ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-10830/2021 от 26.08.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-10830/2021

02 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 сентября 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Скачковой О.А., рассмотрев в судебном заседании заявление

некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» (ОГРН 1147232010530, ИНН 7204201389, дата регистрации: 28.02.2014, адрес: 625048, Тюменская область, город Тюмень, Новгородская ул., д. 10)

к Государственной жилищной инспекции Тюменской области

о признании недействительным предписания от 08.06.2021 № ТО-14-0707/2021,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Соболевой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Ткачук Н.М., доверенность от 15.12.2020,

от заинтересованного лица – Бояршинова Е.С., доверенность от 05.10.2020,

установил:

некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» (далее – заявитель, фонд, НО «ФКР ТО») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным предписания от 08.06.2021 № ТО-14-0707/2021.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, устно уточнил их редакцию.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к нему.

Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника инспекции - главного государственного жилищного инспектора Тюменской области Боровицкой Л.Ф. от 07.06.2021 № 1022/2021 в отношении НО «ФКР ТО» проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения предписания от 28.04.2021 № ТО-14-0532/2021 по многоквартирным домам №№ 92, 95, 97 по ул. Мельникайте г. Тюмени, №№ 15. 51 по ул. Минской г. Тюмени, №№ 39, 38 по ул. Одесской г. Тюмени, № 10 по ул. Метелёвской г. Тюмени, № 60 по ул. Семена Ремезова г. Тобольска, № 41 по ул. Свердлова г. Ялуторовска, № 109 по ул. Свободы г. Ялуторовска, № 96 по ул. Мельникайте г. Тюмени, № 22 по ул. Одесской г. Тюмени, № 8 по ул. Уватско г. Тобольска.

В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что предписание
от 28.04.2021 № ТО-14-0532/2021 не выполнено в полном объеме.

По результатам проверки в отношении НО «ФКР ТО» 08.06.2021 составлен акт и вновь выдано предписание № ТО-14-0707/2021, со сроком исполнения до 02.08.2021
(с учетом письма о внесении изменений в предписание).

Не согласившись с указанным предписанием, НО «ФКР ТО» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – система, ГИС ЖКХ) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (статья 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».)

Пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (пункту 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ).

Как следует из части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Из анализа приведенных норм права следует, что платежные документы на оплату, в том числе и взносов на капитальный ремонт,  должны размещаться в ГИС ЖКХ и в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора обязанность по оформлению платежных документов в части взносов на капитальный ремонт и, соответственно, размещению платежных документов в системе в электронной форме возлагается на регионального оператора.

Как следует из материалов дела, по указанным многоквартирным домам платежные документы в ГИС ЖКХ размещены не в полном объеме (платежные документы размещены не по всем помещениям в указанных многоквартирных домах).

Вместе с тем, исходя из приведенных выше норм права, в данном случае на НО «ФКР ТО», как на лице, ответственном за представление платежных документов, лежит обязанность по размещению платежных документов в ГИС ЖКХ.

Заявитель утверждает, что полномочия по размещению информации в ГИС ЖКХ возложены на ОАО «ТРИЦ».

Согласно пункту 1.1 договора на оказание услуг от 29.05.2015
№ 63 (далее – договор) ОАО «ТРИЦ» является исполнителем, на которого возложены обязанности по организации системы платежей, расчету суммы взносов, формированию лицевого счета, печати платежных документов, доставке платежных документов до почтового ящика

Полномочия по внесению информации в ГИС ЖКХ переданы ОАО «ТРИЦ»
на основании соглашения от 05.06.2018 (далее - соглашение).

Между тем, исходя из положений пункта 2.7 договора и пунктов
2.2, 2.3 соглашения следует, что НО «ФКР ТО» осуществляет контроль за деятельностью ОАО «ТРИЦ», стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 7.1 соглашения во всем остальном, что не предусмотрено соглашением, стороны руководствуются законодательство Российской Федерации.

Таким образом, ОАО «ТРИЦ» выступает в роли подрядной организации, с которой НО «ФКР ТО» заключила соглашение на исполнение ее обязанности по размещению платежных документов в ГИС ЖКХ, однако ответственность за не размещение информации в ГИС ЖКХ лежит на НО «ФКР ТО» как на региональном операторе в силу требований жилищного законодательства. Передача полномочий ОАО «ТРИЦ» по размещению информации в ГИС ЖКХ на основании гражданско-правового соглашения не освобождает НО «ФКР ТО» от ответственности перед собственниками помещений в многоквартирных домах, которые уплачивают взносы на капитальный ремонт в НО «ФКР ТО», за размещение платежных документов в ГИС ЖКХ.

Также судом не принимаются доводы о неисполнении Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, поскольку пунктами 16 и 17 указанного приказа не предусмотрено размещение НО «ФКР ТО» платежных документов в ГИС ЖКХ.

Кроме того в соответствии с письмом инспекции от 23.07.2021 № 7681/21 в предписание от 08.06.2021 № ТО-14-0707/2021 внесены изменения, слова «п. 16 Раздел 9 приказ Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016» заменены словами «ч. 1 ст. 171 ЖК РФ», срок внесения таких изменений не влияет суть выявленного нарушения.

Судом также не принимаются доводы заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания, так как исходя из его содержания фонду предоставлена самостоятельность в вариантах его исполнения и установлен разумный срок. При этом заявитель, при наличии неясностей в содержании или невозможности выполнения предписания, не лишен права обратиться в уполномоченный на контроль орган с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения. Доказательств того, что заявитель обращался в инспекцию по указанному вопросу или с заявлением о продлении срока его исполнения, из материалов дела не следует.

Оценивая иные доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам суд с учетом перечисленных положений действующего законодательства, содержания оспариваемого предписания и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов заявителя обоснованными.

С учетом изложенного, судом установлено, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение допущенных нарушений и является исполнимым.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы заявления и отзыва на него по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого предписания инспекции положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении доводы, в арбитражный суд не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оснований для вывода о несоответствии оспариваемого предписания инспекции от 08.06.2021 № ТО-14-0707/2021 требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда не имеется.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по делу в сумме 3000 руб. относятся на заявителя.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 АПК РФ настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» о признании недействительным предписания от 08.06.2021 № ТО-14-0707/2021 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Скачкова О.А.