ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-10161/16 от 17.10.2016 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-10161/2016

31 октября 2016 года

Решение в виде резолютивной части изготовлено 17 октября 2016 года.

Мотивированное решение по ходатайству ответчика изготовлено 31 октября 2016 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 об оспаривании решения № 31943 от 05.02.2016,

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) об оспаривании решения № 31943 от 05.02.2016.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 17.08.2016 заявление принято к производству в упрощенном порядке.

Решением Арбитражного суда Тюменской области в виде резолютивной части от 17.10.2016 заявленные требования удовлетворены.

25.10.2016 от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу.

В силу положений ч. 3 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы и возражения сторон, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05.02.2016 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 вынесено Решение № 31943 о привлечении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (далее - ТюмГНГУ) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 100 рублей (далее - Решение).

Основанием для привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения явилось неисполнение ТюмГНГУ обязанности по своевременному представлению в налоговый орган по месту нахождения организации сообщения о создании на территории Российской Федерации с 20.08.2015 обособленного подразделения «библиотечно\издательский комплекс» (по адресу: 625027, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72,16) и о создании с 20.10.2014 обособленного подразделения «библиотечно\издательский комплекс» (по адресу: 625027, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38, 2). Таким образом, по мнению налогового органа, в действиях (бездействии) ТюмГНГУ усматривается нарушение пп. 2, п.3, п.7ст. 23 НК РФ.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25,03.2016 № 314 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет». 06.04.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений в учредительные документы.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – Управление, вышестоящий налоговый орган).

По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 13.05.2016 №222, которым жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что указанные выше обособленные подразделения «библиотечно\издательский комплекс», расположенные по адресам: 625027, г.Тюмень, ул.Мельникайте, 72,16; 625027, г.Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38, 2 не нуждаются в постановке на учет в налоговом органе, поскольку федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет», в состав которого входят данные обособленные подразделения, состоит на учете в налоговом органе на территории муниципального образования город Тюмень. При этом, по мнению Учреждения, различные почтовые адреса головной организации и обособленного подразделения в одном населенном пункте при отсутствии системы раздельной регистрации юридических лиц применительно к внутреннему административному делению населенного пункта не создают у организации обязанности повторной постановки на учет, так как его место нахождение и место нахождение его подразделения одинаково.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно п.1.5 Устава Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.07.2015 № 668, место нахождения Университета: г. Тюмень.

В соответствии с ч.3 ст.54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Соответственно в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» - 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 38.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Структурное подразделение «библиотечно\издательский комплекс» находится на территории, где налоговый учет и контроль осуществляет тот же налоговый орган, в котором заявитель состоит на учете в качестве налогоплательщика (ИФНС России по г. Тюмень № 3).

Как следует из уведомления ИФНС России по г.Тюмень № 3 от 10.12.2015 № 260260368 о постановке на учет российской организации в налоговом органе структурное подразделение «библиотечно\издательский комплекс» находится на территории, где налоговый учет и контроль осуществляет тот же налоговый орган, в котором ТИУ состоит на учете в качестве налогоплательщика (ИФНС России по г, Тюмень № 3).

На основании вышеизложенного, по мнению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет», отсутствует обязанность по постановке на учет структурного подразделения библиотечно\издательский комплекс» в налоговом органе по месту нахождения организации.

Поскольку отсутствуют основания для постановки на учет в налоговом органе структурного подразделения (библиотечно\издательский комплекс», то объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ, также отсутствует.

Структурное подразделение «библиотечно\издательский комплекс» находится на территории того же муниципального образования - город Тюмень.

Налоговый орган в представленном отзыве не соглашается с заявлением Учреждения, считает данное заявление незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в порядке, установленном Правительством РФ.

По данным ЕГРЮЛ адрес федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» - 625000, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, 38.

Адреса оспариваемых «библиотечно\издательских комплексов» не совпадают с адресом указанным в ЕГРЮЛ, следовательно, по мнению ответчика, библиотечно\издательские комплексы», расположенные по адресам: 625027, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72, 16 и 625027, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38, 2 являются территориально обособленными подразделениями.

Нежилые помещения по указанным адресам находятся в собственности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет».

Кроме того, по месту нахождения обособленных подразделений 25.02.2014 зарегистрирована контрольно-кассовая техника (ЭКР 2102 К), дата снятия с учета ККТ не установлена.

Пунктом 4 ст. 83 НК РФ установлено, что при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Таким образом, по утверждению ответчика, в случае создания организацией нового обособленного подразделения на территории одного муниципального образования и подведомственной одному налоговому органу, в котором эта организация состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, учет этого нового обособленного подразделения осуществляется указанным налоговым органом на основании сообщения, представляемого организацией в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Данный вывод по утверждению ответчика подтверждается письмом Минфина от 09.03.2010г. №03-02-07/1-100.

Пунктом 1 статьи 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ.

Таким образом, по утверждению ответчика, налогоплательщик не исполнил обязанность по своевременному представлению в налоговый орган Сообщения о создании на территории РФ обособленного подразделения организации по месту нахождения организации, тем самым совершил виновное противоправное деяние, за которое п.1 ст.126 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность.

Признавая незаконным и отменяя ненормативный правовой акт налогового органа от 05.02.2016, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 83 НК РФ предусмотрено, что при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» состоит на налоговом учете в ИФНС России № 3 по г. Тюмени - по месту своего нахождения, имеет ИНН/КПП7202028202/720301001, ОГРН 1027200811483.

Таким образом, местом нахождения заявителя является г.Тюмень.

Различные почтовые адреса головной организации и обособленного подразделения в одном населенном пункте при отсутствии системы раздельной регистрации юридических лиц применительно к внутреннему административному делению населенного пункта не создают у налогоплательщика обязанности повторной постановки на учет, так как его место нахождения и место нахождения его подразделения совпадают.

Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 28.02.2001 №5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.

При указанных обстоятельствах заявление Учреждения подлежит удовлетворению.

Заявителем по делу уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей.

Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации № 31943 от 05.02.2016.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 в пользу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» судебные расходы в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия резолютивной части решения, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья

Минеев О.А.