год обязательств по государственному контракту с ОАО «Тываэнергосбыт» от 30.12.2013 № 362/2059 на поставку электрической энергии (мощности).
В силу положений статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса (пункт 1). Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2).
Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н утвержден Единый план счетов бюджетного учета и инструкции по его применению (далее по тексту - Инструкция № 162н).
В соответствии с пунктом 141 Инструкции № 162н счет 050202000 "Принятые денежные обязательства" предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм денежных обязательств, принятых учреждением и подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.
Согласно статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В силу части 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам включает в себя следующие процедуры: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Согласно части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Из смысла и содержания, указанных выше норм права, суд приходит к выводу о том, что учреждение было обязано осуществлять бюджетный учет в соответствии с действующим законодательством, а именно отразить на соответствующем счету обязательства по государственному контракту от 30.12.2013 № 362/2059 на поставку электрической энергии (мощности).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представление от 03.02.2016 № 12-05-18/04 соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы учреждения, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его недействительным.
Руководствуясь статьями 150, 151, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Производство по требованию о признании частично недействительным акт выездной плановой проверки № 125 от 24.12.2015 года прекратить.
В удовлетворении заявления ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Тыва о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 03.02.2016 года № 12-05-18/04 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месяца со дня его принятия.
Судья А.Г. Павлов