АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-10188/2020 |
26 августа 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2020 года. Полный текст решения изготовлен 26 августа 2020 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Тюменьнеруд» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании отказа в удовлетворении заявления о внесении изменений в лицензию на пользование недрами ТЮМ 80321 ТЭ, выраженного в приказе от 13.05.2020 № 487-ОД, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии
от заявителя – ФИО1 генеральный директор, ФИО2 на основании доверенности от 18.12.2019,
от ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 31.10.2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Тюменьнеруд» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее – ответчик, Департамент) об оспаривании отказа в удовлетворении заявления о внесении изменений в лицензию на пользование недрами ТЮМ 80321 ТЭ, выраженного в приказе от 13.05.2020 № 487-ОД, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурса Общество признано победителем и получило лицензию на право пользования недрами от 24.11.2014 серии ТЮМ № 80321 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка на участке недр местного значения «Болото Буторлыга». Срок окончания действия лицензии – 24.11.2029.
Положениями Условий и порядка проведения конкурса на право пользования недрами с целью разведки и добычи песка на участке недр местного значения «Болото Буторлыга», утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 30.06.2014 №354-п предусмотрено следующее:
- срок выхода добывающего предприятия на проектную мощность установлен не позднее 24 месяцев со дня регистрации лицензии (пункт 4.1.6);
- технико-экономические предложения, связанные с намечаемым пользованием недр, должны содержать, в том числе, технико-экономические показатели ведения работ, в том числе, технические и технологические возможности участника конкурса, обеспечивающие ускоренный ввод участка недр в разработку (приложение № 5 к Условиям и порядку проведения конкурса).
Заявкой от 27.08.2014 №388 Общество выразило согласие с основными условиями пользования недрами, установленными Условиями и порядком проведения конкурса в соответствии с утвержденной документацией Правительством Тюменской области и в случае признания его победителем было согласно на включение их в состав лицензии на право пользования недрами.
Согласно технико-экономическим предложениям Общества, связанные с намечаемым пользованием недрами участка «Болото Буторлыга»:
- выход предприятия на проектную мощность предполагался к 16.05.2016;
- в качестве основного источника финансирования освоения участка запланированы доходы от текущей деятельности - разработки и реализации продукции действующих песчаных и глиняных карьеров;
- в случае непредвиденных обстоятельств в качестве дополнительных источников финансирования предполагалось использовать средства на депозитном счете; средства, которые планировалось направлять на выплату дивидентов участникам общества; финансовая помощь участника Общества.
В соответствии с пунктом 3.9. Лицензии срок выхода на проектную мощность - не позднее 24 месяцев со дня государственной регистрации, то есть в срок до 24.11.2016.
Из пояснений заявителя следует, что в связи с изменением экономической ситуацией в стране и отсутствием экономической рентабельности данного проекта в настоящее время Общество 14.04.2020 обратилось в Департамент по вопросу продления срока выхода на проектную мощность на участке недр местного значения «Болото Буторлыга» до 01.05.2025 и установлением объемов добычи песка: на 2020-2024 гг. - 0 тыс.м3, с 2025-2029 - 1 816,96 тыс.м3 в год.
Приказом Департамента от 13.05.2020 №487-ОД отказано в удовлетворении заявления Общества о внесении изменений в лицензию на пользование недрами ТЮМ 80321 ТЭ в части продления срока выхода предприятия на проектную мощность и годовых объемов добычи песка по основаниям, указанным в приложении приказу.
Так, Департамент указал, что изменение экономической ситуации в стране и отсутствие у Общества экономической рентабельности данного проекта (с учетом неоднократности пересмотра условий лицензии по данным основаниям), не свидетельствуют о возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия на пользование недрами была предоставлена.
Кроме того, условия лицензии, вытекающие из условий конкурса (аукциона), могут быть изменены только в исключительных случаях при обязательном согласовании этих изменении с теми органами, в компетенцию которых входит согласование первоначальных условий (статья 101 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ).
Из оспариваемого отказа также следует, что предоставление Обществу возможности изменять существенные условия лицензии на пользование недрами, по сути, означает предоставление Обществу новой лицензии на право пользование участком недр с иными условиями и сроками их выполнения, без проведения конкурса (аукциона), что противоречит требованиям закона. Изменение условий лицензии на пользование недрами в рассматриваемом случае является фактическим изменением предмета конкурса после его завершения.
Полагая, что отказ Департамента в удовлетворении заявления о внесении изменений в лицензию на пользование недрами нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Позиция Общества мотивирована положениями законодательства о недрах, которым предоставлено право лица обратиться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. Общество ссылается на то, что изменены первоначальные границы добычного участка, снижены цены на песок, а также увеличены цены на электроэнергию и дизельное топливо. На сегодняшний день Обществом проделана масштабная работа для освоения данного участка в будущем. Расходы по данному проекту составили 150 000 000 рублей. Технической возможности для выхода на проектную мощность в 2020 году Общество не имеет, в связи с тем, что для добычи песка на лицензионном участке необходимо выполнить строительство объектов, что потребует 60 000 000 рублей. Таким образом, по мнению заявителя, Общество имеет в наличии объективные преграды для выхода на проектную мощность. Законодательство не содержит запрета на изменение условий лицензионного соглашения, независимо от порядка предоставления лицензии, в том числе, по конкурсу.
Ответчик возражает против заявленных требований, в отзыве указывает на то, что законодательство не устанавливает обязанность органа, предоставившего лицензию, вносить изменения в условия лицензии на пользование недрам. Департаментом в полном объеме поддержана позиция и выводы оспариваемого отказа.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей ответчика, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, в том числе, разведки и добычи песка регулируются Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).
В силу статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пунктом 7 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Следовательно, законодательство не устанавливает обязанность органа, предоставившего лицензию, вносить изменения в условия лицензии на пользование недрами, поскольку условия лицензии могут быть пересмотрены при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. При этом обязанность по представлению доказательств наличия таких обстоятельств в орган, предоставивший лицензию, лежит на недропользователе.
Как установлено судом и отмечено выше, исходя из даты регистрации лицензии на пользование недрами ТЮМ 80321 ТЭ – 24.11.2014, Общество обязано было выйти на проектную мощность в срок до 24.11.2016.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что на основании заявлений Общества, по причине отсутствия финансовых возможностей, срок выхода на проектную мощность неоднократно продлялся, а именно, до июля 2017 года, до 01.07.2019, до 01.07.2020.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае указываемое Обществом изменение экономической ситуации в стране и отсутствие у Общества экономической рентабельности данного проекта (с учетом неоднократности пересмотра условий лицензии по данным основаниям), не свидетельствуют о возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия на пользование недрами была предоставлена.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Обществом в материалы дела не представлено доказательств обратного.
В данном случае суд разделяет вывод Департамента о том, что изменение условий лицензии на пользование недрами следует рассматривать как фактическое изменение предмета конкурса после его завершения, что является недопустимым.
Доводы Общества судом проверены, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают позиции и выводов Департамента.
Учитывая изложенное, принимая во внимание указанные выше нормы и фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ Департамента, является законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания судом оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными необходимо наличие двух условий: не соответствие оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При вышеизложенных обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным Приказа от 13.05.2020 № 487-ОД, удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.
Излишне уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату Обществу на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Тюменьнеруд» из федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 1539 от 23.06.2020 на сумму 6000 руб. Выдать справку на возврат.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Безиков О.А. |