ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-887/09 от 20.05.2009 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

667000 г. Кызыл, ул. Кочетова, 91

телефон канцелярии: (39422) 2-11-96

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-887/2009

от 28 мая 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2009 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Донгак О.Ш., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кызыл-оол З.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Тыва Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовне

о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

Монгуш Ч.Б. – представителя заявителя по доверенности,

Рязановой О.А. – представителя индивидуального предпринимателя по доверенности

Петухова Д.И. – свидетеля,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Тыва Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – транспортная инспекция) обратилось 16.04.2009 в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовне о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере от 4000 рублей до 5000 рублей либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Дело рассмотрено в открытом судебном заседании в отсутствие индивидуального предпринимателя. У суда имеется доказательство надлежащего извещения индивидуального предпринимателя о времени и месте судебного разбирательства – телеграмма от 15.05.2009.

В судебном заседании представитель транспортной инспекции просила привлечь индивидуального предпринимателя в административной ответственности за осуществление пассажироперевозок при отсутствии путевого листа.

Как следует из материалов дела, Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовна зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 305170122800010, что подтверждается свидетельством серии 17 № 000087256. Лицензией АСС-17-000242, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Тыва Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовне предоставлено право на перевозку пассажиров автотранспортом на территории Российской Федерации.

Заместителем начальника транспортной инспекции издан приказ от 16.03.2009 № 18 о проведении госинпекторами транспортной инспекции совместно с УГИБДД МВД Республики Тыва проверки на владельцев автобусов, осуществляющих междугородние перевозки, осуществляющих посадку пассажиров на территории г. Кызыла.

В результате проведенной проверки госинспектором составлен рапорт № 000034 от 24.03.2009 и вынесено определение от 25.03.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования № 033 по факту правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 3, 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: за осуществление Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовной 24.04.2009 в 14.20 час. на автотранспорте марки ГАЗ-322132, государственным номером АВ-673-17, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовне, перевозки 10-ти пассажиров по маршруту 7а, без путевого листа, следовательно, по мнению госинспектора, при отсутствии предрейсового медицинского контроля и технического контроля автобуса перед выездом на линию.

Усмотрев в действиях индивидуального предпринимателя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, госинспектор транспортной инспекции составил протокол от 15.04.2009 года № 002720 на индивидуального предпринимателя Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовну о нарушении лицензионных требований (Постановление Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006 п. 5б, Приказ Минтранса России № 2 от 08.01.2007).

Указывая на нарушение индивидуальным предпринимателем Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовной лицензионных требований, а именно на осуществление деятельности по перевозке пассажиров на автобусе ГАЗ-322131 государственным номером АВ-673-17 в отсутствие путевого листа у водителя, т.е. без контроля технического состояния транспортного средства перед выездом на линию, транспортная инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Рязанова Е.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям:

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В пункте 5 Положения установлено, что грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются в том числе использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

В силу подпункта 2.3.7, 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обязаны обеспечивать своевременное прохождение водителями медицинского освидетельствования, контроль состояния водителей перед выездом на линию, а также контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, а также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Так, в пункте 9 данного приказа указано, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Как установлено судом, индивидуальный предприниматель Кара-оол К-К.С. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление 24.03.2009 на автотранспорте марки ГАЗ-322132, управляемым водителем Кара-оол Р.И., государственным номером АВ-673-17, принадлежащем индивидуальному предпринимателюКара-оол К.-К.С., коммерческой перевозки 10-ти пассажиров по маршруту № 7а, без путевого листа, тем самым транспортной инспекцией сделан вывод об отсутствии технического контроля автобуса перед выездом на линию.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Суд приходит к выводу о том, что транспортная инспекция не представила доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях предпринимателя объективной стороны вменяемого правонарушения, поскольку фактические обстоятельства, связанные с соблюдением предпринимателем лицензионных требований и условий, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, транспортной инспекцией в нарушение требований статей 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены.

Суд считает, что транспортной инспекцией нарушен порядок привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Административное правонарушение обнаружено 24.03.2009, что подтверждает рапорт государственного инспектора транспортной инспекции № 000034, акт проверки транспортного средства от 24.03.2009 № 1.

Дело об административном правонарушении возбуждено 25.03.2009 определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 033.

Протокол об административном правонарушении № 002720 был составлен 15.04.2009 года без участия индивидуального предпринимателя Кара-оол К.-К.С. При этом, транспортная инспекция не представила доказательств надлежащего его извещения о времени и месте составления протокола. Согласно представленным транспортной инспекцией копиям повестки от 27.03.2009 № 923, почтового уведомления, индивидуальному предпринимателю было предложено представить транспортной инспекции документы на 14.04.2009 к 9.00 часам, в случае непредставления документов, при этом не указано каких именно документов, предпринимателю предписано явиться к 13.00 часам этого дня для составления протокола.

Протокол - основной процессуальный документ, которым фиксируется факт административного правонарушения. Соответственно, протокол представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении.

Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.

В протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2 статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) указанным лицам предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса. При извещении административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, обязанность по предоставлению этих гарантий, считается соблюденной, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не лишено возможности воспользоваться своими правами.

В рассматриваемом случае протокол составлен в отсутствие индивидуального предпринимателя, кроме того, о рассмотрении дела об административном правонарушении предприниматель также надлежаще не извещен.

При сложившихся обстоятельствах, арбитражный суд признает нарушение, допущенное транспортной инспекцией при составлении протокола об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовны, существенным, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления транспортной инспекции о привлечении индивидуального предпринимателя Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовны к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Управления государственного автодорожного надзора по Республике Тыва Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16.04.2009 о привлечении индивидуального предпринимателя Кара-оол Кок-Кыс Сандыйовны к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья О.Ш.Донгак