АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-897/2009-8
04 мая 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 04 мая 2009 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе:
Председательствующего судьи Санчат Э.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Военного комиссариата Республики Тыва
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 23.03.2009. № 12-02/09-31/ЮЛ,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – главный бухгалтер (удостоверение № ВК-107 от 26.04.2004г.),
от административного органа: ФИО2 – представитель по доверенности от 04.02.2009г.,
установил:
Военный комиссариат Республики Тыва (далее – Комиссариат) обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 23.03.2009. № 12-02/09-31/ЮЛ.
В судебном заседании заявитель поддержала заявленные требования и пояснила, что административным органом нарушена процедура привлечения Комиссариата к административной ответственности, а именно, составлены два протокола об административном правонарушении по одному и тому же факту. Кроме этого, по мнению заявителя, калькулятор стоимостью 480 рублей не относится к основным средствам, поскольку срок его годности менее 12 месяцев, в связи с чем оснований для привлечения Комиссариата к административной ответственности не имеется.
Представитель административного органа не согласился с заявленными требованиями и пояснил, что постановление вынесено обоснованно и в соответствии с действующим законодательством. Ссылка заявителя на сроки по калькуляторам не соответствует общероссийскому классификатору основных фондов.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил:
Как следует из материалов дела, за период с 22.01.2009г. по 06.03.2009г. контролерами-ревизорами административного органа в присутствии руководителя Комиссариата и помощника руководителя проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Комиссариата за 2007-2008 годы, в ходе которой установлена выдача в подотчет денежных средств в сумме 10 000 рублей по подстатье расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», на которые приобретен, в том числе, калькулятор в количестве 1 единицы по цене 480 рублей, в то время как, по мнению административного органа, приобретение калькулятора следовало произвести за счет предметной статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств».
Результаты проверки оформлены актом № 05 от 06.03.2009г.
06.03.2009г. главным контролером-ревизором административного органа ФИО3 составлен в отношении Комиссариата протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нецелевом использовании средств федерального бюджета в сумме 480 рублей.
В связи с составлением протокола с нарушениями определением от 16.03.2009г. руководителем административного органа возвращен протокол от 06.03.2009г. и иные материалы в отношении Комиссариата должностному лицу, составившему протокол, для устранения имеющихся недостатков.
18.03.2009г. главным контролером-ревизором административного органа ФИО4 составлен в отношении Комиссариата протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нецелевом использовании средств федерального бюджета в сумме 480 рублей.
Постановлением от 23.03.2009г. № 12-02/09-31/ЮЛ Комиссариат признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Комиссариат обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Исходя из анализа указанных норм, следует, что организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела, средства федерального бюджета, поступившие по расходному расписанию № 187/59031/002 от 18.01.2008г., сняты Комиссариатом в кассу по заявке на получение наличных денежных средств от 15.05.2008г. № 14 и оприходованы по приходному кассовому ордеру № 17 от 16.05.2008г.
По расходному кассовому ордеру № 35 от 13.05.2008г. из кассы Комиссариата выданы помощнику начальника отдела по хозяйственным вопросам средства в сумме 10 000 рублей по подстатье расходов 340 («Увеличение стоимости материальных запасов»).
Согласно авансовому отчету б/н от 13.05.2008г. на 10 000 рублей, к которому приложены товарный чек б/н, чек контрольно-кассовой машины № 23 от 31.01.2008г., за счет федерального бюджета приобретен, в том числе, калькулятор в количестве 1 единицы по цене 480 рублей.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина РФ от 25.12.2008г. № 145н (в редакции от 23.01.2009г.), на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе:
зданий и сооружений (включая квартиры в многоквартирном доме),
машин, оборудования и инструментов (включая транспортные средства, медицинский инструментарий, сценическо-постановочное оборудование, наглядные пособия и экспонаты, производственный и хозяйственный инвентарь),
библиотечного фонда (на бумажных и иных носителях),
драгоценностей и ювелирных изделий,
прочих основных средств (предметов мебели, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота и пр.),
вооружения, военной и специальной техники.
Согласно Общероссийскому классификатору основных средств, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994г. № 359 (далее – ОКОФ), к материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов.
При этом разъяснено, что к подразделу «Машины и оборудование» относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию.
В зависимости от основного (преобладающего) назначения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные.
Информационное оборудование предназначено для преобразования и хранения информации. К информационному оборудованию отнесено оборудование систем связи, средства измерения и управления, средства вычислительной техники и оргтехники, средства визуального и акустического отображения информации, средства хранения информации, театрально - сценическое оборудование.
К оргтехнике относятся множительно-копировальная техника, офисные АТС, пишущие машины, калькуляторы и др.
Таким образом, из анализа положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, Общероссийского классификатора основных средств следует, что калькулятор как вид оргтехники, являющейся информационным оборудованием, относится к материальным основным средствам.
Следовательно, приобретение калькулятора следовало произвести за счет предметной статьи расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств».
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт нецелевого использования Комиссариатом бюджетных средств, что свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку оно нарушает установленный порядок функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
Несостоятелен довод заявителя о составлении двух протоколов об административном правонарушении по одному и тому же факту.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, если при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении установлено, что протокол и другие материалы дела составлены и оформлены неправомочным лицом, протокол и другие материалы составлены и оформлены неправильно либо представленные материалы являются неполными и при рассмотрении дела не могут быть восполнены, выносится определение, в котором разрешаются указанные вопросы.
Следовательно, действие руководителя административного органа, направленное на устранение недостатков в составлении протокола, оформленное в виде определения о возвращении протокола об административном правонарушении от 16.03.2009г., соответствует указанным требованиям.
Суд также признает допущенную административным органом опечатку при указании наименования Комиссариата несущественным нарушением, не влекущим ущемления прав и законных интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Таким образом, из материалов дела суд установил, что требования законодательства административным органом соблюдены, протокол рассмотрен, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, привлечение Комиссариата осуществлено в пределах сроков, установленных ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскание государственной пошлины по данной категории спора не производится.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Военного комиссариата Республики Тыва, находящегося по адресу: <...>, ИНН <***>, об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о назначении административного наказания от 23.03.2009. № 12-02/09-31/ЮЛ, г.Кызыл, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее десяти дней со дня его вынесения.
Судья Э.А.Санчат